Основные направления развития современной социологической теории
(XX-начало XXI века) по статье Поляковой Н.Л.
Можно выделить 3 или 4 дискурса о современном обществе.
1. Методологический дискурс 2.Культура Эндизма или культура конца 3. Постиндустриализм 4. Теории модерна 5. Теории глобализма
1.Теории эндизма. Демонстрация устаревания ряда практик и институтов. Теории конца идеологии, истории и последнего человека, конец социального, исчезновение детства, конец революций, конец труда, конец природы, конец традиций, конец модерновых институтов.
Дискурс индизма оформился давно. Предлагал интерпретацию в терминах конца. Качественно новое по отношению к классическому модерну.Фордизм уступает место постфордизму. Метафорическое значение термина конец огромно, указ на прозрение ухода в прошлое определения практик и институтов. Наступает конец старых институтов: конец семьи, традиций. Институты модерна-пустышки. Анализ социальных институтов, классов, которые приходят к упадку, завершению.
Теория конца труда. Оформилась в конце 70-х. Сфера производственной деятельности перестала играть ту доминантную роль, которую играла раньше. Класус Офферазработал эту теорию. Труд больше не главное средство формирования трудовых структур. Конфликт между классами уменьшается, размывается классовая идентичность. Классические формы классовой борьбы ушли в прошлое. Концепция позиционной структуры общества стала доминирующей в современной социологии. На передний план выходит конструктивизм: не классовое, а индивидуализированное общество.Классовый интерес заменяется теорией идентичности.
Целый ряд социологических утопий: Тоффлер, Рифкен,Горц считают, что труд в кризисе. Состояние постмарксистского человека (по Горцу) требует нового проекта общества.Требуется утопия, которая укажет смысл Третьей информационной революции.
Тоффлер: раньше трудящиеся знали, что безработица — это временно, а сейчас закрывшиеся рабочие места уже никогда не откроются. Уже не нужны многие профессии.
Рифкен: Люди продолжают продавать свой труд как на рынке. Совершается переход к пострыночной эпохе.
А.Горц: «Метаморфоза труда».Система общественных отношений в кризисеиз-за различий 2 типов рациональности: организации (нет учета целей индивида) и индивидов (связана с целями и интересами индивидов). Труд становится дефицитом и он больше не структурообразующий признак. Это может привести к разделению общества на узкоспециализированные элиты. Решение: люди работают все меньше, а получают все больше + снять границы между трудом и досугом. Свободное время нужно структурировать (учиться) – нужно развивать систему образования, которая позволит учиться на протяжении всей жизни. Итог – сфера досуга станет меньше сферы труда.
Гидденс. Конец семьи приводит к написанию: я идентичность, работа-конец интимности. Вместо семьи-пара. Детство заканчивается как институт, современное общество-инфантильные взрослые.
Нил Постман «Исчезновение детства» - детство социальное явление, а не биологическое. Концепция детства сформировалась с развитием книгопечатания. Распространяется идея образования – для того, чтобы стать взрослым нужно обучиться грамотности. Только к 20 веку детство сформировалось как класс. Сейчас телевидение стирает границы между детством и взрослостью т.к. выставляют все напоказ, нет информации, закрытой от детей (насилие, сфера сексуальных отношений). Если исчезнет детство исчезнет и взрослость.
2.Теории постиндустриализма и теории информационного общ-ва. Этот дискурсначали оформлять в 60-е.Тоффлер, Феррароти.
Основателем и главной фигурой постиндустриализма является американский социолог Д. Белл. Свою концепцию он изложил в книге "Грядущее постиндустриальное общество" (1973). Исчезновение старого и появление нового рабочего класса. Главный класс — сервисный класс, новая элита — специалисты, технократы. Знание - основной ресурс власти. Радикальные методы классовой борьбы уходят в прошлое. Соц. Конфликт определяется совокупностью всех соц.-экомических отношений.
Существуют две различные позиции, по-разному определяющие историческое место информационного общества.
1 позиция, (Ю.Хабермас, Э.Гидденс, Ф.Ферраротти) Информационное общество рассматривается как этап, как фаза индустриального общества, наступившая вслед за фазой индустриализации (конец XVIII - начало XX в.) и фазой массового производства и массового потребления, т.е. массового общества (начало XX в. - 60-70-е годыXXв.).
