Б. Операционализация основных понятий

Структурная

Понятие Виды
Мотивация   · Внешняя – внутренняя · Положительная – отрицательная · Устойчивая – неустойчивая · Индивидуальная - групповая
Услуги · Добровольные – вынужденные · Взаимные – односторонние · Платные – бесплатные · Анонимные - публичные

Факторная

Факторы, влияющие на выбор услуг

Понятие Факторы позитивного влияния Факторы негативного влияния
Бесплатная медицина 1. Отсутствие платы 2. Установление диагноза 3. Высокое качество обслуживания 4. Уровень квалификации специалистов 1. Очереди 2. Длительное время ожидания
  1. Отсутствие специального дорогостоящего оборудования
Платная медицина 1. Быстрое, оперативное обслуживание 2. Высокое качество обслуживания 3. Уровень квалификации специалистов 4. Наличие дорогостоящего оборудования 5. Возможность консультации и обследования у любого специалиста. 1. Высокие цены

Организационно-методический раздел

Определение метода выборки.

Исследование носит разведывательный характер. Тип выборки - целенаправленный, метод отбора – метод снежного кома. Объем выборки n = 10 человек. В данной стратегии исследования – качественной - важно не количество опрошенных, а полнота и насыщенность информации.

Единица социологического анализа – потребители медицинских услуг. Планируется опросить мужчин (5 человек – 50%) и женщин (5 человек – 50%) в возрасте от 18 до 45 лет. Главный признак, обеспечивающий попадание в выборку – пользование платными и бесплатными медицинскими услугами

Рабочий план исследования (сроки и этапы работы)

Этапы Срок
I.Подготовительный этап: -определение объекта исследования, -разработка программы исследования (в том числе интервью для массового опроса),   каждую процедуру обозначить сроками: от…до…  
II. Полевая работа: -тиражирование вопросов интервью, -сбор первичной информации, -совокупность операций, связанных с обработкой полученной первичной маркетинговой информации    
III.Подведение и обобщение итогов: -анализ полученных данных и формулировка рекомендаций  

Характеристика методов сбора первичной информации.

Данное исследование проводится в форме интервью. По способу: очное; индивидуальное; по характеру: направленное; по степени формализации: свободное.

Свободное направленное интервью состоит из открытых вопросов, то есть имеется гайд интервью. Выбор метода сбора информации вытекает из особенностей изучаемой проблемы, характера объекта, поставленных задач.

Методы обработки и анализа информации.

Для анализа информации будет применяться метод анализа текстов интервью, с последующей интерпретацией.

АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ

Вопрос платности и бесплатности медицинских услуг давно волнует население нашей страны. Проведя анализ результатов исследования, можно сказать, что равнодушных в этом вопросе не осталось. Итак, сбор интервью осуществлялся методом свободного по технике (с открытыми вопросами и гайдом) интервью, в опросе приняло участие 10 человек, из них 5 мужчин и 5 женщин. Применялся стихийный метод для поиска респондентов. Интервью проходило в свободной форме, в среднем по времени каждое занимало 30 минут. Мною задавались вопросы, а респонденту было выделено достаточно времени на рассуждение и развернутый полный ответ. В итоге получилось 10 достаточно объемных интервью. В опросе принимали участие совершенно разные люди, среди них студенты, медики, пенсионеры и чиновники.

Большинство опрашиваемых при ответе на вопрос о выборе вида медицинских услуг твердо заявляли что пользуются только услугами платных медицинских клиник и центров. Аргументы и пояснения при этом были самыми разными, например такой «Выбираю платную. Она более доступна, квалифицированна, качественна». На вопрос о том, что подразумевается под словом «доступна», мною был получен ответ «Не нужно сидеть в очереди и ждать когда примет нужный тебе врач. Все врачи ежедневно принимают, и поскольку прием ведется по записи, то нет никаких очередей». Это практически самый распространенный ответ на вопрос о том, почему выбор делается в сторону платной медицины. Но были и другие ответы, например такие как «Выбираю платную, потому что есть знакомый врач». В этом случае мотивация базируется на основе личного доверия к врачу. Конечно, если есть выбор, к какому врачу идти пойдешь к тому, которого знаешь. Здесь спорить не приходится.

