Общее понятие, природа и виды социального конфликта

Титульный лист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Реферат

Студент: Пуговкина Елизавета Игоревна

Направление: Политология

Группа: 116

Преподаватель: Шабров Олег Федорович

Научный руководитель: Тимофеева Лидия Николаевна

Москва – 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общее понятие, природа и виды социального конфликта…………………5

2. Сущностные особенности концепции социального конфликта Г. Зиммеля…………………………………………………………………………..11

2.1. Понятие и причины конфликтов в воззрениях Г. Зиммеля…………….11

2.2. Функции конфликта по Зиммелю…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….20

Введение

Актуальность темы исследования. Наиболее распространенной формой массового социального поведения является социальный конфликт. Актуальность изучения данного социального явления обусловлена уже тем, что наличие тех или иных противоречий и конфликтов присуще развитию всякого общества.

Важная роль конфликта отмечалась уже древними мыслителями, утверждавшими, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Как социальное явление, конфликт впервые был исследован в трудах Г. Гегеля, А. Смита, А. Токвиля. Однако основоположниками конфликтологии, выдвинувшими первые концепции конфликта считаются Г. Зиммель и К. Маркс. Затем теория социального конфликта была представлена такими учеными, как Р. Дарендорф, Л. Козер, А. Турэн, М. Крозье, Ю. Гальтунг и пр. Сторонниками этой теории конфликт рассматривается в качестве естественного явления социальной жизни, основой которого выступает объективно существующая в любом обществе дифференциация. Конфликтом в обществе выполняется стимулирующая функция, чем создаются предпосылки для развития общества. При этом, в их видении, далеко не все конфликты играют позитивную роль в обществе, в связи с чем на государство должна возлагаться функция контроля над этими конфликтами, дабы они не смогли перерасти в состояние повышенной социальной напряженности.

Кроме того, следует отметить, что во всем мире вокруг проблем истории всегда велась идейная борьба, происходило постоянно социальное размежевание, которое зачастую порождало остроконфликтные ситуации. От данных процессов не оставалась в стороне и многонациональная Россия.

В последнее время в сфере ее социально-политической жизни особенно отчетливо дают знать о себе негативные явления, которые сопровождаются кровавыми ситуациями и конфликтами, десятками тысяч погибших, сотнями тысяч беженцев, уничтожением в мирные годы различных ценностей, деградацией духовной жизни.

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что направленность сегодняшней социальной политики становится, на наш взгляд, все более и более конфликтогенной, а это, в свою очередь, расширяет неравенство и обостряет противоречия между различными социальными слоями общества.

Подобная реальность сегодняшней действительности, гражданская ответственность за судьбу своих наций и народов и обязывает, на наш взгляд, тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, которые порождают и серьезные политические кризисы, в том числе обращаясь к анализу имеющихся теорий и концепций этого негативного социального явления для выявления возможных причин его возникновения и возможных путей решения.

Цель исследования –проанализировать концепцию конфликта по работе Г. Зиммеля «Борьба».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть общее понятие, природу и виды социального конфликта;

- изучить понятие и причины конфликтов в воззрениях Г. Зиммеля;

- выделить функции конфликта по Зиммелю.

Общее понятие, природа и виды социального конфликта

Прежде чем приступить к анализу концепции социального конфликта Г. Зиммеля, следует, на наш взгляд, для уяснения всей специфики его воззрений рассмотреть общетеоретические основы этого явления.

Прежде всего, следует отметить, что конфликт является весьма емким понятием, исследуемым в различных аспектах и с разных позиций многими науками: философией, психологией, историей, политологией, конфликтологией и, конечно, социологией. Конфликт лежит в основе любого из противоречий, которое, в свою очередь, выступает стимулом к любым изменениям, порой прогрессивным и конструктивным, но чаще деструктивным, разрушительным. Как правило, понятие конфликта рассматривают во взаимоотношении людей и социальных групп.

