Учение о социальной стратификации
И социальной мобильности
П.А. Сорокин является создателем классической концепции социальной стратификации социальной мобильности. Социальная стратификация, по его мнению, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом порядке. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Основой социальной стратификации является неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и т.д. среди членов того или иного сообщества.
Формы социальной стратификации многочисленны. Все их многообразие П.А. Сорокин сводит к трем основным формам: экономической (доход), политической (власть) и профессиональной. Профессиональная стратификация проявляется в двух основных формах: в существовании иерархии основных профессиональных групп (межпрофессиональная стратификация); в существовании стратификации внутри каждого профессионального класса – профессиональной иерархии (внутрипрофессиональная стратификация). Ученый считает, что все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии.
Социолог отмечает, что «социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократии уравнителей – повсюду».[62]
Социальная структура общества подвижна. Люди и их группы перемещаются по ней в разных направлениях. Иными словами, имеет место социальная мобильность. П.А. Сорокин под социальной мобильностью понимает «любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую».[63]
Существуетдва основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, смена вероисповедания, гражданства, семьи, партии, местожительства и т.п.).
Схема 2. Виды социальной мобильности, по П.А. Сорокину
Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Вертикальная мобильность существует в форме восходящих и нисходящих течений. Обе имеют две разновидности: индивидуальная мобильность и групповая мобильность. Так, восходящие течения подразделяются на: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.
Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: падение индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы; деградация социальной группы в целом, понижение ее ранга на фоне других групп или разрушение ее социального единства. П.А. Сорокин сравнил первую тенденцию с человеком, упавшим с корабля, а вторую – с погружением в воду всего судна вместе с пассажирами на борту.
С количественной точки зрения П.А. Сорокин разграничил интенсивность и всеобщность социальной мобильности. Под интенсивностью он понимал вертикальную социальную дистанцию или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, – проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.
Под всеобщностью социальной мобильности П.А. Сорокин понимал число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.
Соединив интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности в определенной сфере, можно получить совокупный показатель вертикальной мобильности в данной сфере. В результате, появляется возможность сравнивать одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития.
П.А. Сорокин на основе анализа огромного исторического материала пришел к следующим выводам:
1) не существует такого общества, в котором вертикальная мобильность является свободной, беспрепятственной;
2) не существует полностью неподвижных обществ, в которых социальная мобильность отсутствует;
3) интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности изменяется от группы к группе, от одного периода времени к другому (во времени и пространстве). В истории улавливаются ритмы сравнительно подвижных и неподвижных периодов.
4) в этих изменениях не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению вертикальной мобильности.
Так как вертикальная мобильность присутствует в любом обществе, то должны существовать «лестницы», «лифты» или «пути», по которым индивиды могли бы перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Эти «лифты» или «пути» П.А. Сорокин назвал каналами социальной мобильности.
Каналы социальной мобильности – это способы изменения положения индивида или группы в социальном пространстве. Такими способами, как правило, выступают различные социальные институты. Важнейшими среди этих социальных институтов являются армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации. Рассмотрим выделенные П.А. Сорокиным каналы социальной мобильности подробнее.
1. Армия играет особенно важную роль в военное время, когда любые действия талантливого полководца или храброго солдата независимо от их социального статуса ценятся обществом очень высоко. Именно армия, по мнению П.А. Сорокина позволила возвыситься таким известным политическим деятелям, как О. Кромвель, Дж. Вашингтон, Чингисхан, Тамерлан и др.
2. Церковь выполняет функцию канала социальной мобильности, когда возрастает ее социальная значимость. В периоды упадка или в самом начале ее существования роль церкви как канала социальной мобильности мала. Так, в средние века церковь являлась одним из наиболее важных каналов социальной мобильности
3. Школа (институты образования и воспитания) всегда выполняла роль социального «лифта». Можно выделить два типа школ: общедоступную и привилегированную. Общедоступная школа способствуют перемещению индивидов с самых нижних этажей общественного здания до самых верхних. Привилегированная школа представляет собой лифт, двигающийся в пределах верхних этажей социального здания.
4. Политические организации (партии, правительство и т.д.). Политическая деятельность всегда повышала статус человека. Участие в политической организации дает человеку возможность продвинуться по служебной лестнице, быть избранным в какой-нибудь орган власти и т.д.
5. Профессиональные организации (научные, литературные, творческие объединения). Стать членом таких организаций можно свободно и, проявив соответствующие способности, легко повысить свое социальное положение.
6. Экономические организации (землевладение, торговля, промышленность, банковское дело и т.д.). Накопление богатств – один из самых распространенных и эффективных путей социального продвижения. Если человек богат, то его возможности велики.
7. Брак с представителем другого социального слоя. Выгодный брак может значительно повысить социальное положение человека, и, наоборот.