Отличие социологии от других наук об обществе
МАТЕРИАЛЫ ПО СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Требования к контрольной работе.
Найти в интернете, литературе результаты какого-либо социологического исследования и проанализировать его по следующим пунктам:
1. Цели исследования.
2, Кто, где, когда проводил.
3. Описание выборки (сколько и кого опрашивали).
4. Гипотезы исследования
5. Анализ полученных данных: вопросы, варианты ответов в процентном соотношении, вывод.
6. Общие выводы по исследованию
Титульный лист оформляется как обычно, тема = тема описываемого исследования. Объем контрольной работы зависит от объема анализируемого исследования.
Внимание!!!
Описываемое исследование должно проводиться не студентами, а исследовательскими компаниями или организациями. Количество опрошенных должно превышать 100 человек.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Определение социологии. Предмет. Функции.
2. О. Конт - основатель социологии.
3. Г. Спенсер - основатель социологии.
4. Классическая социология Э. Дюркгейма.
5. "Понимающая социология" Г. Зиммеля и М. Вебера.
6. Марксистская социология.
7. Микро и макро социологические подходы.
8. Функционалистское и конфликтологическое направления в социологии.
9. Культура общества: Понятие. Этноцентризм и культурный релятивизм.
10. Культура общества: Понятия, отношения, ценности и правила – как составные части культуры.
11. Культура общества: Виды конфликтов, связанных с развитием культуры.
12. Социальная структура: Статус. Роль.
13. Социальные институты.
14. Социальная стратификация.
15. Социальная мобильность. Социальные лифты.
16. Социальная группа: Понятие, виды.
17. Социализация: Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность".
18. Социализация детей и взрослых. Агенты и факторы социализации.
19. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символическийинтеракционизм.
20. Теории межличностного взаимодействия: этнометодология, управление впечатлениями.
21. Социальное взаимодействие: Первичные и вторичные группы, их влияние на поведение человека.
22. Девиация и социальный контроль. Понятие. Причины девиации.
23. Девиация и социальный контроль. Типы девиаций по Р. Мертону.
24. Девиация как процесс развития.
25. Социальное изменение. Революция и реформа.
26. Семья как социальный институт.
27. Образование как социальный институт.
28. Политика как социальный институт.
29. Экономика как социальный институт.
30. Социальные революции и реформы.
31. Понятие социального прогресса.
32. Виды социологических исследований.
33. Социологическое исследование. Программа исследования.
34. Метод анкетирования.
35. Метод интервью.
36. Метод наблюдения.
37. Метод контент-анализа.
38. Метод фокус-группы.
39. Выборочная совокупность социологического исследования
40. Открытые и закрытые вопросы в анкете.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. &Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 624 с.
2. Тезаурус социологии: темат. Слов.-справ. / под ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. &Социология: учебник для студентов вузов / Нартов Н.А., Бельский В.Ю.; под ред проф. В.И. Староверова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -511с.
4. &Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 4-е изд. – М.: КДУ, 1998.
5. Уланов В.В. Схемо-конспект лекций по социологии
6. CD Социология: теория и методы.Учебник Ф.И.Шаркова.
7. Громов И.А., Мацкевич А.Ю.,В.А.Семенов Западная социология. – СПБ: «ДНК». – С. 13-23, 40 – 46, 71-77, 128 – 261,510 -519
8. Просветов Г.И. Социологические исследования: Задачи и решения. – М.: «Альфа – Пресс»,2009. – 208 с. С.13-35
Дополнительная
- Беляева Л. А. Динамика отношения россиян к социально-экономическим и политическим изменениям., СОЦИС, 2011, N10.
- Горшков М. К. Реформы в зеркале общественного мнения. СОЦИС, 2011, N10
- Герций Ю. В., Малышев М. Л. Российский рынок труда в статистике кризиса., СОЦИС, 2011, №5
- Ребров А. В. Факторы формирования мотивации работников. СОЦИС, 2011, №3
- Рыбаковский Л. Л. Динамика населения России и её компоненты в 2001 - 2025 гг., СОЦИС, 2011, №12
- Власть и элиты в российской трансформации: Сб. научных статей/Под ред.А.В.Дуки. – СПб: Интерсоцис,2005.