Итак, конфликты определяются ученым как «спор», «борьба». При этом конфликт, в его видении, предстает как изменчивая переменная, проявляющая разные степени силы или интенсивности. В частности, к крайним точкам шкалы интенсивности ученый относит конкуренцию и борьбу. Борьба, в свою очередь, является, по мнению Зиммеля, беспорядочной непосредственной битвой сторон. Тогда как конкуренция является более упорядоченной взаимной борьбой сторон, приводящей к их взаимному обособлению.

Ученый говорит о том, что «характерным для социологической сути конкуренции является то, что борьба тут неявная. В том случае, когда противник устранен с пути или ему нанесен непосредственный ущерб, конкуренции здесь уже больше нет. Потому, если в других видах борьбы победа над противником приносит награду и при этом сама является наградой, то в конкуренции наблюдаются другие комбинации: если победа над конкурентом является главной необходимостью, эта победа сама по себе еще ничего не значит, однако цель всей акции достигается только благодаря тому, что обнаруживается ценность, сама по себе совершенно независимая от этой борьбы».[19]

Таким образом, под конфликтом Зиммель подразумевает противоречия, возникающие в различных сферах жизнедеятельности общества и, в первую очередь, в сфере культуры, то есть столкновение идеалов и ценностей.

То есть одной из главных функций конфликта выступает укрепление прочности и интеграция социальной системы, то есть общества. При этом он способствует и сплочению людей внутри групп, вовлеченных в это взаимодействие. Кроме того, конфликтом усиливаются внутригрупповые центробежные тенденции. И чем сильнее будет опасность извне, тем вероятнее и сильнее будет и сплочение внутри группы.

В частности, Зиммелем подчеркивается, что многообразие полярных взаимодействий, а также сама возможность конфликтов и выражения антипатии создают необходимые для социализации условия. Потому можно говорить, что социальными конфликтами создается многообразие социальных групп, и этим, в свою очередь, формируется социальная структура.

Зиммель пишет, что «Убедительным примером этому выступают индийцы, у которых каждое из племен находится в принципиальном состоянии войны с другими», а необходимо это состояние для того, чтобы создать целое, сформировать определенные отношения внутри групп.[22]

Другими словами, противоречиями внутри группы устанавливаются отношения между людьми, поскольку противоречия,, так или иначе разрешаются установлением персональных границ. А необходимость враждовать с остальными группами гарантирует целостность этих сложившихся отношений в группе. Ученый делает вывод о том, что всякое взаимодействие в группе бывает особенно успешным в тех случаях, когда появляется какой-то внешний враг.

Причем это справедливо как для небольших групп, так и для государств, которые зачастую достигают единства общественного сознания только после объявления войны.[23] И с таким утверждением Зиммеля просто невозможно не согласиться. Это подтверждается всей историей развития человечества. Взяв для примера Россию, можно, проанализировав ее историю увидеть, как именно во время восстаний (крестьянских и пр.), а также войн с внешним врагом наблюдалось формирование и укрепление русского, народного самосознания, наш народ демонстрировал невиданную способность консолидироваться, забывая обо всех внутренних противоречиях и распрях. И во многом благодаря этому были выиграны все самые страшные войны – Отечественная война 1812 г., Великая отечественная война и пр.

Во взаимоотношениях между отдельными индивидами позитивная роль конфликта проявляется, в частности, в том, что люди, пережившие ссору, определяют ресурс своей свободы в сформировавшихся отношениях, а также обретают понимание смысла развития данных отношений в дальнейшем. Потому человеку не следует бояться споров и конфликтов наоборот, он должен в них видеть проявление жизнеспособности те или иных отношений.

Ученый обращает внимание и на тот факт, что то, что людьми называется уважением, на самом деле является результатом взаимовлияния двух таких противоположных чувств, как опасение и дружелюбие. А дистанция, которая возникает между людьми, является результатом математической пропорции между антипатией, заставляющей людей избегать общения, и симпатией, притягивающей их друг к другу.[25] Исходя из чего можно заключить, что конфликт выступает непременной составляющей формирования значимых в социальном плане отношений.

Заключение

В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся сущности и основных особенностей концепции конфликта по работе Г. Зиммеля «Борьба». На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.

