Выделить виды знаков (иконические, индексные, символические)

Произвести интерпретацию каждого знака, отображенного на рекламном изображении, каждый раз определяя «означающее» и «означаемое»

Произвести декодирование (доминирующее, переговорное, оппозиционное)

Приложение 4

Вебер М.

«ПРОТЕСТАНТСКИЕ СЕКТЫ И ДУХ КАПИТАЛИЗМА»[9]

Внимание! Все примечания и сноски даны в конце текста!

В Соединенных Штатах Америки с давних пор утверж­ден принцип «отделения церкви от государства». Принцип этот проводится столь строго, что отсутствует даже офи­циальная статистика вероисповеданий, ибо обращение к гражданам с вопросом об их конфессиональной принад­лежности явилось бы нарушением закона. Мы не будем здесь касаться практического значения этого принципа для положения церковных общин и их отношения к госу­дарственной власти1. Нас больше всего интересует то обстоятельство, что в США еще около двух с половиной десятилетий тому назад количество «не принадлежавших к определенному вероисповеданию людей» составляло, не­смотря на огромный приток иммигрантов, лишь 6% (приблизительно), и это при полном игнорировании со стороны государства конфессиональной принадлежности граждан, при отсутствии всех тех весьма существенных преимуществ, которые в большинстве европейских госу­дарств того времени обеспечивала принадлежность к определенным привилегированным церквям2.

К тому же следует иметь в виду, что в Соединенных Штатах Америки принадлежность к какой-либо церковной общине была сопряжена с несравненно большими мате­риальными затратами (особенно тяжелыми для людей небольшого достатка), чем где бы то ни было у нас*. Доказательством этого служат опубликованные книги домашних расходов: мне лично известна, в частности, одна община в городе близ озера Эри, состоящая почти целиком из переселившихся в Америку немецких рабочих-деревообделочников низкой квалификации, чьи регулярные расхо­ды на церковные нужды составляли при среднем годовом заработке в 1 тыс. долл. почти 80 долл. в год. Совершенно очевидно, что в Германии даже неизмеримо меньшие тре­бования имели бы своим последствием массовый выход из церкви. Но даже независимо от этого каждому, кто посе­щал Соединенные Штаты 15—20 лет тому назад**, до нача­ла последней стремительной европеизации этой страны, бросалась в глаза интенсивная церковность, господство­вавшая повсюду, где еще не было бурного притока евро­пейских иммигрантов3. Церковность была раньше значи­тельно сильнее и ярче выражена, чем в последние десяти­летия, о чем свидетельствуют путевые заметки более ран­него периода. Нас здесь прежде всего интересует одна сто­рона этого явления. Даже в Бруклине, который ныне вхо­дит в границы Нью-Йорка, но вплоть до недавнего времени еще в большей степени сохранял старые традиции, а тем более в других, менее подвергшихся влиянию иммиграции местах, едва ли не в прошлом поколении каждому не­знакомому дотоле деловому человеку, стремившемуся завязать определенные отношения, незаметно и как бы мимоходом, но отнюдь не случайно, задавался вопрос: «То what church do you belong?»*** Вопрос этот задавался с такой же неизменностью, с какой еще четверть века тому назад жителя континентальной Европы за воскрес­ным табльдотом в типично шотландском обществе одна из присутствующих дам неизменно спрашивала: «What service did you attend today?»****4

