Общая характеристика социальных норм.

1. Нормативность включает в себя социальную типичность и принудительность как ее элементы.

2. Социальность выражается в том, что норма регулирует отношения между людьми. Все иное представляет собой объекты, по поводу которых взаимодействуют люди.

3. Социальная норма обеспечивается искусственными социальными способами, в этом тоже проявляется ее социальность.

4. Социальные способы обеспечения нормы бывают внутренними и внешними.

5. Под внешними способами понимаются требования, которые выдвигает и предъявляет к человеку социальная общность.

6. Под внутренними способами понимается психика человека, это не инстинкты, а представления, которые вырабатываются из жизни в социуме, из взаимодействий с людьми, из социальной роли субъекта.

7. Виды социальных норм выделяются по специфике их содержания, в зависимости от принципов, которые будут положены в основу определяемой системы социальных норм, а также в зависимости от способа их обеспечения.

8. Все социальные нормы имеют общую направленность – цель отобрать наиболее эффективные варианты поведения.

9. Принято выделять мораль, религия, обычаи (устанавливают конкретную модель поведения), традиции (устанавливают общий принцип поведения), корпоративные нормы, политические нормы.

10. По способам обеспечения социальные нормы делятся на основе направленности стереотипности человеческого сознания и поведения – человек повторяет определенные образцы поведения под воздействием определенных стимулов и привыкает.

11. Классическим примером является обычай – социальная норма, которая складывается из практики повторения определенного поведенческого акта, в результате которой этот акт входит в привычку.

+ ВАР

Мораль как разновидность социальных норм.

1. Мораль – это совокупность правил поведения, которым человек следует, исходя из требований собственного сознания, а также из требований, предъявляемых общностью к представлениям о добре и зле.

2. В первом случае речь идет о собственно морали как внутреннем обеспечивающем факторе, во втором – о нравственности, как о внешнем способе обеспечения.

3. Мораль – это необязательная система норм социальной регуляции.

4. Мораль плюралистична и не носит характер всеобщности.

5. Плюрализм проявляется в том, что мораль различна для разных социальных общностей.

6. Мораль рассматривает человека во всем комплексе его проявлений и предъявляет к различным людям различные требования.

7. Таким образом, мораль не предполагает общих моделей поведения, она ситуативна.

8. Все моральные системы испытывают необходимость делать акцент на взаимосвязях людей данной социальной общности.

9. Акцент на свободу игнорируется.

10. Для морали характерна социальная неорганизованность санкций. Они могут быть различны. В то же время четко просматривается предельная санкция – исключение из социальной группы: человек перестает считаться ее членом. Он перестает ощущать себя таким членом – перестает отождествлять себя с данной общностью. Как следствие для него становится незначимой система моральных ценностей данной социальной общности. Лицо переходит в другую систему морально-нравственных ценностей.

Религиозные нормы.

1. В чем отличие религиозных норм от морали? Пожалуй, только в способе обеспечения.

2. Религия добавляет трансцендентальные санкции, наказание от высших сил.

3. Источник религиозных норм трансцендентален – божественная, космогоническая сила.

4. Вера – способ обеспечения религиозных норм.

5. По содержательной стороне религиозные нормы близки к морали: твори добро, не делай зло.

6. Религия подходит к человеку индивидуально.

7. Религия делает акцент на взаимосвязи людей социальной общности – на так называемой любви к ближнему.

8. Взаимоотношения между людьми могут быть производны от взаимоотношений человека с Богом.

9. Религиозным нормам сопутствуют те же средства внутренней и внешней регуляции – осознание греха и воздействие общины верующих.

10. Ясно просматривается предельная санкция – утрата веры и отлучение от церкви.

Корпоративные нормы.

1. Такими нормами являются нормы, которые вырабатываются определенными искусственно созданными сообществами людей – «корпорациями» в широком смысле слова.

