Функции социологического знания

Социология как наука.

Сер. 19 века Огюст Конт основатель социологию Эмиль Дюркгейм: общ-ву должно соответствовать соц. Солидарности и разделения труда. Основоположник социализма Карл Маркс. Объект науки – объективная реальность которая не зависит ни от воли ни от разума людей. Предмет науки – воспроизведение объективной реальности в наше сознание. Воспроизводится закон общественного развития. Социология занимается законами развития общества в том числе спецификацию Метод науки – совокупность, система основных познавательных приёмов, процедур с помощью которых осуществляется научное исследование. Предметы социологии 1) законы развития общества, 2) механизмы проявления этих законов в деятельности. 3) Взаимодействия социальных общностей групп и отношения между ними. Структура социологии науки: I 1) микросоциология, 2) макросоциология. II) 1) общетеоретическая социология 2) теория среднего уровня, 3)прикладные социологические исследования. Социология наука радикальная, мистики и чуждая фантастике, но чаще всего она призвана распознать и объяснять чудеса, которыми наполнена соц. Жизнь.

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов . В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития , или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах исследования .

Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира , складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля , отношений , а также институциональные связи .

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям .

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .

Социальные отношения Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений . Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами .

7. Социальные институты Понятие, сущность, основные характеристики социального института.

Функции социологического знания - student2.ru Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию. Виды социальных институтов. Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д. Характерные черты социальных институтов.1. устойчивая организованная форма деятельности людей. 2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может. 3. Социальные институты упорядочивают поведение людей. 4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению 5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией

8. Социальные организации.– большая ассоциация людей основанных на без личностных отношениях и связях членов данной организации и объединённых для достижения определённых целей. Одной из форм упорядочивания связей отношений и взаимодействий индивидов соц. групп является их включение в соц. организации. Соц. организации имеют ряд характерных черт: они создаются для реализации определённых целей, сой организация даёт человеку взаимность, удовлетворить свои потребности и интересы в тех пределах которые устанавливаются нормами и ценностями принятыми соц. организациями; она способствует повышению эффективности деятельности входящих в её состав людей. Наиболее сложной и наиболее значимой соц. организ. является государство, центральное место в которой занимает гос аппарат. В результате соединения различных элементов соц. организ. в единое целое возникает особый организм или кооперативный эффект социология называет 3 основные его составляющих: организ. объеденяет усилия многих своих членов, а потому уже простая массовость даёт больше результат, чем сумма индивидуальных усилий каждого; участники организ. включённые в неё начинают выполнять вполне определённую функцию, что значительно повышает эффект их деятельности; управленческая подсистема организует и гармонизирует деятельность членов соц. организ. что так же служит источником повышения результативности действий.

Социальная мобильность

Термин социальная мобильность введён П.А. Сорокиным в работе 1927 г.Социальная мобильность подразумевает любой переход индивида или группы из одной социальной позиции в другую. Различают мобильность индивидуальную или групповую, а также мобильность горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность включает восхождение и нисхождение. Восхождение - индивидуальное перемещение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, или восхождение целой группы. Нисхождение - всё наоборот. Каналы социальной циркуляции: Армия Церковь Образование Брак Политические и профессиональные организации. Факторы социальной мобильности - условия, влияющие на мобильность. Они будут рассмотрены на микро и макро уровне. Факторы социальной мобильности на микроуровне - это непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс. Факторы социальной мобильности на макроуровне - это состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

13. Миграция населения.Миграция это переселение людей из стран в стран, из района в район из городов в деревню и обратно, из городов в города, из деревни в деревню, т.е. миграция это территориальные перемещения. Они бывают сезонными (туризм, лечение, учёба) и маятниковыми – регулярные передвижения с данного пункта и возвращение в него, различают также миграцию и эмиграцию населения. Миграция это перемещение населения внутри страны. Эмиграция выезд за пределы страны на ПМЖ. Иммиграция – въезд в данную страну на ПМЖ или на длительное проживание. Благодаря эмиграции и миграции возникли новые города, страны целые континенты. Эмиграция возникает там , где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности. Городская мобильность в таких случаях выступает средством решения проблем возникающих в сфере вертикальной мобильности. Далеко не всегда миграция принимает массовую форму. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит как правило стихийно. Демографы выделяют 2 основных потока миграции внутри одной страны: город-село, и город-город.

