Раздел 2.ПРАВО КАК РЕГУЛЯТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ
Тема 6. Юридическая социология как отрасль общей социологии.Основные подходы к проблеме понимания права как социального феномена: философский, нормативистский, социологический. Сущность и диалектика естественного и позитивного права. Определение объекта и предмета юридической социологии. Основные задачи и спектр интересов юридической социологии. Структура и функции юридической социологии. Место юридической социологии в системе наук гуманитарной и юридической направленности. Становление и развитие юридической социологии: от истоков к современности.
Тема 7. Право и общество: диалектика взаимодействия.Право в системе социальных норм, социальная обусловленность права, признаки права. Классификация и характеристика функций права как социального феномена. Особенности права как социального института. Проблемы дисфункциональности права как основного регулятора социального взаимодействия. Правовое регулирование: понятие, сфера, механизм. Характеристика специфических методов правового регулирования: императивного и диспозитивного. Основные стадии процесса правового регулирования общественных отношений.
Тема 8. Социология преступности и криминального поведения.Правовое сознание: понятие и содержание. Особенности правового сознания как социального явления. Уровни правового сознания и процесс их формирования. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Истоки правового нигилизма и пути его преодоления. Деформация правосознания, системы ценностей и направленности личности правонарушителя. Основные концептуальные подходы к объяснению преступности как социального явления. Социологический и социально-психологический анализ антисоциальной личности. Характеристика факторов, влияющих на уровень преступности. Основные подходы к определению сущности санкций и наказания за правонарушения. Функции уголовного наказания. Смертная казнь как высшая мера наказания.
Тема 9. Юридический конфликт и пути его преодоления.Сущность, особенности и функции социального конфликта. Участники конфликта. Предмет и объект конфликта. Причины конфликта. Социальная напряженность. Стадии конфликта: пред конфликтная ситуация, конфликт и его развитие, последствия конфликта. Виды социальных конфликтов.
Понятие юридического конфликта. Виды юридических конфликтов: конфликты в сфере политики, межнациональные, конфликты в нормативно-правовой сфере, трудовые, семейные и межличностные, экологические, криминальные, уголовно-процессуальные, международные. Способы предупреждения и разрешения юридических конфликтов.
Планы семинарских занятий
Методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям.
Семинарские занятия по юридической социологии нацелены на формирование у студентов целостного системного представления о социальном мире и человеке, на развитие интереса к фундаментальным и прикладным знаниям, имеющим социально-правовую направленность, на стимулирование потребности к социально-правовым оценкам исторических событий и фактов действительности. Основные задачи данного вида учебной работы – показать актуальность и раскрыть содержательное многообразие социально-правового опыта духовного творчества человечества. В процессе подготовки к семинарскому занятию у обучающихся развивается интерес к социально-правовым знаниям, совершенствуются способности оценивать социальные события, факты правовой действительности, феномены духовного мира с критически-рациональной точки зрения, вырабатываются необходимые навыки для научной работы.
Особое значение имеет форма проведения семинарских занятий. Содержание и объём вопросов, выносимых на семинар, обусловливают способы его организации. Наиболее эффективными являются занятия, проводимые с использованием элементов активных и интерактивных технологий, а именно: использование методики постановки проблемных вопросов, метода «мозгового штурма», некоторых элементов дебатов, дискуссии, круглого стола. Кроме того, для раскрытия интеллектуального потенциала студетов в процессе семинарских занятий применяются экспресс-опросы, основанные на тематических тестах. Таким образом происходит формирование социально-конструктивного мировоззрения как необходимого фундамента в духовном и гражданском становлении личности, развивается умение логично излагать свои мысли и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, обучающиеся овладевают основными приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Качественная подготовка студента к сминарскому занятию предполагает:
- знание лекционного материала;
- самостоятельную проработку вопросов, выносящихся на самостоятельное изучение;
- углубленное изучение рекомендованной литературы и ее краткий конспект по наиболее важным вопросам семинарского занятия;
- составление терминологического словаря по изучаемой теме.
Раздел 1.Введение в социологию. Теория познания социума