…Автор этих строк проделал довольно длинный путь по тогдашней «Indian territory»* в одном купе с коммивояжером фирмы «Undertakers hardware»** . Когда автор (случайно) упомянул о все еще значительной роли цер­ковности в Америке, то в ответ ему было сказано: «По мне, сударь, каждый может верить или не верить, однако если я имею дело с фермером или купцом, который вообще не принадлежит ни к какой церкви, то я не доверю ему и 50 центов. Что побудит его отдать мне долг, если он ни во что не верит?» Эта мотивировка еще не очень определен­на. Положение дел несколько уясняется из рассказа врача-отоларинголога, немца по происхождению. Вот что он рас­сказал о своем первом пациенте, явившемся к нему, когда он поселился в одном большом городе на реке Огайо: пациент, растянувшийся на кушетке по предложению врача, ко­торый собирался приступить к исследованию с помощью зеркала, внезапно выпрямился и с достоинством заявил: «Сударь, я состою членом... такой-то Baptist church***, на­ходящейся на такой-то улице». Когда врач, недоумевая, какое отношение этот факт имеет к заболеванию носа и его лечению, осведомился об этом у своего американского коллеги, тот, посмеиваясь, объяснил, что эти слова значат: «О гонораре не беспокойтесь». Почему же значение этих слов таково? Быть может, это станет понятным из нашего третьего эпизода.

В одно прекрасное воскресенье в начале октября я вместе с несколькими моими родственниками, фермерами из Бушвальда. расположенного в нескольких милях от М. (столицы одного из округов Северной Каролины), при­сутствовал в послеобеденные часы при обряде баптистско­го крещения, совершавшегося в пруду, который питался водами ручья, стекавшего с видневшихся вдали Голубых гор. Было холодно, ночью подмораживало. На склоне хол­мов стояло множество фермерских семей, прибывших на своих легких двухколесных тележках из соседних поселе­ний, а подчас и издалека. В пруду по пояс в воде стоял про­поведник в черном одеянии. В воду после различного рода церемоний по очереди входили человек десять обоего пола в праздничной одежде, они обещали следовать вере, затем погружались с головой в воду — женщин проповедник поддерживал, — выскакивали, отфыркивались и, дрожа, в мокрой одежде выходили на берег, их «поздравляли», быстро закутывали в толстые пледы и увозили домой5.

Родственник, стоявший рядом со мной, который, сохраняя верность немецким традициям, был далек от всякой церковности и поэтому с известной долей презрения наблюдал за всем происходившим внезапно стал внима­тельно вглядываться в одного из погружавшихся в воду юношей и проронил: «Look at him. I told you so»**** . Когда я после окончания церемонии спросил его: «Почему ты это, как ты утверждаешь, предвидел?» — он ответил: «Потому что он хочет основать банк в N». — «Разве в этой мест­ности так много баптистов, что они составят достаточную клиентуру для его банка?» — «Нет, конечно. Но, крестив­шись, он заполучит клиентуру всей округи и побьет всех своих конкурентов». Из ответов на последующие мои вопросы — почему? каким образом? — выяснилось сле­дующее: вступление в данную баптистскую общину, которая еще строго соблюдает верность религиозным традициям и принимает новых членов лишь после самой тщательной «проверки» и педантичного изучения их «образа жизни», начиная с самого раннего детства («dis­orderly conduct?»* посещение трактиров? танцы? театр? карты? неточность в выполнении денежных обязательств? какие-либо иные проявления легкомыслия?), самый факт этого вступления рассматривается как абсолютная гаран­тия этических качеств джентльмена, и прежде всего его деловых качеств. Поэтому-то и упомянутый будущий банкир может с полной уверенностью рассчитывать на вклады всей округи и на предоставление ему неограничен­ного кредита вне всякой конкуренции. Этому человеку успех гарантирован…

…Принадлежность к секте — в противоположность при­надлежности к церкви, которая «дана» человеку от «рож­дения», — является своего рода нравственным (прежде всего в деловом отношении) аттестатом личности. «Цер­ковь» — не что иное, как учреждение по дарованию благо­дати. Она управляет сферой религиозного спасения; принадлежность к церкви (по идее) обязательна и поэтому сама по себе ни в коей степени не характеризует моральные качества прихожан. «Секта» же, напротив, является волевым объединением лишь достойных (по идее) в религиозно-этическом отношении людей, квалифицированных в качестве таковых и добро­вольно вступивших в это объединение, при условии столь же добровольно данного им разрешения, ввиду их доказан­ной религиозной избранности6. Исключение из секты за нравственные проступки экономически влекло за собой по­терю кредита и социальное деклассирование. Многочис­ленные наблюдения последующих месяцев подтвердили не только (тогда еще) достаточно серьезное значение церков­ности как таковой7 (несмотря на то что она как будто быстро отмирала), но и именно этой ее особенно важной черты. Характер исповедания не играл уже почти никакой роли8. Никого не интересовало, был ли данный человек масоном, последователем Christian science** , адвенти­стом, квакером или еще кем-нибудь. Важно было лишь. то, что он принят посредством «ballot»*** после предва­рительной проверки и этического утверждения под углом зрения тех добродетелей, которые провозглашались обя­зательными мирской аскезой протестантизма, то есть старой пуританской традицией…

