Теория социальных институтов Г. Спенсера
Г. Спенсер ввел в научный оборот и популяризировал термин «социальный институт». Однако, строгого определения данного понятия английский социолог не предложил. Он использовал его в разных контекстах и значениях: «социальные отношения», «организации», «учреждения», «координирующий центр», «система принуждения» и др. Социальные институты, по Г. Спенсеру, представляют собой подобие органов общественного организма, которые делают возможной совместную жизнь и сотрудничество людей. К ним относятся любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный по природе человек приспосабливается и приучается к взаимодействию с другими людьми. Социальные институты возникают в ходе истории как ответ на рост численности населения (прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций). Цель деятельности социальных институтов, по мнению Г. Спенсера, состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма.
В «Основаниях социологии» Г. Спенсер выделяет несколько видов социальных институтов:
1) домашние институты (семья, брак, воспитание), которые характеризуют вовлеченность людей в различные формы межиндивидуальных отношений. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами до современных форм моногамии.
2) обрядовые (церемониальные) институты, которые регулируют повседневное поведение людей посредством установления обязательных или желательных для исполнения большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т.д.
3) политические институты (центральная власть, армия, полиция, суд, право), устанавливающие и регулирующие политические и правовые отношения между людьми и социальными группами.
4) церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества на основе единых верований и традиций.
5) профессиональные институты (купеческие гильдии, цеха, профсоюзы),возникающие на основе разделения труда, консолидирующие людей по профессиональным признакам.
6) промышленные институты, причиной появления которых также является разделение труда. Они поддерживают производственную структуру общества.
Профессор Варшавского университета Е. Шацкий выделил основные установки Г. Спенсера при анализе социальных институтов. Во-первых, отмечает польский ученый, ни один институт нельзя рассматривать как продукт сознательной человеческой деятельности. Г. Спенсер предпочитал объяснять институты не через индивидуальные мотивы и цели, а через их функции в системе. Во-вторых, при изучении нынешнего состояния того или иного института следует учитывать специфику его происхождения и развития. Исследование функционирования института немыслимо вне контекста его эволюции. В-третьих, все институты связаны между собой. Они представляют собой части единой общественной системы, поэтому нарушения в работе одного института отражаются на функционировании других. В-четвертых, каждый институт выполняет лишь ему присущие специфические функции. Если по какой-либо причине он берет на себя функции других институтов, вся общественная система может выйти из равновесия. Это может привести к повороту социальной эволюции вспять, то есть к возврату к примитивным (военным) способам координации деятельности и недифференцированной социальной структуре.
Общество, таким образом, есть система социальных институтов. Каждый социальный институт специализируется на ряде функций и зависит от остальных институтов общества. Основное условие развития социальной организации Г. Спенсер усматривает в численном росте популяции. Последствием развития социальной организации, по его мнению, является формирование социальных чувств, интеллекта и трудовых навыков.
Подводя итог данной главе, отметим, что одной из главных заслуг Г. Спенсера стала популяризация социологии. Многие его труды стали бестселлерами как на Западе, так и в России. Это позволило английскому ученому донести до сознания общественных масс саму идею новой науки об обществе, основанной на точных и эффективных методах естествознания. Кроме того, Г. Спенсер весьма удачно применил органицистскую аналогию, что позволило ему разработать оригинальную концепцию общества. Представления социолога об устройстве и функционировании общества легли в основу формирующейся в конце XIX – начале ХХ веков функциональной теории. А самого Г. Спенсера, наряду с Э. Дюркгеймом, можно считать непосредственным предшественником структурно-функциональной школы, которая в середине ХХ века стала ведущей парадигмой социологии.
Вопросы и задания по теме
1. В каком высшем учебном заведении обучался Г. Спенсер?
а) в Оксфорде;
б) в Гарварде;
в) в Сорбонне;
г) в Гейдельберге;
д) в Лондонской школе экономики;
е) верного ответа нет.