- Казакова, А.Ю. Маргинальность как объект социологического анализа. Традиции, методико - методологические проблемы изучения, перспективы развития. Учебно-методическое пособие. – Калуга: КФ МГЭИ, 2010
- Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 192 с. Глава «Труд в жизни людей. «Человек умелый» - homofaber
- Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации. СОЦИС, 2011, №9.
- Тульчинский Г.Л Корпоративная социальная ответственность. – СПб: «Справочники Петербурга», 2006. С.5-43– Электронная версия на портале
- Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. – СПб: «Справочники Петербурга», 2006. С.5-71– Электронная версия на портале
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М: «Добросвет»,2003. С.193 - 311
- Веселов Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб., 1995.
- Гринин Л.Е. "Люди известности" - новый социальный слой?// Социс, 2004, № 12
- Зарубина Н.Н.Деньги в социальной коммуникации //Социс, 2006, № 6.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. - 2-е изд. М, 2003. - 586 с.
- Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск, 1991.
- Маргинальность в современной России / Е. С. Балабанова, М.Г. Бурлуцкая, А.Н. Демин и др.; Сер. "Научные доклады". Вып. 121. М. : МОНФ, 2000. 208 с.
- Рабочая книга практического психолога. М.:Институт психотерапии,2003. С.383 – 393
- Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.
- Смелзер Н. Социология. М., 1994
22. Социология в России./Под ред. В.А.Ядова. – М.: Институт социологии РАН,1998. – Глава «Экономическая социология».
- Чернышова Л.Д. Экономическая социология. М., 1998.
- ШтепаА.В.Социальное служение Русской Православной церкви в Калужской епархии (вторая половина Х!Х - начало ХХ веков/ Под общ. ред. протоирея Р.Снигирева. - Калуга: Изд-во науч.л-рыН.Ф.Бочкаревой, 2007. - 264 с.
Публикации в периодических изданиях
1. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян//
Социс №8-2001 с. 103-111.
2. Иванов В.Н. , М.М. Назаров. Информационное потребление и политические ориентации//Социс. №7-2000, с.83-90
3. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах//Социс. №8-2000, с.18-27
4. Лайдинен Н.В.Образ России в зеркале российского общественного мнения//Социс №4-2000, с.27-31
5. Назаров М.М. Социальная справедливость: современный российский контекст. Социс №11-99, с. 41-49
6. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов//Социс №4-2000, с.32-38
7. Социальные издержки глобализации//Социс №7-2001 с.13-22.
8. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности// Социс №3-2000, с.13-23
9. Тихонова Н.Е Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ//Общественные науки и современность №3-2000 с.5-15.
10. Ушкалов И.Г., Малаха И.А. «Утечка умов» как глобальный феномен и его особенности в России//Социс №3-2000, с.110-118
11. Хевеши М.А. Массовое общество в 20 веке//Социс №7-2001 с.3-12.
12. Шимов Я.В. Россия на пороге XX1 века: социально-политическая трансформация//Социс №5-2000, с.127-137
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Программное обеспечение
Для успешного освоения дисциплин и формирования компетенции студент использует следующие программные средства:
§ MicrosoftInternetExplorer (или другой интернет-браузер)
§ MicrosoftWord
§ MicrosoftExcel
§ MicrosoftPowerPoint
§ AdobeReader
Электронная поддержка осуществляется в электронной образовательной среде обучения для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем. Для подготовки заданий студенту используют платформу Moodle, доступ к которой получают централизованно.
Электронные версии отдельных источников литературы:
Учебники:
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.:
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:
ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.
Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
Гидденс Э. Социология. - : М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с
Книги и статьи
Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью.
Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. Москва – 2002.
Э Дюркгейм Самоубийства.
М. Вебер «Протестантакая этика и дух капитализма».
Сорокин П.А. Три главные тенденции нашего времени. (Из книги Сорокин П.А Главные тенденции нашего времени / Пер. с англ., сост. и предисл. Т.С. Васильева. – М.: Наука. 1997.-351.). С.11 – 86.