2 позиция, (Д.Белл и О.Тоффлер) Информационное общество– этосовершенно новый этап исторического развития, наступивший вслед за индустриальным обществом. Белл, например, делит историческое развитие на три этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный, а Тоффлер - на доиндустриальные культуры (первую волну), индустриальные культуры (вторую волну) и супериндустриальные культуры (третью волну). Однако, независимо от того исторического места, которым наделяют информационное общество, во всех этих концепциях экономика уже более не является той подсистемой общества, которая выступает доминирующей и задающей условия и правила функционирования всем другим подсистемам общества - государственно-политической, культурной и социальной. Более того, вдополнение к четырем подсистемам.
Дискурс продолжает существовать, в рамках соврсоц лит-ры.Есть работы, посвященные анализу современных обществ.
3. Дискурс постмодерна.Обозначает современность как конец модерна. Оперирует к эпохальным ориентациям, возникает не в социологии, в рамках философии, рассматривает с точки зрения знания, культуры современного общества.
Современные теории модерна, радикализированного модерна, позднего модерна или постмодерна - это теории, разрабатывающие образ современной эпохи через соотношение о предыдущими фазами модерна, как социальной эпохи, отличной от эпохи традиционалистского общества. Все эти теории фиксируют и теоретически разрабатывают исторический сдвиг, переживаемый настоящими поколениями в сфере познания и социальной действительности. Теории современности. Бодрияр, Бауман, ДжаниВатима. Это теории обществ конца 20-ого века.Лиотар, Фуко. Анализ того, как функционирует знание.
Лиотар «Состояние постмодерна». Знание — это вид дискурса, оно принимает форму информации, оно операционализируется и компьютеризируется. Оно становится ставкой в борьбе за власть и господство. Высок уровень нестабильности знания и соответственно общ-ва. Пересматриваются основания теории первого модерна. Современное общ-во - это лишённое структуры социальнное образование.
4. Теория глобализации. Сформировалась в 90-е годы. Глобализацию можно отождествить с постмодерном. Глобальные сетевые взаимодействия, глобальные информационные и миграционные потоки, глобальные классы, глобальные элиты.
Дискурс глобализации меняется под влиянием процессов, которые претерпевают совр общества. Сначала речь о глобализирующих тенденциях, выявление нового качества мира, потом роль национальных гос-в, теории сетевого общества, котор оформляются на стыке теорий информационного общества и теорий глобализации. Дискурс продолжается о судьбах глобального капитализма, глобального мироустройства. Глобальность можно структурировать (сети государств движение к стандартизации, вестернизации, и унификации).
В современной социологии сформировались новые области знаний: сетевые теории, исследования гендера, социология тела, которприним широкую известность. Развитие социологическойурбанистики, развитие теории идентичностей, которые становятся основой современногосоц-и действия. Современная социология - колоссальный блок теорий и областей исследования, которые структурировать не просто.
Кастельс: Сети — старая форма социальной организации, но в информационную эпоху они становятся информационными сетями. «Сетевое общество — это такое общество, в котором ключевые социальные структуры и деятельность его членов организованы вокруг сетей электронных коммуникаций». Сетевые отношения производства ведут к классовому затемнению. В конце 20-ого начале 21-ого века некоторые социологи сказали, что нужно расстаться со всеми предыдущими теориями и пересмотреть понятие «общество».
5. Методологический дискурс: анализ современной социологической теории, её границы, предметности и тп. Рассмотрение ситуации, котор слож в конце 60-х-начале 70-х в исследованиях,в связи с адекватностью соц теории к наступивш временам и изменениям. Начинается с кризиса социологии начала 70х . Социология должна пересмотреть свои теоретические основания и определить свои подходы.
К 70-м годам соц-я подошла как комплекс разн теорий, совок-ть разл позиций. Выяснилось, что соц-вообще явл наукой в достаточно специфическом смысле слова. Не соотв нормативам, котор демонстрир естесств науки (физика). Демонстр разные равноправные теории. Нужно было решить вопрос о том, явл ли соц-я мультипарадигм теорией, решить вопрос ее научности. Что явл основанием ее научности? Начали оформл разл позиции и подходы.