2. Это не естественно сложившаяся общность, а искусственно созданная. Ей свойственна искусственная институционализация и формальное определение.

3. Корпоративные нормы регулируют отношения внутри корпорации.

4. Они не вполне социальны, поскольку не появляются естественным путем.

5. Эти нормы не имеют качества всеобщности, их действие распространяется только на определенную корпорацию.

6. Данный вид норм не очень значим в системе социальной регуляции.

Политические нормы.

1. Эти нормы выделяются не по специфике содержания, то есть не о принципу, положенному в основу их функционирования.

2. Они выделяются по сфере обращения, так как применяются по поводу обретения и осуществления власти в обществе.

3. Политические нормы пытаются установить порядок пользования физической и психической силой, что не исключает воздействия на этот порядок других норм.

4. Среди политических норм отсутствует единый принцип регулирования. Следовательно, они не вполне социальны.

5. Эти нормы просто опосредуют одну сферу общественной жизни, регулируемую в том числе и иными нормами.

Правовые нормы.

1. Существует плюрализм понятий правовой нормы. При этом соотношение данной категории с иными социальными нормами анализируется исходя из типа правопонимания, в рамках которого происходит анализ.

2. Рассмотрим взгляды на проблему отличия и взаимодействия права и иных социальных норм в процессе регулирования общественной жизни.

3. Позитивисты исходят из того, что отличие необходимо искать не в содержании, а в способе осуществления, в особом виде санкции, в особом способе создания тех или иных норм.

4. По содержанию правовая норма может инкорпорировать иные виды социальных норм, так как государство отбирает из систем социальной регуляции наиболее приемлемые модели и дает им защиту.

5. Любая социальная норма может стать правовой.

6. У правовой нормы – ведущая роль в объеме норм социальной регуляции.

7. Правовые нормы определяют пределы допустимого функционирования иных социальных норм.

8. Естественно-правовая школа принимает критерий справедливости за критерий наличия права.

9. С точки зрения содержания правовые нормы – это и есть моральные и религиозные нормы.

10. Основное требование к праву – это его моральность, то есть соответствие определенной системе морали, и его отчасти религиозность.

11. Как и позитивисты, юснатуралисты не видят в праве никакого специфического содержания.

12. Либертаризм исходит из того, что право – это мера свободы и равенства всех участников социального общения.

13. Именно этим правовые нормы отличаются от норм морали и религии.

14. Последние акцентируют внимание на взаимосвязи людей, а правовые нормы – на свободе.

15. Последние индивидуализируют людей, а правовые нормы регулируют абстрактные формальные моменты взаимоотношений людей.

16. Последние не обладают всеобщностью, в то время как правовые нормы абстрагируются от индивидуальных признаков людей.

17. Из всеобщности выводится способ обеспечения правовых норм государственным принуждением, так как государство – универсальная сила, призванная защищать универсальность правопорядка.

18. Также из этого выводится ограниченность правовой регуляции, так как формализм применим не ко всему. Там, где он неприменим – действует мораль и религия.

19. Правовые нормы отличаются от морали и религии сферами регулирования. У правовых норм – это формальные стороны межличностного общения. У морали и религии – неформальные стороны межличностного общения – здесь человек общается объективно, то есть свобода ему не нужна.

20. Право гарантирует и ограничивает сферу действия всех иных социальных норм.

21. Оно допускает и защищает функционирование в обществе различных моральных и религиозных систем.

22. Но существует также и другое ограничение действия морали и религии – они не должны нарушать моральных и религиозных ценностей других людей.

23. Таким образом, в обществе существует 2 системы социальной регуляции – правовая и морально-этическая (нравственная), которые иметь или не иметь религиозную окраску.