Практически 60% опрошенных чаще всего обращаются в платную клинику, и здесь большую роль играет оперативность, качество обслуживания и то, что у большинства в коммерческих организациях есть знакомые врачи, 20% совершенно четко ответили, что всегда обращаются в поликлинику по месту жительства, а еще 20% ответили что предпочитают не болеть, поскольку болеть в наше время очень «накладно». Был и такой ответ «Выбираю бесплатную медицину. Пока еще верю в нее». Среди опрашиваемых эту веру разделяют прямо скажем не многие, я бы даже сказала единицы. В этом выборе главную роль играет отсутствие платы за медицинские услуги, что не может не привлекать. Но тем не менее многих и отталкивает. При проведении интервью, я четко определяла свою позицию. Я не склоняю опрашиваемого ни в одну из сторон этого вопроса. И моя самая главная цель узнать истинное отношение населения к этому вопросу. Ведь он немаловажный в нашей жизни. Огорчают ответы такого типа как «У нас нет квалифицированных специалистов» или «Разве у нас больницы? Там убьют, а не вылечат». От негативного отношения никуда не денешься. И радует что таких ответов совсем не много. Но их может стать больше. Один из вопросов звучал так «Как Вы относитесь к переводу медицины на самоокупаемость?» и тут конечно без эмоций не обошлось. 90% процентов ответили, что относятся отрицательно и считают что у людей должен быть выбор. Подчеркивается наличие тех людей, которые не в состоянии оплачивать медицинские услуги и являются «клиентами» поликлиник и городских больниц именно потому, что платить деньги за медицинские услуги там по большей части не нужно. Таких людей очень много, а этот закон не оставляет им возможности продолжать быть этими «клиентами» и дальше. Многие переживают за то, что с переходом медицины на самоокупаемость цены на услуги «взлетят до небес». Один из респондентов ответил так «Отношусь отрицательно. Для такого перехода в стране необходим достаточно высокий морально-этический уровень». По моему мнению этот переход – ошибка. Поскольку всегда должен быть выбор, а нам этого выбора не оставляют. И это не правильно.

Говоря о таком важном вопросе, как качество обслуживания, то здесь я постаралась получить как можно больше информации. Некоторые из опрашиваемых прямо говорили что не видят большой разницы в качестве обслуживания. Но большинство, практически 70%, ответили что качество выше в платных клиниках. Аргументы были самыми разными. Например такой «В платной качество выше. Мы ведь платим деньги за то, чтоб нам улыбались». Такой ответ хорошо отражает тот момент что потребители услуг платят деньги за то чтоб «им улыбались», за то чтоб не сидеть в очереди, но это еще не значит что деньги платятся за качество услуги. Затрагивая в этом вопросе тему квалификации врачей можно сказать что опрашиваемые в основном не делят специалистов на работников платной и бесплатной медицины, говоря о том что « Учеба у всех одинаковая » и что « Как правило в платных клиниках работают те, кто ранее работал в государственных медицинских учреждениях». Присутствую так же два таких противоположных мнения. Первое аргументирует высокое качество наличием лучшей аппаратуры и персонала, а второе подчеркивает что в платной клинике «угробить здоровье можно еще и заплатив за это деньги ». Здесь, играет большую роль личный опыт опрашиваемых. На данный момент коммерческих клиник в городе очень много, но чтобы пересчитать тех, которые пользуются популярностью, хватит пальцев одной руки. О них узнают чаще всего от знакомых и близких людей, по совету коллег на работе, от друзей. У большинства есть опыт в вопросах медицины, у кого то совсем не большой, а у кого то достаточный для того чтоб сделать выводы. При опросе одного из респондентов мне удалось получить даже такой ответ -«Сегодня посетила травмпункт (муж повредил ногу), где большими буквами везде, где можно, развешаны объявления, о том что, все граждане РФ получают бесплатную медицинскую помощь!!! Народу огромное количество. Всем назначено одно и то же время!!! Гоняют из одного кабинета в другой (хирург - гипсовая - рентген - хирург - гипсовая) и везде надо встать в очередь!!! И это все надо проделать на одной ноге!!! Там даже перила не предусмотрены на выходе с 10-тью ступеньками. А еще на выходе мы услышали в свой адрес - "Вы еще не раз к нам вернетесь! Бог видит, кого обидят! Раз пришел, значит ты плохой человек!" Вот такое отношение в бесплатной больнице... Причем, практически, в любой. То ли дело в платной - там мне медперсонал анекдоты рассказывал, чтобы отвлечь от боли. По имени-отчеству обращаются, по времени принимают! Я - за платную, но в разумных пределах, медицину!!!».