2. В работе «Социология как предмет изучения» Г. Спенсер писал, что социология должна стать наукой, продолжающей разработку…
а) психологических законов;
б) биологических законов;
в) физических законов;
г) законов социальной солидарности.
3. Сравните взгляды сторонников социального номинализма с идеями представителей социального реализма.
4. Сторонником какого подхода к изучения общества был Г. Спенсер?
5. С чем Г. Спенсер сравнивал общество?
а) с машиной;
б) с Богом;
в) с организмом;
г) с муравейником.
6. Укажите выделенные Г. Спенсером сходства между обществом и организмом.
а) общество, как и организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;
б) в обществе, как и в организме, сознание сконцентрировано в одной его части;
в) после смерти живого организма, также, как и после гибели общества, отдельные его части продолжают функционировать в течение некоторого времени;
г) количественному росту как общества, так и организма, сопутствует прогрессирующая дифференциация структуры;
д) общество, как и организм, представляет собой конкретное целое, оно слито в одно сплошное физическое тело, подчиняется центральной нервной системе;
е) дифференциация структуры и в обществе, и в организме сопровождается дифференциацией функций;
ж) и в обществе, и в организме существует взаимозависимость частей: ни одна из них не может нормально функционировать без функционирования остальных;
з) и в обществе, и в организме элементы живут ради целого.
7. Укажите выделенные Г. Спенсером различия между обществом и организмом.
а) общество в отличие от организма на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;
б) если в живом организме сознание сконцентрировано в одной его части, то в обществе сознание разлито по всему агрегату;
в) если после смерти живого организма отдельные его части продолжают функционировать в течение некоторого времени, то общество в подобной ситуации сразу же погибает;
г) количественному росту общества сопутствует прогрессирующая дифференциация структуры, тогда как при росте организма его структура остается неизменной;
д) организм представляет собой конкретное целое, он слит в одно сплошное физическое тело, подчиняется центральной нервной системе; общество – дискретное целое, состоящее из пространственно отделенных друг от друга частей;
е) дифференциация структуры в обществе сопровождается дифференциацией функций; в организме при дифференциации структуры дифференциации функций не происходит;
ж) в организме в отличие от общества существует взаимозависимость частей;
з) в организме элементы живут ради целого, в обществе – наоборот.
8. Какие два типа обществ выделял Г. Спенсер?
а) военное и промышленное;
б) община и общество;
в) теологическое и позитивное;
г) индустриальное и информационное.
9. Какому типу общества Г. Спенсер приписывал следующие характеристики: запретительное право; наследуемые статусы; каждый член общества пожизненно приписан к определенной позиции в организационной иерархии; вознаграждения за труд и почести распределяются не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии; жесткая, малоподвижная социальная структура; консерватизм?
а) теологическому;
б) метафизическому;
в) позитивному:
г) военному;
д) промышленному;
е) информационному.
10. Какому типу общества Г. Спенсер приписывал следующие характеристики: децентрализация; разрешительное право; признание прав и свобод человека; веротерпимость, разнообразие убеждений и мнений; независимость и новаторство как общественно одобряемые черты личности; международное сотрудничество?
а) теологическому;
б) метафизическому;
в) позитивному:
г) военному;
д) промышленному;
е) информационному.
11. Соотнесите тип социального института с его характеристикой.
1) домашние институты (семья, брак, воспитание). | а) обеспечивают интеграцию общества, поддерживают традиции и верования. |
2) обрядовые, церемониальные институты. | б) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми и их группами. |
3) политические институты (центральная власть, армия, полиция, суд, право). | в) характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями; эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами до современных форм моногамии. |
4) церковные институты. | г) возникают на основе разделения труда, поддерживают производственную структуру общества |
5) профессиональные институты (купеческие гильдии, цеха, профсоюзы) | д) регулируют повседневное поведение людей через установление в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т.д. |
6) промышленные институты. | е) возникают на основе разделения труда, консолидируют людей по профессиональным признакам. |