14. Город как социально-территориальная общность. Городская территориальная общность – это совокупность людей обладающих единством отношений к определенной хорошо освоенной территории (система пространственной организации жизнедеятельности людей). Город – территориально концентрированная форма расселения людей занятых преимущественно индустриальным трудом. Город появился как соц. территориальная общность позже деревни. Город основан на общественных отношениях. Городской индустриальный труд => высокая степень концентрации индустриального труда, ресурсов. В городе высокая профессиональная и соц. неоднородность система здравоохранения лучше чем в деревне. Высокая плотность населения, анонимность, специфический образ жизни. Урбанизация процесс роста городов и явление расширения городского образа жизни.

15. Село как соц.-территориальная общность. Село– соц. территориальная подсистема, форма расселения людей занятых в основном с/х трудом. Село возникает и создаётся в самой природе на основе кровнородственных отношений. 1) села малочисленны отсюда трудовые ресурсы тоже; 2) соц. структура в селе меньше развита чем в городе; 3) устройство быта в селе значительно уступает городскому. Социология села представляет собой изучение сущности и особенностей сознания крестьянства его поведения в условиях специфической жизни, обусловленной близостью к природной среде характером производственной деятельности и повседневного быта. Сельскохозяйственное производство представляет собой сферу обеспечивающую целостность народнохозяйственного организма. Проблема с численностью сельских жителей. Технический прогресс, малая заработная плата проблема духовный потребностей (пример мало куда сходить клуб). Фермерские хозяйства (крестьяне с осторожностью относятся). Молодёжь пиздует в город.

16. Регион как соц.-территориальная общность. Соц. территориальная общность это совокупность людей к определённой хозяйственно освоенной территории. Регион представляет собой такой тип соц.-территориальной общности и выступает как интегрированный объект социологии города и деревни. Предметом соц. изучения регионов является изучение соц. закономерностей развития регионов и роль урбанизации и миграции в процессе развития. Урбанизация процесс роста городов и явления расширения городского образа жизни. Ну и бля немного про село и город.

Социализация личности

Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Этапы социализации Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида: Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения. Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей. включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения). Пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. Агенты социализации Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты. Общественные условия социализации: Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений). Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные) Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им).

20. Образ жизни личности.(см19)Образ жизни – соц. категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, соц. группы, общества в целом, которая берётся в единстве с условиями жизни, определяющими её. Эта категория даёт возможности комплексно рассмотреть основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, общественную жизнь и культуру. Соц. роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Про статус, про роль и т.п.(см 19)

21. Соц. регуляторы поведения личности и соц. контроль.Соц. нормы это правила выражающие требования общества, соц. групп к поведению личности, участвующих в их взаимоотношениях друг с другом, соц. институтом и обществом в целом. Регулирующее действие нормативных состояний в том что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношения, цели и способы их достижения. Нормы возникают вследствие потребности в определённом поведении. Полное принятие нормы выражается в конформизме (поведение, контролируемое посредством группового давления) отклонения от нормы.

Социология П. Сорокина.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин уже около сорока лет был "американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира. В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации. В "Системе социологии" П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. "Социология изучает общество с трех главных точек зрения: 1) его строения и состава 2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности 3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии" Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: 1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. 2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. 3. социальную генетику; "Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей" Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. А. Моль.В соответствии с моделью распространения культуры в современном обществе Моля любое распространение культурных образцов начинается с деятельности творческих личностей, каждая из которых на основе умственной деятельности, экспериментов, прошлого опыта создаёт продукт, со своим качеством пригодной для использования некоторых соц. групп. При демонстрации нового культурного образца в малой группе происходит его первая оценка. В том случае, если образец устраивает членов малой группы, он принимается. И это считается первым распространением культурного образца в микросреде. На этом распространение культурной нормы или ценности может закончится. Очень часто можно наблюдать нормы которые характерны только для определенной семьи или какого-либо малого рабочего коллектива и не распространяются на большую соц. совокупность. Для дальнейшего распространения культурного образца необходимо, чтобы он во 1-х , имел ценность и значимость в пределах большей группы или общества, а во 2-х был растирожирован и доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации доводят новую ценность либо соц. норму до широкой публики или до макросреды. Если новая культурная норма или ценность принимается широкой аудиторией, макросредой как необходимая, полезная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры данного общества она становится частью этой культуры. В ходе дальнейшего использования культурный образец усваивается людьми, входит как неотъемлемая часть в индивидуальную культуру личностей, и процесс повторяется.