…Все эти явления, находившиеся как будто (во всяком случае, поскольку речь идет о явлениях религиозных) в стадии довольно быстрого разложения9, были ограниче­ны рамками среднего слоя буржуазии. Они являлись, в частности, типичным средством возвышения до сферы среднего буржуазного предпринимательства, распростра­нения и сохранения буржуазно-капиталистического дело­вого этоса внутри широких кругов среднего слоя буржуа­зии (включая фермеров). Правда, немалое количество, а в старшем поколении большинство американских «promoters», «captains of industry», мультимиллионеров и магнатов трестов формально принадлежали, как известно, к сектантам, преимущественно к баптистам. В данном слу­чае, однако, речь может идти лишь о причинах конвенцио­нального характера (как в Германии), о личностно-соци­альной, а отнюдь не деловой легитимации. Ибо эти «эко­номические гиганты» не нуждались, конечно, в подобной опоре (как не нуждались в ней такого рода деятели и во времена пуритан); что касается их «религиозных убеж­дений», то искренность таковых более чем сомнительна. Носителями той специфически религиозной ориентации, которую отнюдь не следует объяснять только оппортуни­стическими мотивами10, были, как и в XVII—XVIII вв., представители среднего сословия, поднимающиеся внутри этого сословия и выходящие из него слои. Не следует, однако, забывать о том, что без подобного повсеместного утверждения тех качеств и принципов методического жиз­ненного поведения, которые насаждались религиозными обществами, капитализм и поныне (даже в Америке) не стал бы тем, чем он является теперь. В истории любой хо­зяйственной отрасли, в любой стране нет такой эпохи (раз­ве только при господстве строго феодальных или патримо­ниальных отношений), которой неведомы были бы такие капиталистические деятели, как Пирпонт Морган, Рокфеллер, Джей Гоулдс и др., изменились (конечно!) лишь технические средства их предпринимательской деятель­ности. Они всегда стояли и стоят по «ту сторону добра и зла». Однако, как бы велико ни было их значение в хозяй­ственной жизни страны и какие бы преобразования в этой области они ни совершили, не они определяют, какой хо­зяйственный дух господствует в ту или иную эпоху, в той или иной области. И не они, что самое главное, были твор­цами или носителями специфически западного буржуазно­го «духа»….

…Однако в прошлом, да и поныне, признаком специ­фически американской демократии было то, что она являла собой не хаотическое скопление индивидов, а совокупность хотя и замкнутых, но волюнтаристских союзов. Если в аме­риканском обществе вплоть до недавнего времени престиж семьи и унаследованного состояния, занимаемая долж­ность и диплом об образовании не играли никакой роли (или играли ее в столь незначительной степени, что это резко отличало американскую демократию от любого дру­гого общества), то это отнюдь не означает, что здесь пер­вого встречного встречают с распростертыми объятиями и относятся к нему как к равному…

