В основе изучения конфликта лежит совокупность разных понятий, составляющих данное сложное явление: структура конфликта, его типология и динамика, способы управления конфликтом и т.д.
Конфликт является многоэтапным процессом, развитие которого приводит к столкновению противоположных интересов, целей, позиций, взглядов, мнений, как правило, двух и более сторон (конкретных лиц, групп, организаций и пр.). То есть конфликт является качеством взаимодействия между людьми, выражающимся в противоборстве сторон ради достижения собственных целей и интересов.[2]Под конфликтной же ситуацией подразумевается условие возникновения конфликта. Для перерастания подобной ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.[3]
Также отметим, что в узком смысле этого слова социальный конфликт является конфликтом по поводу различных средств жизнеобеспечения, в частности, уровня зарплаты, использования интеллектуального и профессионального потенциала, а также по поводу уровня цен на разные блага и реального доступа к данным благам и прочим ресурсам.
То есть социальный конфликт является борьбой за различные ценности и претензии на власть и ресурсы, определенный статус.
К необходимым условиям социального конфликта отнести следует социальную позицию и экономическое положение людей, степень идентификации человека с определенной группой и культурную зрелость. Именно социальной позицией (положением) обеспечиваются границы возможного и доступного для индивида или социальной группы. Последние воздействуют, как правило, на формирование соответствующих устремлений и реалистических желаний. Положение, запечатленное в чувствах, желаниях, жизненных планах, превращается в совокупность сложных стимулов деятельности, в интересы, которые выступают в качестве главного мотива социального поведения. А противоречие социальных интересов выступает основной причиной конфликтов.[4]
Как отмечают специалисты, формула социального конфликта представлена может быть в качестве единой системы «субъекты - интересы - действия». Соответственно, социальная причинность конфликта определяется такими категориями, как потребности, ценности и интересы. Именно они выступают внутренними побудителями активности, то есть общее между потребностями, ценностями и интересами заключается в том, что во всех случаях дело мы имеем со стремлениями людей, воздействующими на их социальное, политическое и экономическое поведение. Вместе с тем в том случае, когда потребности ориентируют поведение человека на обладание жизненно необходимыми благами, ценности и интересы стимулируют действия, исходящие из взаимного отношения людей друг к другу.
При этом непосредственным предметом социального интереса и ценностей является не благо как таковое, а, как правило, позиции индивида (социальной группы), обеспечивающие получение данного блага. И поскольку данные позиции не равны, ценности и интересы в определенном смысле являются более конфликтогенными, нежели потребности. Соответственно, ценности и интересы связаны с социальным положением, фиксирующим на определенное время ту совокупность возможностей, которая предоставлена действующему лицу обществом.[5]
Также отметим, что выделяют три основные причины конфликтной ситуации и соответствующие им типы конфликтов:
- Конфликт целей – конфликтная ситуация характеризуется разным видением участвующих в ней сторон желаемого состояния некоторого объекта в будущем.
- При конфликте взглядов происходит расхождение в идеях, мыслях, взглядах участвующих сторон по решаемым проблемам.
- Чувственный конфликт проявление находит в ситуациях, когда участники имеют различные эмоции и чувства, лежащие в основе взаимоотношений их как личностей.[6]
Кроме того, существует следующая классификация факторов, действием которых обусловлено возникновение и развитие конфликтов:
- Информационные факторы (к ним относят неприемлемость информации или ее несвоевременное предоставление, а также введение в заблуждение).
- Поведенческие факторы, которые выражение находят в проявлении неуместного, бестактного, грубого или эгоистичного и пр. поведения.
- Факторы отношений, подразумевающие накопление между сторонами неудовлетворенности.
- Ценностные факторы, к которым относят предпочтения и принципы, приоритеты, нравственные ценности и пр.
- Структурные факторы – это объективные реалии, закон, государство, обязанности и права.[7]
Противоречия, лежащие в основе конфликта, могут быть внешними и внутренними, основными и неосновными, антагонистическими и неантагонистическими, субъективными и объективными и пр.
Классифицируют конфликты по различным критериям, положенным в их основание. В частности, подразделяют конфликты:
- по сферам проявления конфликты могут быть экономическими, политическими и пр.;
- по их масштабности – региональные, локальные, глобальные, межгосударственные, мега-, макро- и микро-конфликты;
- по социальным последствиям – безуспешные и успешные, конструктивные и созидательные, деструктивные и разрушительные;
- по формам борьбы – немирные и мирные;
- по отношению субъектов к конкретному конфликту – случайный, подлинный, латентный, ложный;
- по особенности условий происхождения – эксогенные и эндогенные;
- по времени действия – скоротечные и затяжные;
- по интенсивности – сильные и слабые;
- по количеству участников – многосторонние или двусторонние и т.д.[8]
Выделяют пять уровней конфликтов, тесно связанных между собой, так как конфликт на одном из уровней может перерастать в конфликт на другом уровне:
- Внутриличностный конфликт происходит внутри индивида и становится конфликтом целей в случае выбора им и попытки достижения взаимоисключающих целей, либо конфликтом взглядов в случае признания индивидом несостоятельности собственных расположений, мыслей, ценностей или же поведения в целом.
То есть возникает он вследствие состояния неудовлетворенности индивидом какими-то обстоятельствами жизни, которые связаны с наличием у него друг другу противоречащих стремлений, потребностей или интересов.
- В межличностный конфликт вовлечены двое или более индивидов в случае их восприятия себя как находящихся друг к другу в оппозиции с позиции расположений, целей, ценностей или же поведения. Отметим, что данный тип конфликтов наиболее распространен.[9]
- Внутригрупповой конфликт является столкновением между частями либо всеми членами какой-либо группы (коллектив и т.п.).
- Межгрупповой является противостоянием или столкновением двух и более групп. Такое противостояние может носить профессиональную, эмоциональную или же социальную основу. Как правило, подобные конфликты носят достаточно интенсивный характер. Это могут быть классовые, сословные, национальные, профессиональные, элитские конфликты и пр.[10]
Также выделяют межгосударственные и межцивилизационные (глобальные) конфликты.
Следует заметить, что ролевые конфликты являются довольно распространенными и актуальными на современном этапе. Под ролевым конфликтом подразумевается ситуация, при которой индивиду, имеющему определенный статус, приходится сталкиваться с несовместимыми ожиданиями, то есть он не может выполнить требования, предписываемые ролью. Возможно возникновение следующих ролевых конфликтов:
- внутриличностного, вызываемого противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в различных социальных ролях;
- внутриролевого, возникающего из-за противоречий в требованиях, которые предъявляются к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
- личностно ролевого, возникающего вследствие несовпадений представлений индивида о себе и своих ролевых функциях;
- инновационного, появляющегося в результате несоответствия сформировавшихся ранее ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.[11]
Таким образом, конфликт – весьма многогранное, сложное социально-психологическое явление, в большинстве случаев требующее скорейшего разрешения.
Также отметим, что основными функциями социального конфликта выступают: сохранение внутригрупповой солидарности; интеграция социальной структуры; укрепление межчеловеческих (межличностных) отношений, а также управление социальными изменениями.