Сорокин П. Заметки социолога. Больная Россия.
Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов.
Ядов В. А. "Стратегия социологического исследования"
Громов И. А., Мацкевич Ю. А. "Западная социология"
Минюшев Ф. И. "Социальная антропология"
Тульчинский Г. Л. "Корпоративная социальная ответственность"
Тульчинский Г. Л. "Бизнес и власть: коммуникации и партнёрство"
Просветов Г. И."Социологические исследования: задачи и решения"
США глазами американских социологов, сборник статей
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ
(комплект схемо - конспектов по социологии)
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ.
Социология – наука об обществе и социальных отношениях: как общество устроено и как развивается? Что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом и почему они ведут себя так, а не иначе?
Объект социологии - социальная реальность, общество, как целостность.
Предметсоциологии
Макроподход | Микроподход |
Общество первично, индивид – вторичен! Социология - наука о целостности общественного механизма, о социальной и социокультурной системах. (Спенсер, Маркс,Парсонс, Кареев). Предмет – над индивидуальные структуры. Основные понятия: общество, культура, социальный институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр. | Первичен индивид, общество – вторично. Социология - наука о массовых социальных процессах, о массовом поведении и его механизмах. (Хоманс, Кули, Мид, Михайловский) Предмет - меж и внутригрупповыесоци-альные процессы, поведение людей. Основные понятия: социальное поведение, межличностное взаимодействие, мотива-ция, организация и пр. |
В России: социология - наука о социальных общностях и формах их самоорганизации: социальных системах, структурах, институтах: о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта - общностей; о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. (В.А. Ядов) |
Составные части культуры
Понятия -содержатся в языке. В них упорядочивается опыт людей, алгоритмы деятельности. В разных культурах одни и те же понятия могут иметь разный смысл.
Отношения - выявляют, как связаны между собой в пространстве, во времени, в причинно-следственной обусловленности составные части мира, выделяемые в понятиях
Ценности - это общепринятые убеждения относительно того, что должно почитаться, уважаться, относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они - основа нравственных принципов. В разных культурах разные ценности.
Нормы -это правила, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры и санкции (наказания и поощрения), способствующие соблюдению норм.
Как формируются базисные элементы культуры?
Представле-ния о мире |
Ценности (ценност-ныериен-тации) |
Социокультур-ные нормы |
Привычки – коллек-тивные привычки |
Обычаи - традиции - нравы |
Законы |
Отношение к чужим культурам
Культурный этноцентризм Отношение к другим культурам с позиции превосходства собственной. Ведет к нетолерантности. Основан на страхе. Всегда чреват конфликтами. | Культурный релятивизм Не бывает культур лучших или худших, они просто разные. Чужую культуру можно понять на основе анализа ее собственных ценностей, ее истории. |
Язык
это система коммуникации, осуществляемая посредством звуков, символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное, им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, общения. Язык организует опыт людей, способен сплачивать и разобщать людей.
Идеология
Это взгляд на общество и человека с позиций (интересов) определенных социальных групп или классов. Соответственно, идеологии формируют различные ценности и нормы поведения, различные цели и принципы социальной организации и управления.
По отношению к социальному порядку могут быть как стабилизирующими, так и революционными.
Культурный конфликт
Аномия (Э.Дюркгейм) нарушение единства культуры в связи с отсутствием (или потерей) ясно сформулированных социальных норм. | Культурное запаздывание (Огборн), когда перемены в материальной культуре опережают перемены в ее духовной составляющей, что всегда чревато социальными проблемами. | Чуждое влияние Когда одна культура вторгается в другую. Каждая культура защищается посредством своих носителей и всеми доступными для нее средствами. |
Толпа и публика.
Толпа(по Лебону) -кратковременное скопление людей, которых собрал вместе общий интерес. В толпе резко усиливаются процессы психического эмоционального заражения, появляется эйфория всемогущества и безнаказанности. Толпа легко внушаема и может быстро превращаться в человеческое стадо, движимое самыми низменными инстинктами.