Голднер, Уинч, спор о позитивизме: критический рационализм Поппер, критическая теория во главе с Адорно. Методологическая позицию Хабермаса. Проблема социологии как многопарадигмальной науки. Насколько сложна структура социологической теории. Мертон многопарадигмальной наука – социология. Александер социология через рассмотрение философских оснований. Почему социология полипарадигмальная наука? Фундаментальные представители: конструктивизм Бурдье, лингвистический поворот Хабермас, системный подход Луман,
3. Основные периоды развития современной социологической теории.
Рассмотрение истории социологии в единстве ее интеллектуального проекта как науки и социально-исторического движения ее объекта — истории общества модерна.
Основу этой̆ периодизации образует социологическая теория модерна, разработанная в целой̆ серии социологических теорий в последние два десятилетия ХХ в. Эти теории оформляются как ответ на возникший̆ в связи с появлением постмодернистской̆ социологии вопрос: что такое модерн, если та социальность, в которой̆ мы живем и с которой соотносимся, является постмодерном? Как ответ на этот вопрос и были созданы социологические теории модерна Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, А. Турена, Ф. Ферраротти, У. Бека и др.
Под эпохой̆ модерна и соответственно под обществами эпохи модерна понимаются общества, оформившиеся в последней̆ трети XVIII в. как общества промышленные, капиталистические, правовые, демократические, национально-государственные.На протяжении своего почти двухсот пятидесятилетнего существования эти общества проходят путь эволюционной̆ трансформации, в котором выделяется три фундаментальных периода
Каждый̆ из трех периодов развития модерна сопряжен с тремя промышленными революциями.
Первая— последняя треть XVIII в., ее символической̆ датой̆ можно считать изобретение и внедрение паровой̆ машины Дж. Уатта в 1784 г., сыгравшей̆ громадную роль в создании промышленного производства. Это — первый̆ модерн.
Вторая связана с техническим перевооружением производства в конце XIX — начале ХХ в., приведшим к созданию систем массового производства и массового потребления. Это второй̆ модерн.
Третья — информационная революция, развернувшаяся в 70— 80-е гг. ХХ в. и приведшая к оформлению современных систем промышленного производства в рамках информационного общества.
— I период: конец XVIII — начало ХХ в.;
— II период: начало ХХ в. — 70-е гг. ХХ в.;
— III период: 70—80-е гг. ХХ в. — начало XXI в. Два под периода:
1 - от промышленной революции до глобализации
2 - от 90х годов и до сейчас
Первый̆ период в развитии социологии: конец XVIII — начало ХХ в. Это период становления обществ модерна, характеризующихся, как индустр, капитал, правовые, демокр, оформленные как нац гос-ва. В тот же период происходит и становление соц-ии в качестве способа теорет само постижения и само понимания этих обществ, в качестве средства их само рефлексии. Речь идет о периоде, известном в истории социологии как классическая социология. Это был первый̆, позитивистский̆ проект социологии, связанный̆ с именами А. де Сен- Симона и О. Конта. Еще один вариант -К. Маркса. В русле позитивистского проекта и его незначительной̆ корректировки посредством концепции социальной̆ реальности как реальности “sui generic” следует рассматривать и теорию Э. Дюркгейма.В рамках этого же первого периода оформляется второй̆, антипозитивистский̆ проект интерпретационной̆ социологии (социологии понимания), связанный̆ с именами Г. Зиммеля и М. Вебера.
Именно эти два проекта социологии как науки легли в основу дальнейшего исторического движения социологии и определили единство ее исторического развертывания на протяжении двух с половиной̆ прошедших веков.
Второй̆ период в развитии социологии: начало ХХ в. — 70-е гг. ХХ в. Начало ХХ в. оказалось связанным с радикальной̆ трансформацией̆ фундамент оснований соц порядка, появлением новых типов обществ. Вместе с XIX в. уходят в прошлое общества, базир\ на принципах свободного рынка, ничем не ограниченной̆ конкуренции, на свободно действующем индивиде. Уходит в прошлое либералистская система взглядов на отношения индивида и общества, гос-ва и об-ва, государства и экономики. ХХ в. становится веком, принесшим совершенно новый̆ соцпорядок, получивший̆ название организованного (а не либерального) капитализма, государственно-монополистического капитализма, империализма.