…Как уже отмечалось, мы не ставим перед собой задачу заниматься социальной значимостью этих явлений, нахо­дящихся в процессе коренного преобразования. Нас инте­ресует здесь лишь то, что современное положение светс­ких клубов и обществ, пополнявшихся посредством бал­лотировки, в большой степени является продуктом секуля­ризации тех волюнтаристских объединений — сект, — ко­торые служат прототипом этих союзов и значение которых было некогда гораздо более важным. Это прежде всего относится к родине подлинных янки, к североатлантичес­ким штатам. Не следует забывать, что всеобщее избира­тельное право (для белых, ибо негры и метисы de facto не имеют его и по сей день), а также «отделение церкви от го­сударства» — завоевания недавнего прошлого (первые попытки такого рода реформ предприняты, собственно говоря, в начале XIX в.); что в колониальный период в центральных областях Новой Англии, прежде всего в Массачусетсе, предпосылкой гражданского полноправия в штате было (наряду с некоторыми другими условиями) полноправие внутри церковной общины, которая могла по своей воле принять данного человека в качестве своего члена или не допустить его в свою среду. Церковные общины Америки, как и все пуританские секты в широком смысле этого понятия, выносили свое решение в зависи­мости от того, доказал ли данный индивид своим поведе­нием наличие у него определенной религиозной квалифи­кации. Подобным же образом в Пенсильвании незадолго до войны за независимость делами штата заправляли ква­керы, хотя формально они не были единственными поли­тически полноправными гражданами (осуществлялось это посредством сложной конфигурации избирательных округов). Громадное социальное значение полноправия внутри сектантской общины, особенно допущение к при­частию, направляло секты в сторону создания той аскети­ческой профессиональной этики, которая была адекватна капитализму в период его возникновения…

…дисциплина внутри аскетических сект была — и в этом она родственна мона­стырской — значительно более суровой, чем дисциплина какой бы то ни было церкви. Сектанты ввели институт послушничества11. В отличие от официальных протестантс­ких церквей секта часто запрещала лицам, исключенным из общины за этические прегрешения, всякое общение с членами общины, другими словами, подвергала их абсо­лютному бойкоту, который распространялся и на деловую сферу: и вообще считалось предпочтительным не устанав­ливать контакты за пределами секты, разве только в слу­чае крайней необходимости. Дисциплина внутри аске­тических сект осуществлялась главным образом мирянами. Ведь не существовало такой духовной власти, которая мог­ла освободить общину от совместной ответственности всех ее членов перед Богом. Значение мирян-старейшин было очень велико уже у пресвитериан. Что же касается инде­пендентов и особенно баптистов, то они вели открытую борьбу против богословского засилья в общине12, парал­лельно, разумеется, шла клерикализация мирян. Миряне, осуществляя самоуправление, предупреждая, а подчас и отлучая членов общины, постепенно захватывали функ­ции контроля нравов. Господство мирян в церкви нашло свое отражение отчасти в требовании свободной пропо­веди (liberty of prophesying), которое обосновывалось ссылками на устройство ранних христианских общин (это требование резко противоречило не только лютеранскому представлению о значении церковных должностей, но и божественному порядку в толковании пресвитерианст­ва); отчасти же — в оппозиции профессиональному свя­щенству и богословской образованности вообще: значение придавалось лишь харизме, а не выучке или должности13. Разумеется, не все секты, и во всяком случае не всегда, делали из этого столь радикальные выводы, как квакеры, которые считали, что на собрании, где шло богослужение, может и должен говорить каждый, но в то же время только тот, на кого нисшел «дух», что, следовательно, профессио­нальных священников вообще не должно быть…

…В принципе среди членов секты царил дух ранне­христианского братства, так было, во всяком случае, у баптистов и в различных родственных им сектах14. Многие сектанты считали предосудительным обращаться в государственные судебные инстанции15; в случае не­обходимости члены секты оказывали помощь пострадав­шему16. Установление деловых связей вне общины, как правило, не запрещалось (разве что в самых радикаль­ных сектах). Предпочтение братьев было, однако, само собой разумеющимся...

