Структура и функции социологического знания
Предмет и объект социологии
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, являетсяобщество.Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из наук выделяет свои аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории развития представители различных школ высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.
Так,Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являютсязаконы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. Французский социологЭмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделялсоциальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смыслепредмет социологии — этосоциальная жизнь общества.
Структура и функции социологического знания
Социология как наука содержит разнообразный теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания.
Структура социологического знания– это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора информации, проведения исследований.
Специальные социологические теориираскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и сферой общественной жизни. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически.
Общие социологические теории– результат объединения специальных социологических теорий и их выводов. Они являются способом описания нового знания и являются основой для построения теорий высокого порядка.
В зависимости от разделения социологического знания формируются основные функции социологии:
• теоретико-познавательная функция состоит в обобщении и объяснении собранных социологических данных;
• описательная функция заключается в сборе и обработке информации;
• практически-преобразовательная функция применяется социологами для решения практических задач.
• прогностическая функция используется только в случае, когда социологи разрабатывают прогнозы предстоящего развития социальных процессов:
• критическая функция – это оценивание условий социальной реальности. Она позволяет сообщать об отклонениях в развитии общества, которые могут привести к негативным социальным последствиям.
Место социологии в структуре современного знания. Методы социологии
Социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему. Во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук. В-третьих, социология разрабатывает методы социального измерения, методику изучения жизнедеятельности человека, которые используются другими общественными и гуманитарными науками. В то же время социология не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.
Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:
1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и др;
2. специальные - собственные методы:
§ опрос, в виде анкетирования и интервь.;
§ наблюдение;
§ анализ документов;
§ эксперимент;
§ социологический тест;
Функции социологии
Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную.
Теоретико-познавательнаяфункция - накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества.
Критическая функциясоциологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения.
Описательная функциясоциологии - предпринимает попытки воссоздать идеальную картину социального объекта.
Прогностическая функциясоциологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества.
Практически-преобразовательная функциясоциологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления.
Идеологическая функциясоциологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений.
11) Связь социологии с другими научными дисциплинами
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками.
1) Социология и философия.Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы.
2) Социология и психология.Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей человека как неповторимый уникальный мир. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп.
3) Социология и история.Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных процессов влияют на развития общества.
4) Экономика и социология. Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство это основные формы деятельности общества. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.
5) Социология и политология.Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую отношений между людьми и полагает.
Этап
Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: "Аналогический метод в общественной науке", "Теория Дарвина и общественная наука", "Герои и толпа", "Орган, неделимое, общество".
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.
Идеал общественного развития - создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм - это "творчество личного начала при посредстве начала общинного".
С середины 1870х годов занялся психологией "толпы", изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями "герой" и "великая личность".
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
Этап
П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: " Система социологии", "Социология революции", "Социальная мобильность", "Социальная и культурная динамика", "Россия и Соединенные Штаты", "Общество, культура и личность", "Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа".
Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:
1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2. Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
Сорокин выделял 2 уровня социологии:
1) теоретическая:
- аналитика
- генетика
- механика
2) практическая:
- политика
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты:
- политическая
- профессиональная
- экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
- вертикальная мобильность
- горизонтальная мобильность
Ролевая концепция Парсонса
Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего, в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Социальная роль –это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания– то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее чётко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы всё делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля –от общественного мнения до правоохранительных органов – соответствующая её система социальных санкций –от порицания, осуждения до насильственного пресечения.
Предмет и объект социологии
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, являетсяобщество.Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из наук выделяет свои аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории развития представители различных школ высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.
Так,Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являютсязаконы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество. Французский социологЭмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделялсоциальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смыслепредмет социологии — этосоциальная жизнь общества.
Структура и функции социологического знания
Социология как наука содержит разнообразный теоретический материал, требующий определенного подхода к его изучению. Многообразие социологических данных отражается в структуре социологического знания.
Структура социологического знания– это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора информации, проведения исследований.
Специальные социологические теориираскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и сферой общественной жизни. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически.
Общие социологические теории– результат объединения специальных социологических теорий и их выводов. Они являются способом описания нового знания и являются основой для построения теорий высокого порядка.
В зависимости от разделения социологического знания формируются основные функции социологии:
• теоретико-познавательная функция состоит в обобщении и объяснении собранных социологических данных;
• описательная функция заключается в сборе и обработке информации;
• практически-преобразовательная функция применяется социологами для решения практических задач.
• прогностическая функция используется только в случае, когда социологи разрабатывают прогнозы предстоящего развития социальных процессов:
• критическая функция – это оценивание условий социальной реальности. Она позволяет сообщать об отклонениях в развитии общества, которые могут привести к негативным социальным последствиям.