Если говорить о том, что привлекает и отталкивает потребителей в платных клиниках и обычных поликлиниках, то здесь все ответы практически идентичны. Самыми главными и неоспоримыми плюсами бесплатной медицины по результатам интервью стали бесплатность услуг и большой опыт врачей. Но как известно если есть плюсы, то должны быть и минусы. Таковыми являются бесконечные очереди в поликлиниках, зачастую недоброжелательное отношение к пациентам, а в некоторых случаях даже грубость. Что же касается платных клиник, то здесь плюсы это сервис, отсутствие очередей и оперативность обслуживания. Такие пункты как квалификация врачей и, как говорят, знание «кухни» присущи, в той или иной степени, и платной медицине и бесплатной.

Затрагивая еще один важный вопрос в этой теме, вопрос цен на медицинские услуги надо сказать что, большую часть, 60% опрошенных цены на медицинские услуги не устраивают. 20 % ответили так « Не всегда устраивают, но в целом цены нормальные ». И еще 20% опрошенных цены полностью устраивают. В среднем по городу цены в коммерческих клиниках одинаковые. И практически в каждой клинике существует система скидок, предусматривающая скидки для пенсионеров и инвалидов.

Оценивая работу медицинских учреждений города, опрашиваемые в большинстве своем затруднялись ответить на вопрос о том где пациент больше защищен. Но, немного обсудив эту тему, они отвечали, и вот что из этого получилось. Для 50% опрошенных работа медицинских учреждений города не удовлетворительна. Они не чувствуют себя защищено и отзываются об этом так « К нашим медикам лучше не попадать ». Есть и другие варианты. 30% работа медицинских учреждений полностью устраивает. Поскольку «Приказы министерства здравоохранения для всех одинаковы».

Если говорит о главных мотивах потребления, то здесь бесспорно первое место занимает цена и качество. Для большинства потребителей важно чтоб осмотр или та или иная процедура были проведены быстро, т.е без очередей, качественно и плата за это была умеренной. Зачастую о квалификации врачей эта часть опрошенных не задумывается. Но не все так беспечны. Для другой части опрошенных квалификация врача стоит выше всего, а значит и качество превыше всего. Что касается отношения пациентов к платной и бесплатной медицине, то нужно сказать что здесь лидером является все же платная. Ей потребители выказывают больше доверия и расположения нежели бесплатной. Но стоит заметить что цены в таких коммерческих клиниках мало кого устраивают. Потребители считают что они завышены и в большинстве случаев цена не соответствует качеству.

Данные, полученные при анализе глубинного интервью, представлены в следующей таблице.

Тема Оценка Высказывание Предположение
Ценовая политика неудовлетворительная «Цены завышены в среднем на 30%» Несоответствие цены качеству
Качество обслуживания В целом удовлетворительная «Профессионализм не зависит от места работы» В поликлинике у врача больше опыта, а в коммерческой клинике жесткий отбор персонала.
Работа медицинских учреждений удовлетворительная «Приказы министерства здравоохранения для всех одинаковы» Проверки министерства здравоохранения проходят и поликлиники и частные коммерческие клиники.    
Факторы влияющие на выбор медицинского учреждения 3 основных фактора: 1. качество 2. квалификация врача 3. цена «Доступность по ценам, качество обслуживания, «имя» ведущего специалиста»  
Переход медицины на самоокупаемость неудовлетворительная «Не все смогут платить. У человека должен быть выбор» Возможности выбора не остается

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В вопросах здоровья не может быть равнодушных и безучастных. Эта тема волнует всех и каждого. Что выбрать, поликлинику или коммерческую клинику? Где лучше? Где квалификация врачей выше? Где не навредят, а помогут? На эти, и многие другие вопросы нужно ответить при выборе медицинского учреждения для себя, своих детей, близких и родных. Благо на данный момент выбор этих самых учреждений достаточно велик.