В этот период общество осмысливается как государственно-монополистический̆, организованный̆ капитализм; как менеджериальное общество; как корпоративное общество; как массовое общество; наконец, как поздний̆ капитализм и как развитое индустриальное общество. Теории организованного капитализма и корпоративного общества определилиособыйметодологический интерес к анализу различных систем социального взаимодействия в перспективе интеракционизма, структурного функционализма, системного подходов. Со всеми оговорками и условностью можно соотнести феноменологические и этнометодологические разработки с теми характеристиками обществ, которые получили отражение в теориях массового общества. Социологическая теория второго периода ее исторического развития, центральное место в которой, несомненно, занимала структурно-функциональная теория Т. Парсонса, а также теории его последователей̆ и критиков, представляет собой̆ некое исторически единое образование, целостность которого укоренена в содержании этих теорий и в соответствующем историческом объекте.
Третий период в развитии социологии: 70—80-е гг. ХХ в. — начало XXI в.
Социологическая теория начала 21 века является следствием определенных процессов, которые позволяют разделить современности на два под периода:
1 - от промышленной революции до глобализации
2 - от 90х годов и до сейчас
От промышленной революции до глобализации. В начале 1970-х гг. начинается новый̆ этап социально-экономического развития. В обществе широко разворачивается телекоммуникационная революция, меняющая экономическую сферу и всю сферу труда в широком смысле слова. Претерпевает очень существенные изменения система ценностных ориентаций, вся сфера культуры и смыслов. Новые социологические теории общества, ставящие своей̆ целью осмысление тех социальных изменений, которые характеризуют этот этап развития общества:постиндустриального общества, теории информационного общества, как теории постмодернистской̆ социологии, как теории постмодерна, как теории глобализации. Они едины в том, что рассматривают современное социальное состояние как совершенно новый этап социально-экономического развития общества, кардинальным образом отличающийся от предшествующих этапов, и прощаются с теориями общества предшествующих двух периодов.
В рамках методологических разработок этот период в развитии социологии был связан с интенсивными поисками, которые начались с заявлений о “кризисе” современной̆ социологической̆ теории и целой̆ серии дискуссий: дискуссии о позитивизме в европейской социологии; критики парсонсианства в американской̆ социологии; обращения к классике, получившее название “ренессанса классики”. Результатом стала разработка новой̆ методологической̆ программы, получившей̆ реализацию в теориях Ю. Хабермаса, Н. Лумана, П. Бурдье, Э. Гидденса, Ф. Ферраротти, Ж. Бодрийяра, З. Баумана и др.
Этап 90 и до нынешнего. Усиление связанности, ослабление границ, уплотнение взаимодействия во всех сферах, в самых различных эпохах- глобал мода, глобал спорт, глобал стили жизни. Создание глоб системы культурных кодов и сообщений, мода, кинематограф, терроризм, курсы валют, политика - все это знаки, кот существуют для всех и всем понятны - человек вот сейчас живет в единой знаковой системы в единой системе культурн кодов. Благодаря сети, все ориентируются на общую систему событий и смыслов. Формы соц протеста - "окупай и дальше", " Шарли эбдо". Аналогичные соц представления, типизация соц позиций, рабочих мест, типизация функций, общая система соц стратификация, оформление транснациональных элит. Оформление над нац орг, кот бросает вызов нац гос (ООН). Возникает новый капитализм с новыми принципами; оказывается что рабочий класс с профсоюзным движением старого типа с настоящее время начинает исчезать. Средний класс Д.Белла исчезает, распадаются профессионалы, распадаются профессии которые не требуют диплома; появляется прекариат. Возникает новая ситуация - нет рабочего класса, нет среднего класса . Кризис 2008 год показал, что нетсреднего класса, он затронул профессии среднего класса. Период лишения гарантий, рабочего места, дохода, жизненных стратегий; возникает новая эпоха открытого пространства.
Это вызов абсолютно для всех, то самое соц государсвто ничего не гарантирует никому. Общая не гарантирован гость ситуации З.Бауман писал об этом.