В этносоциологическом исследовании
Целесообразно разграничение терминов "этническое общественное сознание", "этническое общественное самосознание", "персонифицированное этническое самосознание". Практический уровень общественного этнического сознания составляют этническая общественная психология, этническое самосознание; теоретический уровень его представляют этнические идеи, теории, концепции о "себе" и "своем" месте и роли в истории человеческой цивилизации, о "своих" интересах (этническая идеология, этническая философия и т.д., а также специфически конкретные отрасли науки – этнография, этническая история и др.).
В эволюции этнического общественного сознания имеют место явления апперцепции: опыт предшествующей истории этноса становится достоянием новых его генераций; общественное сознание предшествующего "колена" проецируется на обыденное и теоретическое общественное сознание нового "колена" этноса. Этническое самосознание отдельных представителей этнической общности (индивидуальное, персонифицированное) является "отражением отражения" общественного этнического сознания и самосознания, в котором также происходит апперцепция: на самосознание отдельных представителей данного "колена" этноса экстраполируется общественное сознание этноса, доставшееся в наследие от прежнего его "колена". На индивидуальное этническое самосознание оказывает существенное влияние и состояние современного общественного этнического самосознания. Элемент "отражения" этнического общественного сознания в персонифицированном этническом самосознании присутствует в разной степени: какие-то признаки этнического сознания данного народа в отдельных его представителях могут отсутствовать или быть неразвитыми, а могут быть и высокоразвитыми.
Этническое сознание – описательное понятие и может быть изучено соответственно терминологической конвенции, тогда как индивидуальное этническое самосознание целесообразно подвергнуть анализу посредством социологических индексов, являющихся "измерением по определению". В качестве индикаторов при операционализации данных понятий могут быть использованы следующие характеристики индивидуального этнического самосознания: этническая самоидентификация (осознание как "своих" этнонима, этноязыка и его глотонима, личное отношение к территории исторического проживания народа или его государственности, если таковая имеется; осознание "своими" этнорелигиозных обычаев, праздников, этнических символов, типичности особенностей во внешнем облике и поведении людей своей этнической общности); личное отношение к прошлому, настоящему и будущему народа; личный этнопатриотизм.
Индикаторами измерения уровня зрелости индивидуального этнического самосознания в социологическом исследовании могут стать: степень овладения респондентами этноязыка и частота его употребления, уровень приобщенности к этнорелигиозной культуре (фиксация данных о соблюдении этнорелигиозных праздников, обрядов, обычаев); количественные данные о потреблении художественной, публицистической, научной литературы на этноязыке; уровень интереса к классической этнической литературе, этнофольклору, этнопедагогике, к определенным событиям этнической истории; ориентация и установки на общение в моно- и полиэтничной среде; степень участия в общественных объединениях, формирующихся по этническому признаку; отношение к политическому статусу нации-государства и к функционированию официальных языков и др. На основании операционализации указанного понятия можно разработать промежуточную концептуальную модель зрелости этнического самосознания различных представителей этнической общности.
В качестве самостоятельной и творческой работы можно предложить студентам произвести контент-анализ публикаций в местной и центральной печати, радио- и телепередач с внесением в кодировочные бланки вопросов, предназначенных для выявления различных компонентов этнического самосознания в массовом сознании.
Нами разработана следующая классификация уровней зрелости этнического самосознания: здоровое самосознание с должным чувством этнического достоинства, сочетающегося с уважением такого же чувства людей других национальностей; чрезмерно развитое, гипертрофированное этническое самосознание с элементами этнического высокомерия, этнической самовлюбленности, без должной этнической самокритики; этническое самосознание с элементами самоуничтожения, робости и неуверенности, с субъективными представлениями о неполноценности, "второсортности" своего народа; этнонигилистическое или космополитическое самосознание; признаки самосознания другого народа (русского – в России и Татарстане)[353].
В этническом самосознании находят отражение идеи внутриэтнической и межэтнической солидарности, этнопатриотизма, этнонационализма, этноцентризма, этнические стереотипы.
В патриотизме выделяются следующие его разновидности: патриотизм, ассоциирующийся с "отечеством", "родиной"; этнопатриотизм; гражданский патриотизм, соотносимый с "Отечеством", "Родиной", страной; политический патриотизм, синонимом которого является национализм применительно к нации-государству; территориальный патриотизм. Патриотизм как естественное чувство привязанности к земле, где родился и вырос человек, к своему дому, семье, является элементом общечеловеческого.
Этнопатриотизм связан с созданием конкретизированных, упрощенных образов народа, как правило, наделенных положительными чертами.
Этнопатриотизм – чувство внутренней духовной связи со своим народом, уважения "своих" этнических ценностей. В этнопатриотизме позитивно все то, что не соотносится с идеей превосходства своего этнического над "чужим" иноэтническим. Он может быть реализован и в контексте положительной социальной практики. Этническая солидарность – одна из черт этнического патриотизма. Ее использование в соответствии с корпоративными интересами определенных политических сил может и должно быть выражено другими терминами (этноцентризм, этношовинизм, этноэкстремизм, этнофобия и т.п.). В иерархизации понятий между этническим патриотизмом и этноцентризмом можно расположить этнический эгоизм: пересечение предела в сторону преувеличения значимости этноэгоистических интересов приближает этнопатриотизм к этноценризму и прочим этнонегативизмам.
Гражданский патриотизм – более позднее явление, выражающееся в чувстве принадлежности к Родине, стране. Следствием реидеологизации гражданского патриотизма является политический патриотизм. Его разновидностью был советский патриотизм. Вся система патриотического воспитания в бывшем советском полиэтничном обществе предусматривала насаждение в общественное сознание идеи политического патриотизма.
Территориальный патриотизм как привязанность людей к географическому пространству проживания обостренно проявился в период сепаратизации союзных республик у нетитульного населения.
Имеется определенное сходство принципов конструирования идеологий интернационализма и этнонационализма: в их основе лежит солидарность, базирующаяся на общности групповых интересов: первого – интересов одного класса, второго – интересов одного этноса; оба имеют своих идеологов и в конкретной исторической ситуации могут быть последними использоваться как орудие защиты интересов определенных общественно-политических сил. И классовая, и этническая солидарность призываются к жизни общественной потребностью, когда:
- субъекты преследуют конкретные интересы (определенные страты, слои этноса);
- присутствует мотив группового (классового, стратового, этнического) эгоизма;
- есть место претензии на распределение власти, общественных привилегий, благ, престижных должностей и т.п. со стороны различных общественно-политических групп;
- происходит поляризация общества по классовому и этническому признаку;
- находят распространение взгляды, идеологические установки, особо значимые для данной социальной группы;
- имеются институты, инициирующие реализацию возможной социальной или этнической солидарности (общественно-политические формирования по классовому или этническому признаку).
В полиэтничном обществе с нерешенными социально-экономическими и этническими проблемами и особенно в условиях его кризиса, реальны проявления и классовой, и этнической солидарности.