На мой взгляд, существенно повлиять на потребителей в этом вопросе невозможно. Поскольку это достаточно сложно, в силу того, что для каждого критерии подбора места лечения глубоко индивидуальны, но есть и общие черты. Таковыми являются качество обслуживания и цена. Большинство опрашиваемых подчеркивают, что в больницах и поликлиниках качество обслуживания сильно хромает. Причина этому есть. Врачи получают маленькую заработную плату, при том, что нагрузки у них большие. Им приходится работать в несовершенных условиях, со старым оборудованием и зданиями. Именно поэтому часто в поликлинике можно нарваться на грубость и хамство. В этом случае рекомендация может быть только одна - необходимо решить вопрос с оплатой труда врачей работающих в государственных медицинских учреждениях. Создать достойные условия для работы и тем самым мотивировать врачей к хорошей работе.

Затрагивая тему цен на медицинские услуги, стоит вспомнить о том, что в скором времени планируется принять проект о переводе медицины на самоокупаемость. Тем самым государство не оставляет выбора тем, кто платить не способен. А такой выбор должен быть всегда. Замечу, что тех кто поддерживает этот проект среди потребителей единицы. В большинстве своем его отталкивают и не принимают. Стоит пересмотреть этот законопроект, внести изменения. Эти изменения позволят получать необходимую медицинскую помощь бесплатно всем тем, кто в ней нуждается, а не только тем кто способен заплатить.

Разбирая вопросы этой темы можно сделать следующие рекомендации. Для потребителей нужно создать альтернативу. Ситуацию, в которой он сможет выбирать и выбор его будет обоснован. Пока же выбор большинства потребителей – это коммерческие клиники. Создав достойные условия работы, повысив заработную плату и тем самым, подняв уровень и значимость бесплатных медицинских учреждений, государство привлечет благодарных потребителей. Поскольку основным, что отталкивает пациентов, является неудовлетворительное качество обслуживания.

Значение медицины, а следовательно, и врачей, во все времена было велико. Здоровью человека всегда уделялось большое внимание. А в наше время для этого есть все необходимое. Наука не стоит на месте, и создаются все новые и более совершенные аппараты и механизмы для успешной работы медиков. Появляются новые способы предотвращения и лечения болезней. Все это позволяет надеяться на то, что в будущем современное направление медицины даст человечеству ещё более важные результаты, благодаря которым существование людей будет более счастливое и более продолжительное. Но для этого уже сейчас нужно делать шаги, которые позволят наладить механизмы, отвечающие за охрану и поддержание здоровья человека. Нужно создавать законопроекты, поддерживающие и развивающие здравоохранение. А главное, поддерживающие население. Следует разрабатывать и создавать как можно больше бюджетных программ, имеющих целью помогать малоимущим, защищать льготные права инвалидов и пенсионеров. Ведь здоровье и жизнь человека, на мой взгляд, наивысшая ценность. Именно поэтому этой проблеме всегда нужно уделять больше внимания, нужно стремиться к отлаженной работе системы здравоохранения, к как можно больше тщательней готовить специалистов. Вот только тогда пациенты будут довольны, а главное здоровы и счастливы.

Приложение 1

ВОПРОСНИК ИНТЕРВЬЮ

1. Какую медицину вы обычно выбираете: бесплатную или платную? Почему?

2. Что привлекает и отталкивает Вас в платных медицинских клиниках?

3. Что привлекает и отталкивает Вас в государственных муниципальных медицинских учреждениях?

4. По вашему опыту – какая медицина более квалифицированна?

Аргументируйте свой ответ

5. Что Вы можете сказать о качестве обслуживания в платных клиниках и в бесплатных больницах? Сравните его.

6. Куда Вы чаще обращаетесь, в поликлинику по месту жительства или в платную коммерческую клинику? Почему?

7. Что Вы можете сказать об уровне цен, установленных на медицинские услуги? Устраивают ли они Вас?

8. Какие факторы, по- Вашему, влияют на выбор медицинского учреждения

9. Оцените в целом работу медицинских учреждений города. Где пациент более защищен?

10. Как вы относитесь к переводу медицины на самоокупаемость, то есть полному переводу ее на платную основу?


Наши рекомендации