Конфликт является многоэтапным процессом, развитие которого приводит к столкновению противоположных интересов, целей, позиций, взглядов, мнений, как правило, двух и более сторон (конкретных лиц, групп, организаций). Конфликт лежит в основе любого противоречия, а оно, в свою очередь, является стимулом к любым изменениям, иногда конструктивным и прогрессивным, а иногда и деструктивным, разрушительным.

По мнению Г. Зиммеля, всю историю культуры осмыслить можно как историю конфликтов и последующих примирений, различий и сходств между социальными группами и отдельными людьми. Исходя из чего, предназначение конфликта заключается, прежде всего, в решении всякого дуализма, то есть это своего рода способ достижения некоего единства.

Неизбежность конфликтов, по мнению Зиммеля, обусловлена самой природой человека. В частности, основным источником возникновения и последующего развития конфликтов являются от рождения присущая людям агрессивность и априорный инстинкт борьбы, а также первичная потребность человека во враждебности.

Типами конфликта выступают борьба, которая, в свою очередь, является, по мнению Зиммеля, беспорядочной непосредственной битвой сторон, и конкуренция, которая является более упорядоченной взаимной борьбой сторон, приводящей к их взаимному обособлению.

Одной из главных функций конфликта выступает укрепление прочности и интеграция социальной системы, то есть общества. При этом он способствует и сплочению людей внутри групп, вовлеченных в это взаимодействие. Кроме того, конфликтом усиливаются внутригрупповые центробежные тенденции. И чем сильнее будет опасность извне, тем вероятнее и сильнее будет и сплочение внутри группы.

Исследования Г. Зиммеля по проблемам конфликта и борьбы являются классическими. Его исследования составили целое научное направление, которое ориентировано на анализ разного рода противоречий в общественной жизни.

Список литературы

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 147 с.

2. Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я. Конфликтология: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.

3. Георг Зиммель. Избранное. В. 2-х т. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 1996. – 607 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.

5. Ивашнева Л.А. К вопросу о понятии конфликта и его составляющих // Научные труды SWorld. – 2013. – № 1. – С. 35-37.

6. Ильясов А.А. Сравнительный анализ взглядов Г. Зиммеля и З. Фрейда на причины возникновения конфликтов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 38-41.

7. Киселева Е. А. Конфликтология: учеб. пособие. – М.: Академия ГПС, 2012. – 203 с.

8. Кузнецова В.А. Г. Зиммель и З. Фрейд об истоках зарождения конфликта // Juvenis scientia. – 2016. – № 2. – С. 90-92.

9. Лукин Ю. Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2007. – 799 с.

10. Социология: учебник / Ю.Т.Волков В.И. Добреньков В.Н. Нечипуренко А.В. Попов. –2-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с. 208-211.

11. Социология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.

12. Степаненкова В.М. «Борьба всех за всех»: теория конфликта Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1999. – № 3. – С. 123-138.

13. Трофимова Е.А. Эволюция парадигмы социального конфликта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2008. – № 1. – C. 75-77.

14. Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1994. – №2. – С. 65-81.

15. Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 196 с. 53-76

[1] Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2007. С. 221.

[2] Социология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 271.

[3] Ивашнева Л.А. К вопросу о понятии конфликта и его составляющих // Научные труды SWorld. – 2013. – № 1. – С. 35.

[4] Гришина Н. В. Психология конфликта. – 2-е изд., стер. – СПб.: Питер, 2008. С. 88.

[5]. Социология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 272.

[6] Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2007. С. 228.

[7] Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я. Конфликтология: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. С. 113.

[8] Киселева Е. А. Конфликтология: учеб. пособие. – М.: Академия ГПС, 2012. С. 121.

[9] Волков Б. С., Волкова Н. В. Конфликтология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. С. 91.

[10] Социология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 283.

[11] Социология: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Батурина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 285.

[12] Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1994. – №2. – С. 66.

[13] Ильясов А.А. Сравнительный анализ взглядов Г. Зиммеля и З. Фрейда на причины возникновения конфликтов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 38.

[14] Ильясов А.А. Сравнительный анализ взглядов Г. Зиммеля и З. Фрейда на причины возникновения конфликтов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2009. – № 1. – С. 39.