“Публика”(по Тарду) -люди, потребляющие одну и ту же информацию (например, читатели газеты), и в силу этого, обладающие сходным коллективным самосознанием.
Социальная организация, объединяющая все эти образования и называетсяОБЩЕСТВОМ.
Статическую характеристику общества называют социальной структурой, динамическую - социальной системой.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (по П. Сорокину)
Это дифференциация населения в иерархически расположенных слоях,
Основания стратификации: доход, власть, образование, престиж
Это социальное неравенство обусловлено объективными причинами, но оно воспринимается как несправедливость!
В любом обществе имеются "дефекты":
- «неправильное» распределении благ в соответствии с личными качествами и способностями людей (с точки зрения представителей низших страт);
- кастование (замыкание) элитарных слоев;
- со временем в верхних и нижних стратах увеличивается количество людей, занимающих положение, не соответствующее их способностям;
Если в обществе нет механизмовсоциальной мобильности, то вероятно наступление социальной революции!
Социальная мобильность - возможность перемещаться в социальной структуре, предоставляемая гражданам обществом. Вертикальная мобильность - перемещение из одной страты в другую, т.е. с изменением социального статуса, горизонтальная -социальное перемещение внутри одной страты.
В обществе выделяют шесть основных социальных институтов (социальных лифтов), обеспечивающих социальную мобильность:
армия, школа, церковь, политические партии, семья, экономические организации.
Неравенство и бедность
Неравенство- характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования, престижа) между разными слоями населения. Бедность -экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество этих ресурсов и ограниченный доступ к социальным благам. Как правило, бедность является следствием особого образа мышления, мировосприятия, образа жизни, передающегося из поколения в поколение.
ЛИЧНОСТЬ КАК ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ
Социализация
процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям, процесс превращения индивида в личность.
Человек -высшая известная нам ступень живых организмов на Земле.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, один из себе подобных.
Личность -это целостность социальных свойств конкретного человека, “продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения”. (Ядов)
Социализация дает возможность людям общаться посредством освоенных социальных ролей. Способствует стабилизации общества, прививая гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.
Процесссоциализации идет всю жизнь, но есть различия в социализации детей, взрослых и пожилых.
Агенты социализации- люди и группы, способствующие социализации (родные, друзья, учителя, коллеги, СМИ и пр.)
Цели социализации:
- у детей- сформировать базовые ценности, мотивы поведения и отношения к другим людям. Особенность социализации детей – безоценочна;
- у взрослых - овладеть определенными навыками, часто связана с некоторой переоценкой того, что они усвоили в детстве (десоциализация). Особенность социализации пожилых - болезненный процесс, так как связан с постепенным сужением прежних возможностей (ресоциализация).
Факторы социализации: этнические, культурные, классовые и пр.
Структура личности
Психоаналитическая концепция З.Фрейда ИД (Оно); Я (Эго); Сверх Я (Супер-Эго) | Концепция "зеркального Я" Ч.Кули ”Я” человека состоит из 4 элементов: - каков есть на самом деле; - каким сам себя видит; - каким его видят другие; - каким ему представляется его образ в глазах других. | Интегральная социологическая парадигма П.Сорокина Человек - существо интег-ральное, в нем можно выделить: бессознательное (рефлексы), биосознатель-ное (чувство голода, сексу-альные влечение) и социо-сознательное. |
Основные факторы формирования личности:
- биологическая наследственность;
- физическое окружение (климат, географическое положение, ресурсы);
- культура (универсалии, полученное образование, образцы поведения);
- групповой опыт (общение в группе и пр.);
- уникальный индивидуальный опыт.
Социальный контроль
это система формальных и неформальных мер, предпринимаемых в обществе для предотвращения девиантного поведения: обучение, воспитание, санкции (формальные и неформальные, положительные и отрицательные), переоценка норм и пр.
Тенденция: все больше приходит понимание, что основные причины девиантного поведения в самом обществе, люди становятся более критичными к существующему социальному устройству и менее критичными к девиации. Отношение к девиантам становится менее жестким.
