Общая характеристика социальных отклонений
Попробуем классифицировать наиболее распространенные социальные отклонения и дать им краткую характеристику.
Индивидуальные и групповые отклонения. Если мы сталкиваемся с индивидуальными отклонениями от норм в пределах одной субкультуры, то такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант.
Например, самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом).
Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества.
Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.
В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесенные индивидуальными девиантами.
Первичное и вторичное отклонения. Концепция первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана Э. Ламертом.
Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.
Например, проявления эксцентричности, «маленьких шалостей», с помощью которых человек пытается выделиться, произвести впечатление на других, даже совершаемые людьми ошибки не воспринимаются окружающими как девиантность.
Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант.
Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются.
Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом - никчемным бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения.
Характерная черта девиантного поведения заключается в том, что рассматривать его следует с позиции культурного релятивизма. Это означает, что социальная норма, принятая либо по неписаной традиции, либо законодательно, - явление весьма относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом оцениваться как социальное отклонение.
Например, в первобытное время каннибализм (поедание людьми себе подобных), геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считалось нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешения брака между родственниками). Но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях – абсолютно криминальным поведением.
Критерии девиации часто меняются на протяжении времени даже в рамках одной и той же культуры.
После Второй мировой войны курение получило в США широкое распространение и фактически снискало социальное одобрение. Сигареты рекламировали звезды Голливууда и даже спортсмены. Курить в квартире или в офисе считалось нормальным поведением. Но в 1957 году ученые доказали, что курение – причина многих серьезных заболеваний в том числе рака легких. Постепенно широкая общественность начала кампанию против курения. А в 90-х годах курение во всех закрытых общественных помещениях некоторых крупных городов США было запрещено законодательно.
Девиантное поведение является самым массовым видом нарушения поведения. Однако сводится оно не только к многочисленным нарушениям общественного и административного порядка. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивное значение.
Поставив целью изучить многообразие форм проявления девиантного поведения американский социолог Р. Кевен построила теоретическую модель, описывающую взаимодействия индивида и общества. Она предложила континуум типов поведения от крайней девиации при низшем уровне конформизма, через промежуточные формы более или менее правильного поведения, до крайней девиации при «сверконформизме». Схема Р. Кевен представляет собой кривую Гаусса на горизонтальной прямой, разбитой на 7 равных сегментов.
|
Рис. 9. Континуум форм взаимодействия индивида в обществе
По Р. Кевен
Поведение, которое полностью одобряется и вознаграждается обществом, попадает в зоны C, D, E. Им соответствуют сознательные, или законопослушные, граждане, так называемые типичные американцы. Формальные стандарты, доминирующие в этой зоне – это социальные нормы. Поведение в зоне D, находящейся в середине континуума называется конформным. Оно вполне регулируется и управляется соответствующими социальными институтами, которые задают официальные нормы и официальные средства контроля.
Те люди, чье поведение попадает в зону B – «недокомформисты». Они вечно спорят, конфликтуют и враждуют с родителями, учителями и полицией. Однако общество не пытается их изолировать и всячески старается исправить их неправильный образ жизни. Те, кто попадает в группу F, являются «сверхконформистами». Молодежь из этой зоны расположена вдоль наружной границы приемлемого поведения и рискует быть исключенной из нормальной социальной деятельности. Им свойственно заниматься самокопанием и критикой. Взрослые пытаются убедить их быть более непринужденными, веселыми и непосредственными. Людей, чье поведение находится в зоне B или F можно квалифицировать как маргинальных индивидов. Окружающие люди либо с удовольствием принимают их в свой круг, либо отталкивают.
Самые экстремальные зоны – A и G – это больше, чем просто отклонение от принятых норм. Это область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. Мальчиков из зоны G обзывают «очкариками», «любимчиками учителей», «рохлями» и т.п. Мальчиков из зоны А называют иначе: «трудновоспитуемые», «хулиганы» и т.п.
Таким образом, в зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиации можно расположить вдоль некоторого континуума. На одном его полюсе разместится категория лиц, проявляющих максимально осуждаемое поведение: революционеры, террористы, непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом – категория с максимально одобряемыми отклонениями от нормы: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. По результатам статистических подсчетов в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих категорий пришлось бы примерно по 10 – 15% общей численности населения, и порядка 70% пришлось бы на «твердых середняков».