Тема 10. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Первое занятие

10.1. Современный тип социологического знания. Взаимодействие теоретической и эмпирической социологии в рамках современного этапа развития социологической науки.

10.2. Понятия парадигмы и метапарадигмы как методологический инструмент систематизации современного социологического знания.

10.3. Содержательная и структурная характеристики метапарадигм современной социологии: неоклассической, постклассической, неклассической, постнеклассической.

Второе занятие

10.4. Эмпирическая социология: становление, эволюция, успехи, трудности. Значение развития эмпирического направления для становления неклассической социологии.

10.5. Чикагская школа в социологии, значение ее достижений для последующего развития социологии.

10.6. Достижения в области методологии и методики исследований. Социологическое творчество П. Лазарсфельда (Колумбийская школа).

Ключевые понятия и имена: ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ:теоретическая социология, эмпирическая социология, прикладная социология, макросоциология, микросоциология, современная социология, метапарадигма, неоклассическая социология, постклассическая социология, неклассическая социология, постнекласическая социология, интегративная парадигма, постмодернистская парадигма; ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ: Чикагская школа, Хоторнский эксперимент, Гарвардская школа, Колумбийская школа, неопозитивизм, эмпирические исследования, количественные методы, качественные методы, прагматизм, инструментализм, эволюционно-реформистский подход, социальная экология (теория социального изменения), маргинальная личность, социальное картографирование, концепция концентрических зон Чикаго, городская среда, городской образ жизни, социология города; У. Джеймс, Дж. Дьюи, А. Смолл, Дж. Винсет, Ч. Хендерсон, У. Томас, Ф. Знанецкий, Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Макензи, У. Огборн, Л. Вирт, Э. Мэйо, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Лазарсфельд.

Вопросы для самопроверки

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

1. Что означает понятие «современная социология»?

2. Что представляет собой метапарадигмальная модель теоретической социологии, разработанная Г.Е. Зборовским?

3. Как в современной социологии использовались научные достижения классического этапа развития социологии?

4. Каковы основные характеристики неоклассической метапарадигмы?

5. В чем заключаются особенности постклассической социологии?

6. Чем обусловлено становление неклассической метапарадигмы и какова ее специфика?

7. Как характеризуется структура постнеклассической социологии и какие парадигмы ее представляют?

8. Какие основные различия характеризуют развитие американской и западноевропейской социологии в XX веке?

9. В чем заключаются особенности институционализации социологии в XX веке по сравнению с XIX?

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

10. В чем заключается содержание неопозитивистской методологии и какую роль она сыграла в становлении эмпирической социологии?

11. Почему эмпирическая социология институционализируется прежде всего в США?

12. Какую роль в становлении эмпирической социологии сыграл инструментализм Джона Дьюи?

13. Какое значение ученые Чикагской школы придавали разработке теории? Почему неоправданны упреки в адрес Чикагской школы насчет недооценки ее учеными социологической теории?

14. Почему Р.Парк считается «ключевой фигурой» Чикагской школы?

15. Какой вклад в формирование и развитие Чикагской школы внес Э. Берджесс?

16. Какая проблематика исследовалась учеными Чикагской школы?

17. В чем состояли основные причины кризиса Чикагской социологической школы? Какое место в истории социологии занимает Чикагская школа?

18. Как деятельность Чикагской школы повлияла на организацию профессионального социологического образования?

19. Какие достижения в области методологии и методики эмпирических исследований характеризуют Колумбийскую школу?

Наши рекомендации