Понятие товарных знаков (знаков обслуживания) и их виды

 

При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу), либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.

Товарный знак - это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Товарный знак необходим для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары или услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае не воспроизводится полное фирменное наименование (не указывается организационно-правовая форма юридического лица).

По общему правилу, должен соблюдаться запрет регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков, сходных до степени смешения с фирменными наименованиями зарегистрированных юридических лиц. Однако осуществить это на практике достаточно сложно. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательной проверки совпадения фирменного наименования регистрируемого юридического лица с фирменными наименованиями других лиц, а также с зарегистрированными товарными знаками.

Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядку регистрации прав, правомочиям правообладателей.

Однако существующие различия не позволяют достаточно просто разрешать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий обусловлено тем, что по своей правовой природе оба этих права являются абсолютными и исключительными. При этом действующее законодательство допускает, что одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака и фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать лица, занимающиеся сходной или даже одинаковой деятельностью. Отсутствие единого государственного реестра фирменных наименований затрудняет применение указанного основания для отказа в охране.

Товарный знак следует отличать и от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным. Экспертиза в таких случаях должна также проводиться в Государственном реестре промышленных образцов РФ, и при выявлении воспроизведения в регистрации товарного знака должно быть отказано.

Являясь одним из объектов гражданских прав, товарный знак активно участвует в гражданском обороте. Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое является объектом хозяйственного оборота, входит также и товарный знак.

Использование людьми специальных символов для обозначения своей собственности на производимые ими товары началось довольно давно. Так, уже в средние века применялись особые клейма для того, чтобы отличить продукцию одного производителя от другого. Данные обозначения - прообразы товарных знаков - выполняли свою основную функцию - отличительную, однако практически не пользовались какой-либо правовой охраной.

Кроме официального термина "товарный знак" (знак обслуживания) используются такие понятия, как "торговая марка" и "фабричная марка", которые являются буквальными переводами принятых в Парижской конвенции по охране промышленной собственности терминов (une marque de fabrique ou de commerce). В период существования СССР использовался также термин "производственная марка", однако она нигде не регистрировалась, выполняла функции маркировки товара и никакого отношения к объектам интеллектуальной собственности не имела.

Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что вместо товаров объектом использования являются услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг.

Иногда применительно к товарным знакам можно встретить такие термины, как логотип, слоган (лозунг) и брэнд.

Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин "брэнд", под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.

В соответствии со ст. 1480 ГК РФ правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров Российской Федерации. Таким образом, какое-либо обозначение приобретает статус товарного знака не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Исключение составляют так называемые общеизвестные товарные знаки, которые охраняются на основании международных соглашений Российской Федерации.

Российская Федерация как правопреемница СССР является участником ряда международных соглашений по охране товарных знаков. Так, с 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (с последующими изменениями). Стокгольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г. Указанная Конвенция является основным международным соглашением в области товарных знаков, а также знаков обслуживания.

Парижская конвенция закрепила правило конвенционного приоритета. В соответствии с этим правилом приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в стране - члене Парижской конвенции, если заявка поступила в течение шести месяцев с указанной даты. Кроме того, Парижская конвенция установила так называемый выставочный приоритет.

Парижская конвенция установила правила о независимости товарных знаков в различных странах Парижского союза, о запрещении использования в качестве товарных знаков государственной символики и др. Однако Конвенция не создала механизма международной охраны товарных знаков, так как связывает предоставление охраны с обязательной регистрацией в патентных ведомствах стран - членов Конвенции.

Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о международной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г. , в Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.

Мадридская конвенция позволила упростить процедуру международной регистрации товарных знаков, закрепив возможность получения правовой охраны знака, зарегистрированного в стране происхождения, во всех странах Мадридского союза путем подачи одной типовой заявки в Международное бюро ВОИС. Мадридская конвенция предусматривает охрану товарных знаков во всех странах-участницах без регистрации в каждой из них. С этой целью в Женеве создано Международное бюро интеллектуальной собственности, которое осуществляет международную регистрацию знаков, используемых во всех странах - участницах Конвенции. Первоначально заявки на такую регистрацию подаются в национальные патентные ведомства, после чего поступают в Международное бюро, где регистрируются и публикуются в периодическом журнале на основе Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Срок международной регистрации составляет 20 лет.

