Место социологии в системе наук об обществе

В. В. Пономарев, Л. А. Виликотская

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие

Рязань 2007

УДК 2-9(075.8)

ББК 86.2я73

П91

Рецензент: доктор филос. наук, профессор, зав. каф. философии РГРТУ А. Н. Ростовцев

Печатается по решению методического совета Рязанского института Московского государственного открытого университета.

Социология.Учебное пособие / В. В. Пономарев, Л. А. Виликотская. —Рязань: Рязанский ин‑т МГОУ, 2007. — 178 с.

Пособие подготовлено в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Популярно излагаются основные проблемы общей и частично эмпирической социологии. Используются отечественные учебники, монографии и статьи.

Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей.

© Пономарев В. В., Виликотская Л. А.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. Предмет, структура и функции социологии. 4

1.1. Место социологии в системе наук об обществе. 4

1.2. Объект и предмет социологической науки. 7

1.3. Структура социологического знания. 9

1.4. Функции социологии. 13

ТЕМА 2. Основные этапы развития социологии в XIX–XX веках. 18

2.1. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии. 18

2.2. Западная социология XIX века. 19

2.3. Основные парадигмы современной западной социологии. 36

2.4. Социологическая мысль в России. 44

ТЕМА 3. Общество как социокультурная система. 48

3.1. Системный подход в социологии. Системность общества. 48

3.2. Социальные изменения. 53

3.3. Стабильность социальных систем.. 58

3.4. Социальные процессы.. 60

ТЕМА 4. Социальная структура общества и социальная стратификация. 64

4.1. Понятие социальной структуры общества. 64

4.2. Социальные группы, их роль в жизни общества. 66

4.3. Социальные общности. 75

4.4. Социальная стратификация. 78

4.5. Социальная мобильность. 83

ТЕМА 5. Социальные институты и социальные организации. 88

5.1. Понятие социального института. Институционализация общественной жизни. 88

5.2. Институциональные признаки и функции социальных институтов. 91

5.3. Основные социальные институты общества. 98

5.4. Социальные организации. 110

ТЕМА 6. Социология личности. 116

6.1. Понятие личности. Личность и общество. 116

6.2. Социально-философские теории личности. 117

6.3. Социализация личности. 120

6.4. Основные подсистемы личности. 122

ТЕМА 7. Девиантное поведение и социальный контроль. 127

7.1. Девиантное поведение и его причины.. 127

7.2. Понятие социального контроля. 131

7.3. Элементы социального контроля. 132

7.4. Механизм социального контроля. 134

ТЕМА 8. Социальные конфликты.. 137

8.1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. 137

8.2. Виды социальных конфликтов. 139

8.3. Динамика социальных конфликтов. 140

8.4. Социальные конфликты в российском обществе. 141

ТЕМА 9. Социология культуры.. 143

9.1. Сущность культуры и специфика ее социологического анализа. 143

9.2. Основные элементы культуры.. 146

9.3. Социальные функции культуры.. 148

ТЕМА 10. Методология и методика социологических исследований. 149

10.1. Социологическое исследование, его программа. 149

10.2. Методы сбора первичной социологической информации. 155

СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ.. 161

ТЕМА 1. Предмет, структура и функции социологии

1.1. Место социологии в системе наук об обществе.

1.2. Объект и предмет социологии.

1.3. Структура социологического знания.

1.4. Функции социологии.

Место социологии в системе наук об обществе

Социология как самостоятельная наука возникла в начале XIX в. Ее основоположником считается французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857), который впервые употребил термин «социология». Приступая к изучению социологии необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: что такое социология?

Социология — это наука об обществе как целостной системе, тенденциях его функционирования и изменений; наука о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействии между личностью и обществом; наука об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

Общество изучается целой совокупностью наук. При этом каждая наука выделяет свой предмет исследования. Любой объект исследования, в том числе общество, представляет определенную структуру. Чем сложнее объект, тем больше структур он может заключать. Общество является достаточно сложной полиструктурной системой и различные его структуры могут быть предметом изучения разных наук.

