Общая характеристика власти и социальных норм догосударственного периода.

Государству предшествовал первобытнообщинный строй, существовавший практически у всех народов мира. Первобытному строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней опасности, затем сложилась более устойчивая организация человеческого коллектива - родовая община. Ее членов объединяло кровное родство, общность трудового процесса и имущества. Возникновение родовой общины - следствие двух причин: развития семьи и развития производительных сил. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Несколько позже, с помощью обычаев, сначала запрещаются браки между родителями и детьми, затем - между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии - в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникаций между людьми.

Экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода. Организация общественной власти и система управления осуществлялись родовой общиной в целом. Высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода и т. п. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый, как правило, на собрании всеми членами рода. На время военных действий избирались военачальники. Общественная власть при первобытном строе была эффективна, опиралась на сознательность членов рода и авторитет старейшин. Иногда к нарушителям порядка применялось принуждение, специальных органов для этого не существовало. Таким образом, общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими чертами: 1) базировалась на семейных отношениях; 2) была непосредственно общественной; 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции в роде; 4) осуществлялась как обществом в целом, так и его представителями; 5) распространялась только в рамках рода.

Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выражающимися в форме заклятий, обетов, зароков и табу.Табу - это запрет, который проходил особую религиозную, магическую технологию (устанавливался жрецами) и имел мистические санкции, грозящие неблагоприятными последствиями. Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то, что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками. Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, отрицательно влияющие на окружающую среду и развитие рода. Человек мог себя свободно чувствовать лишь в границах установленных запретов. Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как особыми социальными регуляторами, так как они находились на начальной стадии своего формирования, и их еще невозможно было дифференцировать. Возникающие мононормы были детальны по содержанию и унифицированы по форме. Их основная форма - обычай. Обычай - это форма передачи нормативно-поведенческой информации от одного поколения к другому. Сила обычая состояла не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей, в стереотипе поведения, выработанном долговременной практикой. Норма обычая действует, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных обрядов.Ритуал представляет собой систему последовательно совершаемых действий сигнально-звукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивали на определенную деятельность.Религиозный обряд - это комплекс действий и знаков, заключающий в себе код символического общения со сверхъестественными силами. При его проведении приоритетное значение получает не столько форма, сколько смысловое содержание действий, выполняемых под руководством человека, обладающего специальными познаниями. Зарок - это своеобразный запрет или ограничение, которое человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.

Таким образом, признаками норм, существовавших в догосударственный период, выступают следующие: регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями; существование норм в поведении и сознании людей без письменной формы выражения; обеспечение норм силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода); запрет (система табу), как ведущий способ регулирования; выражение в нормах интересов всех членов рода и племени. К моменту возникновения государства, на завершающем этапе развития первобытного общества складывается достаточно эффективная система социальных норм, которую называют обычным правом. Это тот период, когда еще не было государства, но уже появилось право в неюридическом смысле.

В процессе развития первобытнообщинного строя происходило разделение труда: одни люди начали заниматься только скотоводством, другие - только земледелием, третьи - исключительно ремеслом. Появляется слой людей, занятый только обменом продуктов. Постепенно общество расслаивается на классы. Вожди, старейшины, опираясь на военную дружину, узурпируют власть. Военные столкновения между племенами, а как следствие -накопление богатств, развитие военного дела - приводили к выделению социальной группы «знатных воинов» и военных вождей. Таким образом, возникла необходимость закрепления власти над людьми, проживающими на определенной территории, защиты собственности, упорядочения отношений в обществе, приведения их в определенную систему, выработки явно выраженных требований руководящих к управляемым. Так на смену первобытнообщинному строю пришло государство.

Наши рекомендации