Современный этап развития социологии. Смена исходных допущений.

Третий этап развития социологии – современный этап.

· Постпарсоновская социология – так часто называют современный этап социологии

· Разрушение консенсуса

· Утверждение полипарадигмальности

· Разрыв с классическими моделями общества глубокий, формируются альтернативные модели, альтернативное понимание природы социальной реальности

Социологизм Парсонса

1. Конечный предмет социологии – общество. Все процессы рассматриваются в контексте общества, как предельной границы

2. Общество самодостаточно (принцип Дюркгейма – объяснять социальное социальным). Общество способно само обеспечить – люди ведут себя таким образом.

3. Высоко интегрированная, целостная, устойчивая система.

4. Основа интеграции – ценностно-нормативный консенсус – нормативизм

5. Принципиальное соответствие между социальными системами и акторами.

6. Эволюция в общем прогрессивном управлении (прогрессизм и т.д)

7. Вся система социальная выстраивается как институциализация ценностей либерализма. Добавляем равенство и получаем культурный детерминизм Парсонса.

«Общество составлено, сконструировано, собрано, устроено, слеплено и смонтировано. Оно больше не может рассматриваться как скрытый источник причинности, который якобы следует привлечь для того, чтобы объяснить существование и устойчивость какого-то другого действия или поведения…Общество ничего не объясняет, оно само должно быть объяснено»©…

Мы живём в не-обществе. Смерть социального – лозунг постмодернистов.

Кризисный образ общества.

· Дезинтегрированное, фрагментированное общество

· Кризис ценностно-нормативных механизмов связи индивида и общества – кризис нормативизма

· Социальная эксклюзия (социальная исключённость). Общество двух третей – одна часть исключена на том или ином основании

· Неопределённость направленности движения общества

Причины смены модели, образа общества

· Новая историческая ситуация 60-70-е гг. XX в., где старая модель общества стала неадекватной и поэтому начался и происходит кризис и пересмотр исходных допущений социологии.

Ø 1968 г. – появление контркультуры и движения левых. Контркультура – альтернатива западной культуры – протестантской этике, в первую очеред.

· Осмысление глобальных проблем современности

Ø 1968 г. – создание Римского клуба. АурелиоПеччеи. Римский клуб стал той структурой, которая привлекла общественное внимание к глобальным проблемам. Натиск сходных допущений социологии – сциентизм и технократизм.

· В обществе появляется мироощущение конца модерна. Появились концепции «пост-всё» – постмодерное общество, постиндустриальное, постэкономическое, посттрудовое, в культуре постматериальные ценности. В качестве итога возникает новый теоретический дискус постмодерна. Общий мировоззренческий фон – фон постмодерна. Результатом становится смена типа научной рациональности – постнеклассический тип научности или научной рациональности.

Методологические сдвиги

1. Предмет – «значение вещей для людей». Понимающая социология. Социология изучает практическое мышление самих субъектов и те значения, которые приобретают все явления, процессы, смыслы как они интерпретируются людьми, которые придаются социальной реальности

2. Происходит переход от макроуровня к микроуровню – уровню межиндивидуальных и индивидуальных действий.

3. Происходит переход от нормативного к когнитивному понимаю социальных систем (когнитивный поворот социологии). Актор – человек знающий и осуществляющий свои действия на основе знаний. Если у Дюркгейма и Вебера – рамки нормативного подхода, то здесь социальная структура – скорее когнитивный, чем нормативный феномен. Социальная структура основана на практических знаниях повседневно-действующих людей.

4. Методологический ситуационизм. Социальная реальность постоянно создаётся и воссоздаётся (процессуальный образ общества) индивидами в конкретных ситуациях на основе совместного определения ситуации. Исходное понятие (единица анализа) – взаимодействие в социальной ситуации. Социальная ситуация – реальность особого рода. Поведение людей – это всегда не индивидульное, а интерактивное поведение, оно всегда компонент взаимодействия, интерактивного процесса. И именно в этом взаимодействии происходит совместное определение ситуации.

Наши рекомендации