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Социальное действие (М.Вебер) - любое действие индивида, ориентированное на мотивы других людей, т.е. рассчитанное на их определенную реакцию.
Виды действий:
- целе-рациональное (ориентировано на цель, успех или выгоду).
- ценностно-рациональное(нет цели, естьубеждение как нужно поступать).
- аффективное(когда эмоции застилают разум).
- традиционное(действие в силу традиции или привычки).
Социальное взаимодействие (интеракция) - процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействия друг на друга.
Коллектив
это особое качество социальных взаимоотношений – формальных, не формальных, межличностных.
Этапы жизнедеятельности коллектива:
- формирование - на основе формальных связей появляются не формальные отношения, проявляются неформальные лидеры и группы, складывается новое качество внутри и межгрупповых норм и отношений;
- расцвет - коллектив сам воспроизводит себя, стабилен и способен противостоять внешнему воздействию;
- реорганизация или умирание - усиливаются процессы дезорганизации, начинается передел власти в формальных и неформальных структурах и пр. Начинается или новый виток развития или умирание коллектива.
Организация
- это целевая общность людей, особый способ совместной деятельности с четким разделением функций, прав и обязанностей.
У организаций есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, формальная структура, штат работников. Организациям также свойственны: иерархия – вертикальное расположение людей по рангам, и управление – механизм, упорядочивающий взаимодействие людей.
Тройственная природа организации: механизм, человеческая общность и безличная структура формальных отношений. Организации являются как бы микромоделью общества.
Типы организаций
Добровольные ассоциации (клубы, союзы, общественно – политические партии) Создаются для защиты интересов своих членов, не имеют жестких структур управления, правил и норм, не связаны с государствен-ными органами. | Тотальные организации (воинские части, тюрьмы, монастыри, больницы) Создаются государствен-ными или религиозными органами для «обществен-ного блага». Имеют четкую структуру управления, более или менее жесткие уставы и правила внутреннего распо-рядка. Для них характерна определенная изоляция своих членов от внешней социальной среды, подав-ление их личностных начал, сильная субкультура. | Бюрократические организации (бизнес-организации, учебные учреждения и т.п.). Создаются государством или частными лицами для удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Имеют рациональную структуру и четкое разделение функций работников. |
СЕМЬЯ
Объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственности за воспитание детей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении. | Институт, выполняющий функции: -экономическую (легче прокормиться) - безопасности (легче защититься) - соц. призрения (забота о слабых) - первичной социализации детей - регулирования секс.отношений, - отдыха и пр. |
Классификация семьи
По форме семьи | нуклеарная и расширенная |
По виду брака | моногамные и полигамные: полигиния (многоженство), полиандрия (многомужество) и групповая форма брака (несколько мужчин и женщин) |
По структуре власти в семье | патриархат, матриархат, эгалитарные семьи |
По предпочитаемому брачному партнеру | есть правила эндогамии и экзогамии |
По правилу выбора местожительства | принято, чтобы молодые жили отдельно; в семье мужа; в семье жены. |
По определению родословной и прав наследования | по мужской, по женской или по обеим линиям. |
Нет правильных или неправильных, хороших или плохих форм брака!
Доминирующую форму брака в стране определяют традиции, экономические и религиозные факторы!
Альтернативы семьи.
Семья с одним родителем | Коммуна | Гражданский брак | Пожилыесдают жилье молодым или нанимаютэконо-мок, медсестер для ухода за ними |
Проблемы семьи (в развитых странах)
Каждая вторая семья распадается.
Снижение рождаемости.
Рост числа неполных семей.
Проблема перераспределения семейных обязанностей.
Рост числа внебрачных детей.
Перспективы семьи как социального института:варианты
Пессимистический Семья отомрет, так как почти все ее основные функции берет на себя государство или они теряют значимость! | Оптимистический Семья сохранится! Функция первичной социализации детей без семьи не выполнима. Но в каком виде...? |
ОБРАЗОВАНИЕ
целенаправленный, организованный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека (группы) к другим.
