Современный этап развития социологии.

К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов. (Пережив последний, самый ошеломляющий кризис 1929 г. — великую экономическую депрессию, Запад и принял новую модель.) На Востоке же, прежде всего в СССР, 1929—1930 годы также стали переломными — годами утверждения культа личности, что исключало возможность ведения официальных научных разработок в области социологии.

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с периода ослабления бурного развития эмпирических исследований — в первую очередь в США, а затем и в других странах. Социологи сосредоточились на изучении потребительских вкусов в развитии экономики. Также происходило увеличение роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов.

После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Толкотт Парсонс (1902—1977 гг.) и Роберт Мертон (род. в 1910 г.). Ими социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры.

Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологической «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д.

Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Упрощенно его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной.

В основе первой и более «низкой» из них — социальной — лежат совместные действия людей, движимых не в последнюю очередь целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь каждый индивид стремится:

а) адаптироваться (приспособиться) к ней;

б) достичь поставленных перед собою задач;

в) интегрироваться, т.е. объединиться с другими индивидами;

г) воспроизводить уже найденные социальные структуры;

д) снимать постоянно возникающее нервное и физическое напряжение.

Для второй, более высокой — культурной — системы, которая уже лишена биологической обусловленности и при ее функционировании характерны символичность (наличие таких механизмов, как язык и системы других символов), нормативность (зависимость человека от общепринятых ценностей и норм) и, наконец, волюнтаристичность, или известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно совершенствуются.

Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, «гармоничном функционировании» социологической системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (род. в 1929 г. — Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).

Для развития социологии в 90-е гг. характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма и конфликтологических теорий. Социология конца века демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм.



Развитие социологии в XX -21 вв. Научно-техническая революция привела к созданию современного индустриального общества и перерастанию его в информационное. В котором: 1. Формируется единое мировое пространство- углубляются процессы информационной и экономической интеграции (создаются рынки инфы, завершается формирование единого экономического пространства человечества, исчезают географические границы государств в рамках функционирования информационных сетей). Завершается формирование идеологии современного информационного общества (третья волна Тоффлера) В книге выделяются три основных стадии (волны) развития человечества — аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Тоффлера — это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны — промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются. Тоффлер считает, что аграрная первая волна началась с эпохи собирательства и продолжалась до XVIII века, индустриальная вторая волна — до 50-х годов XX века, которую начала заменять постиндустриальная третья волна. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году. 2. Получает практическое развитие современное информационное об-во. 3. Создается теория и практика глобалистики 4. Завершается создание системы социологии глобальных процессов (Валленштерн, Луман,Белл) Особую позицию в современной социологии занимает немецкий теоретик Никлас Луман (род. в 1927). Его концепция отличается чрезвычайно высокой степенью абстракции, системно-теоретическим подходом к социологии. Н. Луман выделяет три этапа в развитии системно-теоретического подхода: § господство парадигмы «часть — целое», т.е. представления о том, что целое больше суммы своих частей, благодаря соединению которых у системы возникают новые свойства (Э. Дюркгейм); § господство парадигмы «система — окружающая среда», т. е. понимания того, что система возникает путем отграничения от окружающей среды, в силу чего внимание исследователя должно быть направлено на взаимодействие системы со средой (Т. Парсонс); § развитие парадигмы аутопойэтической («самореферентной») системы (Н. Луман). Согласно Луману, социальные системы представляют собой системы смысловой коммуникации, причем коммуникация воспроизводит саму себя. Понимая общество как систему, которая описывает саму себя, Луман занимается исторической семантикой европейского общества. Полемизируя с М. Вебером и Т. Парсонсом, Луман предлагает «положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. В социологии XX века появились новые моменты: во-первых, был преодолен методологический кризис, в котором оказалась наука в конце XIX столетия. Позитивизм нашел свое развитие в таких неопозитивистских направлениях, как бихевиоризм и функционализм; во-вторых, возникли новые теории, часть из которых была направлена на синтез противоположных по методологии концепций; в-третьих, бурно формировалась эмпирическая социология; в-четвертых, центр развития социологической мысли постепенно переместился в США. В 1930-е гг. американская социология становится мировым лидером. Это было связано с рядом благоприятных для нее условий: отсутствием в США препятствий для развития и преподавания социологической науки (в 1901 г. курс социологии читался в 169 университетах и колледжах страны), щедрым финансированием науки со стороны государства и деловых кругов, заметным пополнением корпуса ученых эмигрировавшими из Европы в годы фашизма специалистами. В развитии западной социологии XX века принято выделять несколько основных этапов: 1) 1920-е – начало 1940-х гг. в это время наблюдается бум эмпирических исследований; 2) вторая половина 1940-х – 1960-е гг. – доминируют функционализм и другие общетеоретические концепции; 3) с 1970-х гг. до наших дней – время нового переосмысления методологии и назначения социологической науки, выхода ее на "траекторию" постижения глобальных социальных процессов. Первый этап (1920-е – начало 1940-х гг.) Для дальнейшего развития социологии и становления ее эмпирической ветви огромное значение имела работа Уильяма Томаса (1863–1947) и Флориана Знаннцкого (1882–1858) "Польский крестьянин в Европе и Америке". В своих исследованиях, проведенных в 1918–1920 гг., они сопоставили образ жизни и социальное самочувствие поляков-крестьян, живущих на родине и в эмиграции. Основой их научных изысканий явились личные документы крестьян: письма, автобиографии, дневники, воспоминания, а также многочисленные беседы и интервью. В работе излагалась и методика проведения исследования. После публикации труда Знанецкого и Томаса начался бурный рост эмпирических исследований. Социологи обратились к наиболее "острым углам" индустриального общества: проблемам преступности, нищеты, аморального поведения и т.п. Наибольших успехов в этом отношении достигла чикагская школа социологии во главе с Робертом Парком (1864–1944), который советовал коллегам "не бояться испачкать руки", изучая "изнанку" общества. Однако исследовалось не только "социальное дно". Внимание социологов привлекла проблема человека на производстве. Основная заслуга здесь принадлежит американскому психологу Элтону Мэйо (1880–1949). С 1927 по 1939 г. он провел серию экспериментов на предприятии компании "Вестерн Электрик" в Хоторне – городе-спутнике Чикаго (так называемые Хоторнские эксперименты). Мэйо интересовала проблема текучести кадров и низкой производительности труда. Как и его предшественники, он начал поиски главной причины неблагоприятной ситуации в условиях труда, но постепенно стал убеждаться, что на производительность труда и текучесть кадров заметное влияние оказывают межличностные отношения рабочих. Мэйо пришел к выводу, что решающим фактором производства являются отношения между людьми, т.е. социальные отношения. Результаты его экспериментов впоследствии легли в основу доктрины человеческих отношений, проводящей идею личностного фактора производства как ключа к решению многих проблем.

Наши рекомендации