Органическая теория Г. Спенсера

Герберт Спенсер (1820—1903 гг.) является автором всеохватывающей философской системы, которая описана в «Синтетической философии» в 3-х частях («Основания биологии», «Основания психологии» и «Основания социологии»), В 1851 г. Спенсер опубликовал свою теорию эволюции («принцип выживания умелого»). Мыслитель проводит аналогию политически организованного общества с организмом. Общество — своеобразный организм, сложный агрегат, развитие которого подчиняется общему закону эволюции. Для общества и биологических организмов характерны общие закономерности: переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация). Сложные группы Спенсер называл «агрегатами». Государство подобно политическому агрегату — биологическому организму, где каж дый орган призван выполнять определенную функцию. Поэтому подобно живому организму государства возникают, размножаются, стареют и гибнут. Вместе с тем, Спенсер отмечает, что сравнение социально-политических функций государства с частями и функциями живого тела делается им «только потому, что аппараты и функции человеческого тела доставляют нам лучше всего знакомые иллюстрации аппаратов вообще» и что «...единственная общность между двумя сравниваемыми нами родами организмов есть общность основных принципов организации».

Рассматривая вопрос о происхождении государства, Спенсер утверждал, что процесс образования государства рассматривается как результат политической эволюции общества как организма, который связан с политической интеграцией и политической дифференциацией (органическая теория).

Спенсер анализирует две стадии развития и два типа социально-политических организмов: военные (хищнические) и промышленные (индустриальные). Суть социально-политического прогресса состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному. Военный тип общества характеризуется принудительной кооперацией; вся жизнь данного общества подчинена военным нуждам; население делится на воюющую и невоюющую части; личность поглощается обществом, на первое место ставятся цели общества, а не личности; социальная организация основана строгой иерархии (поэтому существует юридическое неравенство) и подчинении; государство стремится контролировать все стороны жизни народа (в том числе и домашнюю жизнь); объективное право существует в виде системы запретов и приказов; не существуют какие- либо частные союзы; господствует хозяйственная замкнутость и т.д.

Государство промышленного типа создано для того, чтобы обеспечивать права граждан. Индустриальный тип государства характеризуется идеологией индивидуализма, т.е. отстаиванием свободы от государственной власти. Члены промышленного типа общества уважают право частной собственности и личную свободу других людей; исчезают раболепие, псевдопатриотизм и шовинизм, присущие военному государству, ощущается меньшее подчинение авторитету властей и т.д. Один из главных принципов промышленного общества — экономический либерализм. Спенсер считал всеобщее благо, заботу об обездоленных нереалистической целью для государства, предпочитал предоставить каждому гражданину самому позаботиться о себе, отводя правительству охранительную роль.

Спенсер критикует социализм, отмечая, что организация труда в масштабах общества и подчинение личных интересов общественным приведут к расширению сферы принуждения, вызовут к жизни многочисленную и всесильную бюрократию, которая консолидируется, укрепит свою власть и превратится в новую аристократию.

По мнению Спенсера, государство не является творцом права: «не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства». Применяя теорию эволюции к праву, английский философ выделял: обычное право первобытных племен (характеризуется значительной неизменностью, воплощает привычки предков, передается по каналам внушения, возникает до появления какой-либо политической организации); священное право (предполагает существование политической организации общества; представляет собой приказы правителей, признанных божественными; обеспечивается действием религиозных санкций); человеческое право (основано на авторитете к людям, издавшим его; в военных обществах обеспечивает иерархию, а в промышленных — равенство и согласование индивидуальных интересов).

8. Социологическая теория Эмиля Дюркгеймасостояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности. Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств. «Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству».

Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католиков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия.

Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств:

Эгоистическое самоубийство.

Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл. Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.

Наши рекомендации