…Средневековая церковная дисциплина, как и лютеранская, во-первых, находилась в руках духовных лиц, занимавших определенные долж­ности; во-вторых, она осуществлялась — поскольку она вообще осуществлялась — с помощью авторитарных средств, и, в-третьих, она карала или награждала от­дельные конкретные действия. Церковная дисциплина пуритан и сектантов, во-первых, проводилась отчасти, а во многих случаях и полностью мирянами; во-вторых, средством ее реализации была необходимость само­утверждения, и, в-третьих, она воспитывала или, если угодно, отбирала определенные качества. Последнее наиболее важно. Для вступления в сферу какого-либо сообщества член секты (или кружка) должен был обла­дать определенными качествами, которые, как было по­казано в первом очерке настоящей работы, имели боль­шое значение для развития рационального современного капитализма. Для того же, чтобы прочно утвердиться в данной общине, новый член общины должен был по­стоянно подтверждать наличие у него требуемых качеств: тем самым они непрерывно в нем воспитывались. Ибо, как было показано в предшествующем очерке, от этого «подтверждения» полностью зависело как его потусто­роннее блаженство, так и все его земное существование и социальное благополучие17. Нет, вероятно, более дей­ственного воспитательного средства, как нам это изве­стно из опыта, чем подобная необходимость социального самоутверждения в кругу товарищей; поэтому-то не­прерывное и незаметное воздействие этической дисцип­лины сект относилось к авторитарной церковной дисцип­лине как рациональное воспитание и продуманный отбор к приказу и аресту. В этом отношении, как и почти во всех других, пуританские секты в качестве наиболее специфических выразителей мирской аскезы служили самой последовательной, а в известном смысле и един­ственно последовательной антитезой католического ин­ститута универсальной благодати. Самые сильные инди­видуальные мотивы и личные интересы служили сохране­нию и распространению «буржуазной» пуританской этики со всеми вытекающими из нее последствиями. Это и есть, безусловно, решающий момент для силы проникновения и могущества подобного воздействия. Ибо — мы повто­ряем это еще раз — не этическое учение религии, а то этическое отношение к жизни, которое поощряется в зависимости от характера и обусловленности средств к спасению, предлагаемых данной религией, является «ее» специфическим «этосом» в социологическом значе­нии этого слова. В пуританизме таковым была опреде­ленная методически-рациональная система жизненного поведения, которая, при известных условиях, проклады­вала путь «духу» современного капитализма…

…Образование аскетических об­щин и сект с их радикальным отказом от патриархаль­ных пут, с их толкованием заповеди повиноваться более Богу, чем людям, явилось одной из важнейших предпо­сылок современного «индивидуализма». В заключение мы позволим себе привести в виде сравнения еще одно последнее замечание для пояснения характера этого этического воздействия. В средневековых цехах нередко также действовал контроль над сохране­нием общего этического стандарта членов цеха, подоб­ный тому, который осуществлялся посредством церков­ной дисциплины аскетических протестантских сект. Однако бесспорное различие между воздействием цехо­вой и сектантской дисциплины на хозяйственное пове­дение отдельных лиц совершенно очевидно. Цех объеди­нял товарищей по профессии, то есть конкурентов. Целью цеховой организации было ограничение конкуренции и проявлявшегося в ней рационального стремления к на­живе. Цех воспитывал в своих членах «буржуазные» добродетели и в известном смысле (подробно мы здесь этого касаться не будем) являлся носителем буржуаз­ного «рационализма». Однако лишь в смысле «продо­вольственной политики» и в духе традиционализма со всеми вытекающими отсюда последствиями, в тех преде­лах, в которых действовало осуществляемое цехом ре­гулирование хозяйственной жизни. Секты же объединяли посредством отбора и воспитательного воздействия не технически квалифицированных людей, связанных про­цессом обучения или семейными отношениями, а сорат­ников по вере, жизненное поведение которых они кон­тролировали и регламентировали исключительно в духе формальной добропорядочности и методической аскезы без какой-либо материальной цели в сфере «продоволь­ственной политики», направленной на ограничение ра­ционального стремления к наживе. Капиталистический успех какого-либо члена цеха вел к искоренению цехо­вого духа — это произошло в Англии и во Франции — и вызывал ужас. Капиталистический успех брата по секте, в том случае если он был достигнут праведным путем, свидетельствовал об избранности человека и о нисхождении на него благодати, поднимал престиж сек­ты, способствовал распространению ее учения и поэтому вызывал всеобщее удовлетворение, на что указывают многочисленные приведенные нами выше документальные данные. Цеховая организация свободного труда в ее за­падной средневековой форме, безусловно (хотя и вопре­ки ее назначению), служила не только препятствием капиталистической организации труда, но и ее необходи­мой предпосылкой, без которой, вероятно, невозможно было бы развитие капитализма. Однако сама по себе цеховая организация труда не могла, конечно, породить буржуазно-капиталистический этос. Ибо не цеховая ор­ганизация труда, а лишь методическая регламентация жизни аскетических сект может узаконить и окружить ореолом его «индивидуалистические» импульсы в области экономики.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ввиду значения католиков в качестве избирателей данный прин­цип часто существует только на бумаге (ряду конфессиодальных школ предоставляются, например, государственные субсидии).

