Vi. эксперимент в исследовании

Эксперимент всегда связан с практической деятельностью, предполагает осуществление определенного воздействия и представляет собой комплекс методов и средств изучения явлений. Объект и предмет экспериментирования – это те дети или педагоги и их качественные свойства, которые предполагают усовершенствовать. При определении объекта в экспериментировании устанавливается точное количество участников, например детей. Для выявления особенностей или закономерностей изменения изучаемых качеств (предмета экспериментирования) достаточно сделать выборку (определить количество детей - участников), которая должна быть репрезентативной. На уровне учебно-исследовательской работы определить репрезентативность очень сложно, чаще всего это делают условно (для педагогических работ не менее 12-20 человек). Комплектование экспериментальной и контрольной групп – важное условие, обеспечивающее надежность и достоверность исследования.

Группа обследуемых должна быть однородной по ведущему исследуемому параметру – возрасту, характеру и тяжести речевого расстройства. Контрольная группа должна быть по этим характеристикам точно такой же. Группы должны быть сходными по: 1. половому составу, 2. уровню развития, социальным характеристикам, 3. состоянию здоровья, отношению к учебной и иной деятельности. Если удается создать такие относительно одинаковые группы, то эксперимент проводится в одной из них, а срезовые диагностические замеры – в обеих группах и в одно и тоже время. При этом предполагается, согласно гипотезе, что в экспериментальной группе замеряемые качества или темпы их развития будут выше, чем в контрольной, поскольку для этого и вводились независимые переменные. Однако создать одинаковые группы трудно, а иногда невозможно. Поэтому в контрольные группы берутся дети, развивающиеся в соответствии с возрастными нормами. Такое на кафедре ФОТ возможно, хотя и за счет точности результатов.

Методы и средства преобразования объекта и предмета экспериментирования, их развития и совершенствования называются независимыми переменными. Независимые – значит, например, до 10 самостоятельные по отношению к тем качествам и свойствам, которые развиваются в эксперименте. Независимая переменная не придумывается произвольно, а выводится из гипотезы всего исследования. Именно в гипотезе указано, какие пути и способы выбрал студент для достижения цели. Независимые переменные и есть то новое, что вносит студент в теорию и практику. Такими независимыми переменными могут быть новые методы, приемы и средства обучения, развития и воспитания, новые принципы работы логопеда.

Технология использования независимых переменных – это порядок проведения эксперимента, режим введения переменных в жизнедеятельность школьников, студентов, лиц занимающие в фитнес клубе любого возраста и пола. Методы, выбранные для диагностики зависимых переменных, должны быть валидными.

Алгоритм проведения исследования примерно таков. Перед началом студент замеряет с помощью диагностических методов состояние переменных, затем вводит независимые переменные, под влиянием которых изменяются зависимые переменные. Эти изменения опять замеряются и затем сопоставляются с начальными данными. Сколько будет длиться тот или иной этап исследования зависит от его характера. Если, например, формируются новые умения, то они требуют значительно большего времени, чем, скажем, формирование знаний.

VII. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТ

7.1.Общие положения.Оформление исследования должно быть на высоком уровне и соответствовать требованиям ГОСТа. А поскольку эти требования в настоящее время очень высоки, имеет смысл подробно рассмотреть порядок оформления отдельных видов текстового, табличного и иллюстрированного материала, а также правила оформления библиографического аппарата исследования.

К оформлению этих работ предъявляются обязательные для выполнения требования.

Формат: А4, печатается на одной стороне листа.

Поля: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 3 см, правое - 1,5 см.

Текст печатается шрифтом «Times New Roman», начертание «обычный», размер «14».

Абзац: выравнивание по «ширине», отступ «0», отступ первой строки «1,25», интервал межстрочный «полуторный».

Нумерация страниц проставляется по центру в нижнем поле.

Выделение названий разделов, глав, параграфов и подпараграфов в тексте обязательно. Это делается полужирным начертанием шрифта и отделяются сверху и снизу двумя интервалами. Нельзя оставлять на одной странице только заголовок, а сам текст начинать с другой: в этом случае заголовок следует перенести. Размещают заголовки по центру строки.

Главы (разделы) курсовой и ВКР нумеруются римскими цифрами. Подразделы (параграфы) каждой главы дипломной работы имеют две арабские цифры, отдельные друг от друга точкой. Первая цифра указывает на принадлежность подраздела (параграфа) к той или иной главе, а вторая цифра указывает на номер параграфа (например, к в этой главе (6.1.).

Самостоятельные части работы, т. е. «Оглавление», «Введение», главы, «Заключение», «Список использованной литературы» и «Приложение», начинаются с новой страницы. Параграфы внутри глав и выводы по главам печатаются подряд. Не допускается использование знаков препинания в любых заглавиях, в том числе и в конце, и перенос слов. Заглавия в текстах курсовых и дипломных работах формулируются обычно в виде предложений с основными членами и в повествовательной форме (ни в коем случае не вопросительной или восклицательной). В тексте и заглавиях не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых аббревиатур.

В текстах курсовой и дипломной работ разрешается использование графических материалов, исполненных в цвете. Допускаются дополнительные выделения отдельных слов и словосочетаний, а также отдельных коротких положений. Делается это изменением наклона букв, их написанием разрядкой и подчеркиванием. Главное, чтобы выделенное не было более крупным и жирным, чем заглавия. В тексте используются скобки и кавычки. В круглые скобки выносится дополнительная или уточняющая информация; ссылки на используемые источники заключаются в квадратные скобки. Кавычки ставятся при цитировании. Никаких рамок, обрамляющих текст, в том числе и титульный лист, не делается.