Образование, как социальный институт,включает в себя:
идеи и цели(чему и как учить),
организации иорганы управленияэтими процессами,
люди, работающие в этих организациях и органах управления.
Функции образования в обществе.
- передача ценностей господствующей культуры(чревато конфликтами с субкультурами!)
- средство социального контроля. (Нынешнее методически оснащенное образование, фактически программирует учащихся, не только на определенные модели знаний, и поведения, но и на определенные модели мышления).
- фильтрующее устройство. (Способ распределения людей в соответствии с их способностями и достоинствами).
- инвестиции в будущее(как сегодня учатся, так завтра будут жить).
Факторы развития массового образования
- потребности экономики,
- политика правительства, во многом связанная с определенной идеологией,
- логика саморазвития самой сферы образования.
Существенное значение для развития образования, как социального института, имеют еще три фактора:
- степень централизации образования.
- соотношение естественного / гуманитарного образования.
- элитарность образования.
Главное различие современных элитарных и массовых школ в том, что в элитарных - прежде всего, учат управлять(людьми, социальными процессами), в массовых - учат подчинятьсяуправляющим.
Образование и социальная мобильность
Стереотип: лучше образование – лучше работа – лучше образ жизни!
Это так, но на социальную мобильность детей сильно влияют:
- их умственные способности,
- социально-экономический статус родителей,
- качество преподавания в школе.
Самое сильное влияние оказывают ценности родителей,
внутренняя гармония или противоречия в их семейной жизни,
Их реальный образ жизни.
Перспективы развития образования.
Зависят от тенденций развития общества. Если общество становится более демократичным, то и образование будет демократичнее, если в обществе появятся тенденции к автократии - это скажется и на образовании.
Р Е Л И Г И Я
Типы религий.
- по названиям: христианская, иудаистская, мусульманская и т.д.
- по эволюции(Беллах): примитивная, архаичная, историческая, раннемодерная и модерная. Каждая самобытна. Иногда на основе простых вероучений формируются более сложные, иногда наоборот, но религии не эволюционируют!
- по подходу к спасению души (Вебер). Какое поведение приведет после смерти в ад, а какое - к вечному блаженству?
- по понятию о Боге. В некоторых религиях есть понятие Бога, в некоторых - нет. Одни утверждают, что человек рождается и живет один раз, потом отправляется в ад или рай, другие - что у каждого человека есть множество рождений и умираний его тела, а душа бессмертна и переходит из одного тела в другое и т.д.
Функции религии в обществе
- объясняет смысл человеческой жизни;
- уменьшает страх смерти;
- придает смысл ситуациям, которые могут показаться несправедливыми;
- дает основу для морали и нравственности;
- способствует стабилизации общества.
ЭКОНОМИКА
Функция экономики, как социального института: производство и распределение материальных благ, способных удовлетворять материальные и социальные потребности людей.
Известные рыночные системы можно разделить на 4 категории (Линдблом):
1 Традиционные системы частного предпринимательства (государство не вмешивается в дела предпринимателя, лишь охраняет право частной собственности).
2 Системы частного предпринимательства, где правительство облагает его налогом, субсидирует или закупает готовую продукцию и пр.
3 Государственное предпринимательство, где цена регулируется спросом.
4 Государственное предпринимательство, где все регулируется планом.
Опыт 20-го века показал, что наиболее жизнеспособными и эффективными оказались вторая и третья системы.
Влияние мировых экономических процессов на социальные процессы:
- появление множества центров силы в экономике, обострение конкуренции;
- дальнейшее развитие транснациональных корпораций в интересах капитала, сопровождающееся подавлением экономики инвестируемых стран, вторжением чуждой культуры и пр.);
- сельскохозяйственный труд, а также труд в сфере услуг все более приобретают черты индустриального;
- производство становится все более динамичным и люди вынуждены менять свои профессии в течение трудовой жизни 2-3 раза (стрессы, конфликты и пр.);
- для рядовых рабочих характерным явлением остается отчуждение (выражается в чувстве беспомощности, ощущении бессмысленности своей работы и пр.);
- для менеджеров характерна повышенная психическая напряженность (противоречивые требования; недостаток времени и информации для принятия решений; роль менеджера требует беспристрастного, иногда, бесчеловечного отношения к подчиненным).