2.Мы не считаем необходимым останавливаться на этом более подробно и отсылаем читателей к отдельным томам «American church history» (правда, очень разным по качеству).

3. Впрочем, тот факт, что не только каждое заседание Верховного суда США, но и любое партийное собрание (convention) откры­вается молитвой, давно уже превратился в тягостную условность.

4. Или если он случайно в качестве самого старого гостя сидел во главе стола, обращение официанта, разливающего суп: «Sir, the prayer, please» («Сэр, молитву, пожалуйста»). На приведенный в тексте типичный вопрос, заданный мне в одно прекрасное воскре­сенье в Портри, я вынужден был ответить следующее: «Я принад­лежу к церкви земли Баден; в Портри мне не удалось обнаружить chapel этой церкви». Дамы приняли это объяснение вполне (ерьезно и благосклонно: «Он посещает собрания только своей деноминации!»

5. «Вера (faith) — лучшее средство от простуды», — заметил один из моих родственников.

6. Не вызывает, конечно, сомнения, что соперничество сект в ловле душ, обусловленное в значительной степени и материальной заин­тересованностью проповедников, очень сильно противодейсгвовало подобному отбору именно в Америке. Поэтому конкурирующие де­номинации часто объединялись для ограничения этой практики. (Так, запрещалось легко предоставлять разрешения для венчания в том случае, если вступающие в новый брак были ранее разведены по не­достаточно серьезным с религиозной точки зрения основаниям.) Между тем такого рода разрешения обладали большой притягатель­ной силой для вступления в секту. В этом вопросе в течение некото­рого времени баптистские общины как будто склонны были к извест­ной податливости, тогда как и католическая, и лютеранская (Миссурийская) церковь проявляли должную строгость, в результате кото­рой, правда, как будто сократилось число и прихожан.

7. В ряде случаев в крупных городах мне рассказывали, что спеку­лянт, занимающийся различными операциями со строительными участками, обычно прежде всего воздвигает (весьма скромную) церковь, затем приглашает питомца какой-либо богословской семи­нарии, платит ему 500—600 долл. и рисует перед ним заманчивую перспективу блестящего положения в качестве проповедника в том случае, если тот сумеет организовать общину и «наполнит участок верующими». Мне показывали развалившиеся строения, напоми­нающие по своим очертаниям церковь, которые свидетельствуют о неудачных попытках такого рода. В большинстве случаев, одна­ко, им сопутствует успех. Добрососедские отношения, sunday school (воскресная школа) и т. п. необходимы поселенцу, и прежде всего ему необходимы соседи, на которых можно положиться в «этическом» отношении.

8. Секты часто находятся в довольно хороших отношениях, несмотря на острую конкуренцию, которая выражается в характере матери­альных и духовных воздаяний во время вечерних чаепитий общин, а в аристократических церквах — и в характере песнопений (так, тенор бостонской Trinity church, который пел лишь во время вос­кресной службы, получал 8 тыс. долл.). В методистской церкви во время службы, на которой я присутствовал, о вышеописанном крещении баптистов говорилось как о зрелище, поучительном для каждого. Общины решительно отказывались от знакомства с «раз­личиями верований» и вообще совершенно не интересовались дог­матикой. Темой проповеди должны были быть лишь этические проб­лемы. Все прослушанные мной проповеди для среднего сословия были преисполнены типично буржуазной морали с ее требования­ми добропорядочности и приличия; мораль этих проповедей была вполне доморощенная и трезвая, но произносилась она с большой внутренней убежденностью, подчас даже с волнением.

