Понятие конфликта. Виды конфликтов. Структура конфликта. Динамика конфликта.

Понятие конфликта. Основные свойства конфликта.

Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

Основные свойства конфликтов:

- наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями;

- противодействие, противоборство, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;

- негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристика конфликтного взаимодействия.

Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Динамические характеристики конфликтов. Понятие эскалации конфликта.

К динамическим характеристикам конфликта относят стадии развития кон­фликта и процессы, возникающие на различных его стадиях. Описание дан­ных характеристик предполагает рассмотрение регуляторов динамики кон­фликта, определяющих его возникновение и развитие. Описание динамических характеристик конфликта предполагает внима­ние к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов).

Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы раз­вития:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4) разрешение конфликта.

Анализ динамических характеристик конфликта предпо­лагает описание того, как из некоей совокупности внешних условий возника­ет конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как кон­фликт разрешается (или иным образом заканчивается).

Эскалация (от лат. scala — лестница) — это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия. Эскалация обладает свойством увеличения временных и пространственных характеристик конфликта. Противоречия участников становятся обширнее и глубже, поводов столкновения становится больше. Фаза эскалации конфликта — наиболее опасный этап всей конфликтной ситуации, так как именно в это время изначально межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. Эскалация имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие конфликт. Внешние механизмы эскалации заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий конфликт более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются различных целей и интересов.

Внутренние механизмы эскалации основаны на возможностях психики и мозга человека. Особенности характера индивидов, личностные и социальные установки участников конфликтной ситуации влияют на реакцию и функционирование человека в условиях эмоциональной напряженности и. потенциальной опасности.

Понятие конфликтогена. Виды конфликтогенов.

Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту. Конфликтогены - это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству, 2) появление агрессивности, 3) проявление эгоизма, 4) стечение обстоятельств.

Среди них можно выделить конфликтогены поведенческие, отношенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные. Коммуникативные конфликтогены - слова, обороты, интонации и другие мелкие моменты в общении, создающие напряжение в разговоре и провоцирующие возникновение конфликта. Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений. Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность, необязательность, нарушение правил приличия.

Виды конфликтов.

1. Внутриличностные конфликты. Чаще всего этот вид конфликтов возникает в ситуациях, когда желания и личные потребности человека входят в диссонанс с его сознательными целями или правилами, принятыми в социуме.

2. Индивидуально-групповые конфликты. Чаще всего такие конфликты носят психологический характер и определяются различными ценностными структурами, принятыми у сторон конфликта. Одной из разновидностей индивидуально-групповых конфликтов можно считать конфликт, возникающий между одним из членов группы и другими членами этой группы. Причиной таких конфликтов является не соответствие личности негласным правилам, принятым в данной группе или несогласие группы с решениями, принимаемыми конфликтной личностью.

3. Межличностные конфликты. Этот вид конфликтов, наряду с внутриличностным, является наиболее распространённым, а, поскольку внутриличностные чаще всего остаются незамеченными окружающими, во всяком случае, у социализированных личностей, то межличностные конфликты можно с уверенностью назвать самыми часто встречающимися.

4. Межгрупповые конфликты. Это могут быть конфликты между структурными подразделениями на предприятии, различными организациями, например, не выполняющими своевременно свои обязательства.

5. Конфликты на профессиональной почве или, как их ещё нередко называют, производственные конфликты. Здесь выделяют несколько подвидов конфликтов: организационные (они могут быть как межличностные, так и межгрупповые или индивидуально-групповые), иерархические (конфликты подчинённости или несогласия с решениями вышестоящей инстанции), межфункциональные (например, связанные с принятием решения по использованию той или иной технологии для реализации проекта), формально-неформальные.

Источники конфликта и зоны разногласий.

Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко представляют. Бывает, что им кажется, что весь конфликт разгорелся из-за какого-то пустяка, в котором стоит одному спорщику уступить, и конфликт будет исчерпан. А на самом деле этот пустяк является лишь внешним и малозначительным с виду проявлением более глубинных расхождений, которые остаются для конфликтантов неосознанными. Дело затрудняется еще тем, что зоны разногласий подвижны. Они в ходе конфликта могут расширяться и сужаться. Конфликтанты часто, например, начинают дискутировать по какому-то делу, но в пылу «переходят на личности» - и в результате к расхождениям по делу добавляется еще расхождения по поводу оценки поведения, манеры речи и вообще морального облика друг друга. Зона разногласия разбухает, в ней загораются все новые и новые и новые очаги спора. Наоборот, когда конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зоны разногласий, стягивается. При ликвидации всех расхождений оно исчезает. Зона разногласий – предмет, факт, вопрос спора, который отражает сущность противоречий конфликтантов. Может возникать по отношению к целям, интересам, ценностям. Не всегда проявляется в конфликте сразу. Три типа ЗР (определяют причину конфликта):

1. по поводу материальных ресурсных благ.

2. деление власти.

3. проблемы ценностной, духовной, культурной направленности. В реальной конфликтной ситуации все зоны переплетаются.

Понятие о внутриличностном конфликте.

Внутриличностный конфликт – негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Показатели внутриличностного конфликта:

1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;

2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Основные виды внутриличностных конфликтов:

- Мотивационный конфликт - столкновение двух различных желаний, мотивов, потребностей, одинаково привлекательных для личности.

- Нравственный конфликт - между желанием и долгом, моральными принципами и желаниями, между долгом и сомнением в необходимости ему следовать.

- Конфликт нереализованного желания - между желанием и невозможностью его удовлетворения в силу различных субъективных и объективных причин (физические и психические особенности человека, временные и пространственные ограничения).

- Ролевой конфликт - между двумя значимыми для личности ценностями, принципами, стратегиями поведения при невозможности одновременно сочетать несколько социально-психологических ролей, либо связанный с различными требованиями, предъявляемыми личностью к данной роли (внутриролевой конфликт).

- Адаптационный конфликт - несоответствие между психическими, физическими, профессиональными и иными возможностями человека и предъявляемыми к нему требованиями.

- Конфликт от неадекватной самооценки - самооценка зависит от степени критичности личности к себе, к своим удачам и неудачам, реальным и потенциальным возможностям, способности к самоанализу. Она может быть субъективно завышена или занижена при сопоставлении ее с оценкой окружающих.

Понятие о межличностном конфликте.

Межличностный конфликт — это столкновение личностей с разными целями, характерами, взглядами и др.

Межличностный конфликт это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Дадим определение по Н.В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.

Отличительные особенности межличностного конфликта:

1. противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

3. межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

4. отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. затрагивают интересы окружения.

Межгрупповой конфликт.

В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе – столкновение противоположно направленных групповых мотивов

Происхождение объясняется природно обусловленной враждебностью к «чужим» и привязанностью к «своим».

Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.

Во-первых, образ конфликтной ситуации (и без того всегда субъективный) носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к следующим явлениям:

4 Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»

5. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше

6. Групповая атрибуция. Позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинам. А, соответственно, негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой группы объясняются внешними обстоятельствами.

7. Агрессия. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой заметно снижает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых в случае наказания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за свое поведение заметно снижается. Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности. И, наконец, агрессивное поведение в группе людей, таким же агрессивным образом себя ведущих, воспринимается как социальное одобрение и поддержка.

К межгрупповым конфликтам относятся трудовой конфликт, межэтнический конфликт и внутриполитический конфликт. Поскольку вы будете не столько участниками, сколько наблюдателями этих конфликтов, вам важно знать не пути их разрешения и предупреждения, а причины их возникновения.

Наши рекомендации