Демонстрационный материал (схемы, таблицы, графики, диаграммы), который студент готовит к процедуре защиты, может быть представлен:

- плакатами формата А1 - А0,

- мультимедийной презентацией (PowerPoint),

- комплектом раздаточного материала формата А4 для каждого члена аттестационной комиссии.

7.2. Представление табличного материала. Цифровой материал, когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляются в таблицах. Таблица представляет собой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовый материал представляется в предельно сжатой форме, группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линейками.

Требования к построению таблицы:

· понятность, ясность, доходчивость;

· логичность;

· краткость и четкость заголовков;

· лаконизм и экономичность.

Таблицы оформляются по определенному образцу.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово "Таблица" начинают с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы в тексте имеют единую нумерацию. Порядковый номер таблицы служит для ее связи с текстом. Он состоит из слова «таблица» и цифры ее номера в работе. Слово «таблица» пишется справа с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точку после него не ставят (например, Таблица 1).

Если в работе более двух таблиц, то они должны быть пронумерованы и на каждую необходима ссылка в тексте. Слово «таблица» в этом случае приводят в сокращенном виде, например: «Данные анализа (табл. 3) показывают ...». В случае повторных ссылок в тексте необходимо к ссылке добавить сокращение «смотри» - см., например: «Повторный анализ (см. табл.3) свидетельствует о том, что ...». Далее (по центру страницы) следует указать заголовок таблицы, который пишется с прописной буквы, без кавычек, без точки на конце. Затем форматируется содержание таблицы («сетка», в которой представлены данные), под ней приводятся условные обозначения.

7.3. Графические материалы в исследовании.В курсовых и выпускных квалификационных работах находят широкое применение такие формы предъявления информации, как графики, гистограммы, диаграммы. Они используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.

График - это наглядное изображение словесного материала посредством арифметических и геометрических средств и художественных образов: чисел, плоскостей, линий, цвета и др. Кроме геометрического образа, график должен содержать ряд вспомогательных элементов:

- общий заголовок графика;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;

- оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;

- числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят.

Все виды графического изображения информации (схемы, графики, диаграммы), за исключением таблиц могут обозначаться обобщенно одним словом «Рисунок» («Рис.»). Все они нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Графики подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и заглавием, отражающим их содержание. Номер иллюстрации помещают перед поясняющей подписью (См. Приложение 5).

Если в работе приведена одна иллюстрация, то она обозначается «Рисунок».

В тексте курсовой и дипломной работы графики помещаются непосредственно сразу после описания его построения и ссылки на него. График словесно описывается в тексте работы. Иллюстрации (таблицы, схемы, графики) могут быть выполнены с использованием любых специализированных программных средств и отпечатаны на принтере.

Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое восприятие. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота записки или с поворотом по часовой стрелке. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них в тексте. Иллюстрации должны иметь наименование. При необходимости их снабжают поясняющими данными (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают над ней, поясняющие данные под ней.

7.4. Правила цитирования и оформление сносок.Ни одна работа не обходится без цитирования, то есть без включения в текст исследования фрагмента содержания источника или используемой научной литературы вопроса. Особенно это важно, когда речь идет о принципиальных положениях, где необходимы точные формулировки. Употреблять цитаты следует тактично, умеренно, в самых необходимых случаях.

Цитаты из сочинений других авторов или официальных документов следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. Существует два способа оформления цитаты:

1) если цитата является самостоятельным предложением, то оформляется как прямая речь;

2) если цитата вводится в состав авторского предложения как его часть и синтаксически связана с авторским текстом, то пишется со строчной буквы.

Цитированные фразы заключаются в кавычки; на месте пропуска ставятся три точки (...). В начале предложения первое слово цитаты пишется всегда с прописной буквы, даже если в подлиннике эта фраза начинается со строчной. Если цитата органически входит в текст фразы, то первое ее слово пишется со строчной буквы, даже если в подлиннике текст начинается с прописной.

Ссылки на источники делаются непосредственно после пересказываемого содержания. При прямом цитировании необходимо указать источник заимствования, отметив в квадратных скобках номер, под которым в библиографическом списке числится данная книга (статья), и страницу, например, Л.С. Выготский писал: «именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства».

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. При непрямом цитировании (при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами) страницы не указываются, например: Л.С. Выготский считал, что именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства.

При ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражении своего к ним отношения можно использовать следующие глаголы и словосочетания: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, вскрывает проблему, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отстаивает, определяет, отмечает, пересказывает, пишет, повторяет, поднимает проблему, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, рассматривает вопрос, разделяет позицию, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет, фиксирует.

7.5. Приложения.Каждому приложению присвоен свой номер (без указания знака №) и тематический заголовок, оно помещается в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Приложения располагаются порядку ссылки на них в тексте исследования.

Каждое приложение должно оформляться с нового листа. В правом углу первой страницы пишется: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. В «Приложение» не выносятся таблицы экспериментов; они входят непосредственно в текст. Материал «Приложения» не учитывается в объеме работы. В целом они не должны превышать 1/3 всего текста работы.

Наши рекомендации