9. Некоторые образованные американцы с презрительным раздраже­нием отмечают это как «humbug» (вздор) или пережитки прошло­го, а иногда и вообще отрицают существование подобных явле­ний; многим — что подтвердил мне Уильям Джеймс — они и в самом деле неизвестны. Однако в ряде областей эти рудименты прошлого сохранились, и подчас в весьма гротескных формах.

10. «Лицемерие» и конвенциональный оппортунизм, власть условно­стей в вопросах такого рода вряд ли здесь сильнее, чем в Германии, где ведь тоже невозможно представить себе офицера или чинов­ника, не принадлежащего к какому-либо исповеданию, где бургомистр Берлина (арийского происхождения!) не был утвержден в должности только потому, что не пожелал крестить ребенка. Раз­лична лишь направленность условностей и «лицемерия»: в Гер­мании это — продвижение по службе, в Америке — деловой успех.

11. Во всех сектах существовал испытательный срок, у меннонитов, на­пример, он длился несколько месяцев.

12. Это очень отчетливо проступает в той полемике и борьбе, которые велись внутри эмигрантских сект в Амстердаме в XVII в. Столь же решающим для определения позиции во внутрицерковной борьбе кромвелевского времени был отказ ланкаширцев признать право духовных лиц осуществлять церковную дисциплину и требование передать эти функции мирянам.

13. Уже Смит выдвинул в Амстердаме требование, которое запрещало возрожденному, читающему проповедь, держать перед собой даже Библию.

14. Вестминстерское исповедание (XXVI, 1) также утверждает принцип обязательной взаимной поддержки как внутри секты, так и вне ее. Многочисленные указания такого рода легко можно обнаружить во всех сектах.

15. В ряде случаев методисты пытались карать за обращение к светскому суду исключением из секты. Вместе с тем они часто сами создавали соответствующие инстанции, в компетенцию которых входило рас­смотрение жалоб на неаккуратных должников.

16. В старом методизме прекращение платежей в каждом отдельном случае рассматривалось комиссией братьев. Долги, сделанные без твердой уверенности в том, что они могут быть оплачены, служили достаточной причиной для исключения из общины — отсюда и широ­кий кредит. Ср. приведенное в прим. 25 решение голландских сино­дов. Обязанность братьев оказывать друг другу необходимую помощь установлена в баптистской Hanserd Knollys confession (с. 28) с характерным пояснением, что тем самым не должна нарушаться святость собственности. В ряде случаев (например, в Cambridge platform, 1647, в изд. 1653 г., 7, № 6) старейшинам со всей реши­тельностью вменяется в обязанность применять дисциплинарное взыскание против тех членов общины, которые живут «without а calling» (без определенного занятия) или ведут себя «idlely in their calling» (ленивы в выполнении своих профессиональных обязан­ностей) .

17. Католическая исповедь была -- мы намеренно повторяем это - средством облегчения от того тяжелого внутреннего гнета, который постоянно на протяжении всей своей жизни испытывал член секты. Мы здесь не будем касаться того, в какой мере ряд ортодоксальных н еретических религиозных сообществ средневековья можно считать предшественниками аскетических направлений протестантизма.

* То есть в Германии. — Прим. перев.

** Написано в 1920 г. — Прим. перев.

*** К какой церкви вы принадлежите? (англ.).

**** Какую службу вы слушали сегодня? (англ.).

* Индейской территории (англ.).

** Торговавшей чугунными надгробиями (англ.).

*** Баптистской церкви (англ.).

**** Взгляни на него. Ведь я говорил тебе {англ.).

* Беспорядочный образ жизни (англ.).

** Христианской науки (англ.).

*** Баллотировки (англ.).

Задание к тексту:

Наши рекомендации