Не уточнив рамок социологического исследования, трудно говорить о специфике социологии, которая в своей теоретической части переплетается с философией, а в предметной области имеет ряд общих моментов с другими общественными и гуманитарными науками. Есть некоторые общие принципы соотношения философии и наук, которые распространяются и на соотношение философии и социологии. Социальная философия также занимается обществом, поэтому нет никаких оснований противопоставлять социальную философию и социологию, как и не замечать в теоретической социологии элементов социальной философии. И если теорию понимать как иерархически структурируемую систему знания, то вполне допустимо считать социальную философию высшим теоретическим уровнем социологического знания. Социальная философия определяет общие принципы понимания социального бытия, законы его функционирования и развития, которые составляют методологическую основу социологии. Поэтому граница между философией и социологией не четкая, а скорее размытая. Философия через социальную философию глубоко проникает в структуру социологии, становясь, в сущности, частью ее теоретической системы.

Кроме социологии, общество является предметом исследования и такой науки, как история. Поэтому важно определить соотношение между этими науками. Самое общее различие между историей и социологией заключается в том, что первая изучает прошлое общество, хронологию событий, занимается их реконструкцией, а вторая сосредотачивает свое внимание на изучении ставшего общества, на раскрытии его современного устройства и функционирования. Генезис социальных структур также интересует социолога, но в основном для объяснения их современного состояния.

Итак, философия, история и социология оказываются родственными дисциплинами по объекту исследования, все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную хронологическую картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему, а социология конкретизирует эти законы применительно к структуре ставшего общества. Учитывая тот факт, что социально-философские идеи глубоко проникают в структуру теоретической социологии, между ними трудно провести какую-либо демаркационную линию, общие теоретические концепции в социологии вполне сопоставимы с философскими. По крайней мере, при анализе основных понятий социологии, таких, например, как «общество», «культура», «цивилизация», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс», «война», «политический строй», «разделение труда», «класс», «общность» и т. д., очень трудно провести границу между философским и социологическим ракурсами исследования.

Другие науки об обществе — политические, экономические, юридические, религиоведческие, этика, эстетика, социальная психология — тоже изучают общество, человеческие взаимоотношения, но каждая с точки зрения своего предмета. Юридические науки изучают нормы и способы правового регулирования и обеспечения порядка; экономические науки — закономерности хозяйственной деятельности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; политические — формы и способы организации и функционирования власти, мораль — виды человеческого поведения, регулируемые нравственными нормами на основе представлений о добре и зле; эстетика — взаимодействия, складывающиеся на основе представлений о прекрасном и безобразном и т. д.

Известно, что знания об обществе формировались в течение тысячелетий и, прежде всего, в рамках философских знаний. Огюст Конт, считавший эти знания умозрительными и не соответствующими критериям научности, поставил задачу создать строгую научную теорию общества, следуя образцам точных наук и, прежде всего, физики.

Основным методом, обеспечивающим строгость, точность и научность социологических знаний, он считал эмпирический, ставший в последующем важнейшим принципом социологии. С точки зрения этого принципа, исследование должно начинаться с эмпирических, чувственно достоверных фактов, на основе которых можно строить теоретические обобщения. Важным принципом современной социологии является также и принцип теоретической обоснованности, согласно которому социология не должна останавливаться на фиксации фактов, а должна анализировать, обобщать эти факты и давать им теоретическое объяснение.

Немаловажным является и принцип ценностной нейтральности, т. е. независимости исследования, его результатов и выводов от интересов отдельных социальных групп. Обязанность социолога предельно объективно фиксировать, обобщать и объяснять факты.

Социологические знания — это не только достояние ученых. Этими знаниями обладает каждый человек, так как без них невозможно жить в обществе. Следовательно, каждый человек — социолог по жизни, но его знания, как правило, неглубоки. Различия между социологическим взглядом на общество и обыденным знанием о нем можно свести к следующему:

· Социология — это целостное представление об обществе в единстве всех его компонентов, оно системно. Обыденное знание упускает многие элементы, оно поверхностно.

· Социология использует особый концептуальный аппарат для отражения жизни общества, т. е. создает особую систему категорий и понятий. Обыденный язык неточен, не схватывает существенных качеств, свойств и связей между различными элементами общества.

· Социология использует научные методы, она специально разрабатывает и использует такие методы познания общественных явлений, которые гарантируют получение объективных знаний об обществе.

Наши рекомендации