24. Социальные изменения и процессы. Соц. изменения – это важнейшие изменения соц. структур включая последствия и проявления этих изменений в нормах ценностях и культурных элементах и символах. Это определение включает в себя соц. изменения относящиеся к человеческому поведению, культуре и соц. значимым символам человеческой деятельности. С точки зрения П. Сорокина соц. изменения – это процессы повторяющиеся во времени, пространстве или во времени и в пространстве одновременно, а не просто линейные тенденции. Процессы соц. изменений можно анализировать на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом. Теория соц. изменения служит для объяснения таких процессов как образование и распад соц. систем, организаций, соц. институтов, общностей, которые создаются людьми при организации общественной жизни. В рамках этой теории изменяются структуры и ситуации с которыми связаны соц. ценности индивидов. Соц. изменения являются единственной единицей сравнения при анализе соц. систем, общностей отношений, взаимодействий и т.д. Почти все учённые в Х!Х веке связывали соц. изменения с понятием соц. процессов. Процессы могут происходит в любых сферах общества: экономической, политической, нравственной, а их размерами является новые соц. структуры, системы, явления и пр.

Социальная коммуникация

1. Основные определения и модели процесса коммуникации Социальная коммуникация это: передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). Модель по Г. Лассуэлу: В процессе коммуникации выделяют 5 элементов: Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение) Что - сообщение Как - способ передачи сообщения, канал Кому - аудитория, которой адресуется сообщение Зачем - с каким эффектом, эффективность Какие бывают эффекты: поведенческий эффект оценочные (аксиологические) эффекты эмоциональный эффект - влияние на страсти человека познавательный (когнитивный) эффект 2. Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории межличностная (индивидуализированная) специализированная (групповая) массовая По источнику сообщения официальная (формальная) неформальная По каналу передачи вербальная невербальная Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

26. Образование как соц. институт.Образование – это соц. институт- процесс в определённой системе общественных отношений; по вертикали (дошкольная, школьная, средне профессиональная и высшая школы) и по горизонтали (условия функционирования и взаимодействия с обществом) и сиська с писькой что приводит к яйцам и к шоколадному глазу. В дошкольном образовании : социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываемые в раннем детстве. Ну и дальше типа про среднюю и высшее и школьное сами знаете. Образование - социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции в обществе. Социология образования - область социологии, изучающая образование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т.д.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключается в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества.

27. Наука как соц. институт.В общем Наука сука блядь – сфера человеческой деятельности направленная на полное обоснование и систематизацию объектов знаний о мире. Под наукой понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. институт в рамках которого она осуществляется. У науки устанавливается интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством которых реализуется др. группа соц. функций. Значительная группа соц. функций науки связана с применением научных знаний и методов в самых разных сферах практической деятельности. Расширение круга соц. функций науки и соответственно её, бля, бля, бля, бля, соц. институционализацию нельзя считать законченной, что в свою очередь сказывается и на формах организации и на их дальнейшем развитии. Соц. институт – сложившееся устойчивая, бля, форма связи сука, отношений, и организации совместной деятельности людей данного общества в которых реализуются различные общественные отношения, бля конец. Бля.

28. труд как важнейшая форма социальной деятельности людей.Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которого он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует, бля сушняк, её в целях создания предметов. Общественный труд – деятельность людей направленная на удовлетворение экономических и соц. потребностей общества. Общественно организованный труд составляет сущность общественного производства. Развитие производительных сил и общественных отношений привело к изменению в структуре общественного труда. Возрастает общественное и экономическое значение труда в непроизводственной сфере, в первую очередь научной и интеллектуальной. Особенно большие изменения в структуре общественного труда происходит в ходе научно-технической революции.

29. Характер и содержание труда.1. Характер труда – определение места соц. группы в общественной системе труда выделяется соц. неоднородность, последовательное и степень целости его для общества. Характер труда: умственный и физический. Их отличие в том, что для физического труда требуются мускулы, энергия и не требуется высокое образование. В зависимости от характера труда человек занимает определённое место в структуре общества (социальный статус). По характеру труда определяется ценность этого труда для общества. Содержание труда – обозначение конкретной трудовой деятельности работника и его признаки (вид, функции ит.д.), т.е. его профессиональное разделение соц. труда. Это есть организационная техническая сторона. В содержание труда включаются условия труда – которые можно разделить на производственно экономические соц. условия. Производственно экономические: рабочее место, средсьва труда, содержание и организация труда.

Социология как наука.

