Глава 35. программа социологического исследования.
Программа социологического исследования - это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа исследования должна отвечать на вопросы:
1.Что надо делать?
2.Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?
3.Как выполнить задуманное?
Программа социологического исследования выполняет три основные функции:
1.Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.
2.Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
3.Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического исследования, постольку и первая часть ее является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.
Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы - первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.
При выделении и осмыслении проблемы исследования необходимо принимать во внимание несколько аспектов. Первый из них - гносеологический (познавательный), заключающийся в том, что существует осознание общественной проблемы, при незнании способов и путей ее решения. Второй аспект проблемы - предметный. Его суть состоит в том, что в обществе существует некоторое противоречие, которое должно быть разрешено путем вычленения и изучения предмета исследования. Третий аспект проблемы - определение ее по носителю, т.е. по тому социальному субъекту, который в своей деятельности (или в силу отсутствия таковой) создает требующую своего решения проблему. Четвертый аспект проблемы - определение ее масштабности (глобальная, страновая, межстрановая, региональная, локальная).
В процессе выяснения проблемы исследования социологу приходится осуществить две основные процедуры: 1)осмысление проблемной ситуации и 2)формулировку проблемы. Дело в том, что проблемная ситуация и проблема - не одно и то же. Скажем, исследуемая Институтом социологии НАН Беларуси в качестве проблемы активизация экономического поведения различных групп населения представляет собой крупномасштабную проблему не только Беларуси, но и других стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, т.е. - носит межстрановый характер. Но в рамках этой проблемы могут существовать несколько проблемных ситуаций. Например, одна из них такова: как активизировать экономическое поведение предпринимательских структур, каким образом повысить их активность - снижением налогов, совершенствованием законодательства, поощрением через льготное кредитование мелкого и среднего бизнеса или чем-либо другим? Каждая из названных проблемных ситуаций может составить относительно самостоятельный объект специального социологического исследования.
Итак, проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблемной ситуации.
Проблема же, стоящая перед разработчиками программы исследования, - это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях. Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.
Подлежащая решению проблема предполагает изучение реальных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, технических, организационных. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения поставленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это достигается путем:
1) выделения объекта и предмета исследования;
2) определения целей и задач исследования;
3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов решения исследуемой проблемы.
Объект - это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога. В методологической части программы, исходя из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать исходные представления об объекте исследования, актуальность и важность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет исследования - это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования позволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проекта и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изучаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладного социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе достигается выявление возможных направлений решения данной проблемы, определение объема работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполнителя и обязанности сторон, отраженные в нормативной части программы как социального документа, определяющего форму исследования и представления результатов исследования.
Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. Это позволяет: 1)координировать разнородные виды деятельности исследовательского коллектива (разработка программы, конструирование инструментария, проведение опросов, интервью и т.п., математическая обработка эмпирических материалов, их теоретическое осмысление, формулирование выводов и научно обоснованных рекомендаций). 2)контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования; 3) подводить все полученные различным путем (данные статистики, контент-анализа документов, результаты опросов, интервьюирования и т.д.) данные к единому знаменателю, к формулировке общих выводов и результатов проведенного исследования, их предоставление заказчику.
Значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описывается изучаемая социальная проблема (например, в случае прикладного социологического исследования путей активизации экономического поведения различных групп населения в условиях становления рыночных отношений, определяются понятия: активность, поведение, симулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточнению понятий, их операционализации, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, т.е. перевести их смысловое содержание на язык поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).
В качестве примера рассмотрим операционализацию понятия "экономическое поведение" через соотнесенность с показателем "отношение к труду". Этот показатель включает в себя ряд переменных. Они таковы: субъективное восприятие труда как источника благ, оценка труда как неприятной, но необходимой обязанности, понимание труда как мерила человеческого достоинства и т.п. Следовательно индикаторами, т.е. доступными эмпирическому наблюдению и количественному измерению характеристиками, изучаемого социального объекта - экономического поведения - станут мотивы, установки, оценки участниками экономического поведения (в данном случае трудовой деятельности), степень удовлетворенности или неудовлетворенности ею, качество работы, дисциплинированность, заработок работника.
Таким образом, операционализация понятий представляет собой процедуру установления связи между основными понятиями, характеризующими изучаемый объект, и методическим инструментарием прикладного социологического исследования.
Заключительной операцией при разработке методологической части программы исследования становится формулирование рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).
Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы - основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы - следствия - предположения менее широкой общности.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:
1)определение общего плана исследования;
2)построение требуемого планом типа выборки;
3)определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте разрабатывается стратегический план проведения конкретного социологического исследования. Это может быть монографическое исследование, ориентированное на изучение социального явления или процесса на одном объекте, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.
В зависимости от масштабности и сложности решаемых задач в методически - процедурной части программы может быть предусмотрено проведение пилотажного (разведывательного) исследования. Оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и имеет своей целью проверить и оценить качество проведенной операционализации основных понятий, уточнить применяемый инструментарий, скорректировать в случае необходимости границы намеченной для основного исследования выборочной совокупности.
Основное исследование планируется как ориентированное на получение обширного комплекса эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемых процессах и явлениях, их структурных элементах и взаимосвязях.
В соответствии с целями и задачами основного исследования определяется тип выборки (случайная, квотная, гнездовая, многоступенчатая и т.д.) и объем выборочной совокупности, т.е. численность респондентов - участников социологического опроса, отвечающих на вопросы анкеты и выступающих тем самым в качестве источников первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.
В методически-процедурной части программы определяется метод исследования, т.е. система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта, а также методика - система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспечивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекватной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые элементы исследуемого объекта) информации.
Здесь же выбирается и обосновывается тип инструментария, т.е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.)
В этой же части программы формулируется процедура прикладного исследования, т.е. определяются:
1)основные этапы проведения исследования; 2)содержание действий социологов на каждом из выделенных этапов; 3)преполагаемые результаты действий на каждом из этих этапов. Кроме того, здесь же конструируется 4)техника исследования, представляющая собой сценарий развертывания основных способов сбора, обработки и анализа (посредством использования ЭВМ) эмпирической социологической информации.
Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.