- для специалистов-профессионалов характерно противоречие между высоким уровнем притязаний (профессионализм, самовыражение) и зависимостью от работодателя.
ПОЛИТИКА
Типологии обществ
- дописьменные (доцивилизованные, простые), письменные (цивилизованные, сложные).
- первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (К.Маркс)
- доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (Д.Белл)
С приходом каждой стадии изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политические режимы, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Цивилизация: историческая эпоха, пришедшая на смену “варварству” и знаменующая “высший этап развития человечества”. Иногда понятие «цивилизация» связывают с географическим местом, подразумевая, например, восточную и западную и пр. Они покоятся на различных ценностях, мировоззрении, принципах жизни. Соответственно различаются экономическим укладом и культурой, куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, роли труда и досуга, манеры поведения, типа жилища и пр.
Модернизация общества(переход от доиндустриального к индустриальному обществу): органическая и неорганическая (“догоняющая”).
ПРОГРАММА
Методологический раздел
1. Формулировка проблемы, цели и задач исследования.
2. Формулировка объекта и предмета исследования. Их системный анализ.
3. Уточнение и интерпретация основные понятий.
4. Развертывание рабочих гипотез.
Процедурный раздел
5. Выбор и обоснование методов сбора информации.
6. Определение выборочной совокупности.
7. Разработка инструментария исследования.
8. Разработка программы обработки результатов на ЭВМ.
9. Разработка основных процедур сбора и обработки информации.
10. Разработка организационно-технической части исследования (сроки, деньги, графики и пр.)
Виды и методы выборки
- метод случайной бесповторной выборки (ГС : ВС = шаг отбора )
-метод серийной выборки(Разбивают ГС на однородные части – серии по заданному признаку (% мужчин и женщин) и ведут отбор респондентов в каждом отделении отдельно, пропорционально общему числу элементов в ней.)
-метод гнездовой выборки (Отбирают гнезда (подразделения или группы) как целостные объекты. В них ведется сплошной опрос.
-метод квотной выборкинабирают респондентов по квотам (не более 4-х признаков), например, по полу, возрасту, образованию и доходу.
-метод снежного кома-(если нужно опросить 200 чел. некоторой неформальной группы, а известны имена только нескольких человек, то опрашивая их, просят каждого назвать имена еще 2-х, 3-х лиц из этой группы и т.д.)
Измерение в социологии
Все факты, которые используются для измерения различных сторон и свойств социальных явлений, называют индикаторами(предметы, события, поведенческие акты, оценки, суждения людей)
Шкалы измерения
- номинальные, для измерения объективных признаков респондентов (пол, возраст, род занятий, семейное положение и пр.) Здесь нет иерархии, предпочтительности.
-ранговые (порядковые): удовлетворен - частично удовлетворен - не удовлетворен. Здесь уже есть предпочтительность.
- интервальные: для измерения признаков, которые выражаются числами (возраст, стаж работы, доход и пр.) Значение интервалов определяется гипотезами исследования.
Требования к шкалам измерения
валидность полнота чувствительность
АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкета- вопросник, опросный лист, структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования Респондент - опрашиваемый, лицо, участвующее в опросе в качестве источника информации.
Анкетер - лицо, ведущее непосредственное общение с респондентами, с помощью анкеты. Он отвечает за правильное проведение процедуры анкетирования (найти нужных респондентов, обеспечить спокойную обстановку при заполнении, проверить полноту заполнения анкеты при ее сдаче).
Достоинства анкетирования:
- широта тематики исследования (практически о любых сферах жизнедеятельности людей);
- возможность получения информации, как об объективных процессах, так и об отношении к ним людей;
- относительно малые затраты времени и экономичность;
- получение максимально формализованной информации., пригодной для машинной обработки
-возможность повторения опросов с определенной периодичностью;
Недостатки анкетирования:
- формулировки вопросов всегда дают неполное, упрощенное отражение действительности. Можно узнать только о том, что и как спросил.
<