Сер. 19 века Огюст Конт основатель социологию Эмиль Дюркгейм: общ-ву должно соответствовать соц. Солидарности и разделения труда. Основоположник социализма Карл Маркс. Объект науки – объективная реальность которая не зависит ни от воли ни от разума людей. Предмет науки – воспроизведение объективной реальности в наше сознание. Воспроизводится закон общественного развития. Социология занимается законами развития общества в том числе спецификацию Метод науки – совокупность, система основных познавательных приёмов, процедур с помощью которых осуществляется научное исследование. Предметы социологии 1) законы развития общества, 2) механизмы проявления этих законов в деятельности. 3) Взаимодействия социальных общностей групп и отношения между ними. Структура социологии науки: I 1) микросоциология, 2) макросоциология. II) 1) общетеоретическая социология 2) теория среднего уровня, 3)прикладные социологические исследования. Социология наука радикальная, мистики и чуждая фантастике, но чаще всего она призвана распознать и объяснять чудеса, которыми наполнена соц. Жизнь.

Функции социологического знания

Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы. Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества. Проект социологии был результатом соединения 4-х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий: идея общества идея естественного закона идея прогресса идея метода (познавательный инструмент) Термин функция в социологии подразумевает: назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом. Функции социологии. Теоретико-познавательная. Подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная). Подразумевает использование социологического знания в различных областях соц. практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. Мировоззренческая. Подразумевает, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

3. Основные этапы становления и развития социологии.Классическая период развития социологии охватывает период с середины Х!Х до начала ХХ . Основателем социологии считается французский философ Огюст Конт , который и ввел в употребление термин «социология». С самого начала своего развития социология выступала теорией эволюции изменения в обществе. Динамическое развитие социологии получила у Герберта Спенсера, английского учённого вслед за Контом, положив в основу своего мировоззрения принцип эволюционного развития общества. Принципиально иную теорию развивал Карл Маркс, который в основу своей теории положил принцип обусловленности истинного развития классовой борьбы. По его мнению переход общества от одной общественной экономической формализации к другой сопровождается социальной революцией как всеобщим признаком. Эмиль Дюркгейм французский социолог считается одним из основоположников современной социологии. Смысл социологии Дюркгейм видел в том что она помогает проникнуть в особую реальность общества обобщая по определенной методике единичное явление и отдельные социальные процессы. Макс Вебер превыше всего ставил индивида. Причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

4. Основные парадигмы социологииСоц. Парадигмы – это система наиболее общих исходных важных оснований достаточно признанной социологической теории, определяющий её методологический подход к постановке и решению социальных задач. Основные парадигмы (в рамках позитивной соц. Ориентации) 1.парадигма социологического факта (Дюркгейм) – это факты отличающиеся специфичными свойствами составляющие образы мыслей, действий, чувствования способных существовать вне индивида и наделенные принудительной силой , в следствии которых он вынужден их присваивать. Так социальные факты Дюркгейм считал предметной областью социологии. 2. парадигма социальной дефиниций. Основным элементом парадигмы является не сами социальные факты, а тот способ посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные то они будут реальными и по их последствиям которые определяются в разных действиях. Основное понятие парадигмы - знание. 3. парадигма соц. Поведения. Она началась формироваться в 20-х годах ХХ века. Концепция социального поведения относится а эмпирическому направлению социологии, стремится создать научно-точную социологию через выделения социального поведения как особого рода общественного явления. При этом под соц. поведением подразумевается определённая сторона деятельности и взаимодействия индивидов и соц. групп. 4. Парадигма детерминизм. К этой парадигме относится ряд теоретических концепций которые связаны с факторами, детерминирующими соц. отношения людей: экономическими, геогрф-ми, культ-ми, техн-ми.

5. Общество как социологического анализа.Общество с точки зрения соц. анализа– 1 целостный соц. организм, исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности на различных условиях её организации. 2- исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Общество рассматривается как целостная динамичная социальная система. Система включает элементы, связи, взаимосвязи, целостность, упорядоченность. Соц. связь – соц. действие выражающее зависимость и совместимость людей или групп.

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов . В самом общем виде связь представляет собой выражение совместимости функционирования или развития двух или более элементов объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития , или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах исследования .

Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов , обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира , складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля , отношений , а также институциональные связи .

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и ролям .

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные ( или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .

Социальные отношения Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений . Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами .

7. Социальные институт

Наши рекомендации