[15] Степаненкова В.М. «Борьба всех за всех»: теория конфликта Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1999. – № 3. – С. 124.

[16] Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1994. – №2. – С. 69.

[17] Георг Зиммель. Избранное. В. 2-х т. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 1996. С. 502.

[18] Кузнецова В.А. Г. Зиммель и З. Фрейд об истоках зарождения конфликта // Juvenis scientia. – 2016. – № 2. – С. 91.

[19] Филиппов А.Ф. Обоснование теоретической социологии: введение в концепцию Георга Зиммеля // Социологический журнал. – 1994. – №2. – С. 78.

[20] Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 56.

[21] Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 62.

[22] Там же, с. 65.

[23] Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 66.

[24] Трофимова Е.А. Эволюция парадигмы социального конфликта // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2008. – № 1. – C. 76.

[25] Черепанова Е.С. Философия конфликта: учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 66.

Титульный лист

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Реферат

Студент: Пуговкина Елизавета Игоревна

Направление: Политология

Группа: 116

Преподаватель: Шабров Олег Федорович

Научный руководитель: Тимофеева Лидия Николаевна

Москва – 2016

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Общее понятие, природа и виды социального конфликта…………………5

2. Сущностные особенности концепции социального конфликта Г. Зиммеля…………………………………………………………………………..11

2.1. Понятие и причины конфликтов в воззрениях Г. Зиммеля…………….11

2.2. Функции конфликта по Зиммелю…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы…………………………………………………………….20

Введение

Актуальность темы исследования. Наиболее распространенной формой массового социального поведения является социальный конфликт. Актуальность изучения данного социального явления обусловлена уже тем, что наличие тех или иных противоречий и конфликтов присуще развитию всякого общества.

Важная роль конфликта отмечалась уже древними мыслителями, утверждавшими, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Как социальное явление, конфликт впервые был исследован в трудах Г. Гегеля, А. Смита, А. Токвиля. Однако основоположниками конфликтологии, выдвинувшими первые концепции конфликта считаются Г. Зиммель и К. Маркс. Затем теория социального конфликта была представлена такими учеными, как Р. Дарендорф, Л. Козер, А. Турэн, М. Крозье, Ю. Гальтунг и пр. Сторонниками этой теории конфликт рассматривается в качестве естественного явления социальной жизни, основой которого выступает объективно существующая в любом обществе дифференциация. Конфликтом в обществе выполняется стимулирующая функция, чем создаются предпосылки для развития общества. При этом, в их видении, далеко не все конфликты играют позитивную роль в обществе, в связи с чем на государство должна возлагаться функция контроля над этими конфликтами, дабы они не смогли перерасти в состояние повышенной социальной напряженности.

Кроме того, следует отметить, что во всем мире вокруг проблем истории всегда велась идейная борьба, происходило постоянно социальное размежевание, которое зачастую порождало остроконфликтные ситуации. От данных процессов не оставалась в стороне и многонациональная Россия.

В последнее время в сфере ее социально-политической жизни особенно отчетливо дают знать о себе негативные явления, которые сопровождаются кровавыми ситуациями и конфликтами, десятками тысяч погибших, сотнями тысяч беженцев, уничтожением в мирные годы различных ценностей, деградацией духовной жизни.

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что направленность сегодняшней социальной политики становится, на наш взгляд, все более и более конфликтогенной, а это, в свою очередь, расширяет неравенство и обостряет противоречия между различными социальными слоями общества.

Подобная реальность сегодняшней действительности, гражданская ответственность за судьбу своих наций и народов и обязывает, на наш взгляд, тщательно разбираться в причинах социальных неурядиц, которые порождают и серьезные политические кризисы, в том числе обращаясь к анализу имеющихся теорий и концепций этого негативного социального явления для выявления возможных причин его возникновения и возможных путей решения.

Цель исследования –проанализировать концепцию конфликта по работе Г. Зиммеля «Борьба».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть общее понятие, природу и виды социального конфликта;

- изучить понятие и причины конфликтов в воззрениях Г. Зиммеля;

- выделить функции конфликта по Зиммелю.

Общее понятие, природа и виды социального конфликта

Наши рекомендации