№ 21

ПРАВО И ИНЫЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ (СООТНОЕШНИЕ В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ПРАВОНИМАНИЯ)

Предыдущий вопрос +

Мораль – это совокупность правил поведения, которым человек следует, исходя из требований собственного сознания, а также из требований, предъявляемых общностью к представлениям о добре и зле, то есть это внутренний обеспечивающий фактор и нравственность, как внешний способ обеспечения. Это необязательная система норм социальной регуляции → плюралистична (едина для многих социальных слоев) и не носит характера всеобщности. Отсутствуют общие модели поведения → ситуативная. Акцент на коллектив, на внутренние связи, а не на свободу. Социальная неорганизованность санкций; предельная санкция → исключение из социальной группы. Если право отличается от правосознания, то в морали не существует четкой границы взглядов и норм. Тем не менее существует общественная мораль → те взгляды и принципы, которые признаны обязательными в обществе на данном этапе его развития. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль практически безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом (создание ООО). Мораль ближе всего связана с правом через правосознание, но содержит и самостоятельные по отношению к нему оценки ряда правовых норм, а также ситуаций, в которых они реализуются → моральная оценка законодательства и практики его осуществления.

Между нормами права и нормами морали иногда возникает противоречие (УПроцесс → дача показаний против родственников).В качестве общей причины противоречий права и морали часто называют отставание законодательства от общественного развития.

Религиозные нормы. Отличие от морали → способ обеспечения (транцендентальные санкции, наказание от высших сил) Источник норм также трансцендентален – божественная, космическая сила. Вера – способ обеспечения. По содержательной стороне → близки к морали, однако подходит к человеку индивидуально, хотя и также делает акцент на взаимосвязи людей социальной общности. Предельная санкций → утрата веры и отлучение от церкви.

Корпоративные нормы. Такими нормами являются нормы, которые вырабатываются определенными искусственно созданными сообществами людей. Такой группе свойственна искусственная институционализация и формальное определение. Регулируют отношения внутри корпорации. Они не вполне социальны, поскольку не появляются естественным путем. Эти нормы не имеют качества всеобщности, их действие распространяется только на определенную корпорацию.

Политические нормы. Эти нормы выделяются не по специфике содержания, а по сфере обращения, так как применяются по поводу обретения и осуществления власти в обществе. Политические нормы пытаются установить порядок пользования физической и психической силой, что не исключает воздействия на этот порядок других норм. Среди политических норм отсутствует единый принцип регулирования. Следовательно, они не вполне социальны. Опосредуют одну сферу общественной жизни.

+ ВАР Право и иные системы социальной регуляции.

Норма поведения.

1. Норма – это правило, которое, с одной стороны, допускает объективную возможность своего нарушения, а с другой стороны, -- объективную возможность своего исполнения.

2. Исполнимой может быть только социальная типичность.

3. Нарушение – это девиантность, противопоставляемая норме.

4. Норма имеет принудительный характер – имеет санкцию (неблагоприятные последствия).

5. Термин «неблагоприятные» означает утрату отношением своей качественной специфики, выключение субъекта из правоотношения.

6. Санкции за нарушение нормы могут быть различными. Но нормы отличаются не по характеру санкций. Наоборот, характер санкций предопределяется содержательной характеристикой нормы.

7. В зависимости от тог, каким образом норма может нарушаться и обеспечиваться, принято выделять социальные и технические нормы.

8. Техническая норма не допускает своего нарушения без утраты содержательной специфики, без выключения субъекта. Они самоисполнимы и имеют естественный характер своего обеспечения.

9. Техническая норма регулирует взаимодействие человека с живой и неживой природой.

10. Технические нормы схожи с мононормами.

· И то, и то – суть не вполне социальны, так как они имеют естественный способ обеспечения.

· Они содержат объективно возможные модели поведения и их исполнение обеспечивается необходимостью выживания.

· Они не предоставляют человеку возможности выбора варианта поведения и не требуют специальных механизмов обеспечения.

11. При возможности относительной эмансипированности человека появляется возможность выбора – появляются социальные нормы.

№ 22

Наши рекомендации