Ниццким соглашением была учреждена Международная классификация товаров и услуг (МКТУ), содержащая четкую систему классовна 29.04 для определения вида товара или услуги, для которых регистрируются товарные знаки и знаки обслуживания. В ее основе лежат три принципа классификации: отраслевой, функциональный и классификация по материалам, из которых изготавливается товар. Данная система упрощает процедуру регистрации обозначений как в национальных, так и в международных ведомствах.

Классификация состоит из перечня классов и алфавитного перечня товаров и услуг, с указанием класса, к которому отнесен каждый товар или услуга.

В свидетельстве на товарный знак и (или) в официальной публикации о регистрации знака указываются классы товаров или услуг, на которые распространяется регистрация. Таким образом, для того, чтобы определить, что нарушитель использовал чужой знак для однородных товаров, необходимо установить, что наименование товаров или услуг относится к тем же классам, что и у правообладателя.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Несомненно, что наибольшее распространение в повседневной жизни получили словесные товарные знаки. Они хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. По форме они представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. Их темой могут быть астрономические названия (Марс), исторические личности (Наполеон), имена героев, наименования рек, морей, озер, название природных явлений и т.д.

В качестве словесных товарных знаков широко используются искусственные слова (неологизмы), т.е. сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют смыслового содержания (фантазийные). В качестве примера можно привести такие слова, как "Электролюкс", "Виагра" и т.д.

Для образования неологизмов нередко используются так называемые форманты, т.е. типичные элементы словесных окончаний, указывающие на принадлежность к той или иной отрасли промышленности, буквосочетания, регулярно повторяющиеся в товарных знаках разных владельцев, но не вызывающих коллизии товарных знаков и являющихся слабым элементом обозначения. В частности, для химической промышленности используется окончание -ол, для электронной -трон, для медицинской -ин или -ан. Так, в 1995 г. для обозначения лекарственных препаратов зарегистрированы такие товарные знаки, как "Азидин", "Медан" и др.

Словесные товарные знаки, как уже было сказано, нередко связаны или совпадают с фирменным наименованием юридического лица (например, регистрация товарного знака "Microsoft" на имя одноименной корпорации).

В качестве словесного товарного знака могут также регистрироваться фамилии людей (например, водка "Жириновский"). Действующее законодательство РФ никаких ограничений на этот счет не содержит. Допускает регистрацию фамилий в качестве товарных знаков и законодательство других стран, однако, как было отмечено, "в некоторых странах (Великобритания, США) включение фамилии в товарный знак возможно, только если эта фамилия воспринимается обособленно от конкретного человека, как указание на определенную продукцию, а не на определенного человека (приобретает вторичное значение), например "Макдоналдс".

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки различных тем. Это могут быть разного рода орнаменты, символы, изображения животных, птиц, комбинации из различных фигур, стилизованных букв. Материалом для выбора сюжетов могут служить народные орнаменты, графические рисунки, изображающие само предприятие, персонажи различных сказок, былин, также нередко используют различные символические мотивы. Композиционное построение может иметь рекламный характер. Особым типом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы). По законодательству некоторых стран (Англия) товарным знаком может быть признано определенное соотношение цветов, однако возможность признания товарным знаком цвета как такового или сочетания цветов российским законодательством не допускается.

Объемные товарные знаки - это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, которые могут изготавливаться из любого материала, как искусственного, так и естественного. Один из наиболее известных объемных товарных знаков - это товарный знак фирмы "Мерседес". К объемным товарным знакам относятся также флаконы для духов, коробки для сигарет и т.д. Одним из самых известных объемных товарных знаков является форма бутылки кока-колы.

Следует отметить, что объемное обозначение может быть зарегистрировано не только в качестве товарного знака, но и в качестве промышленного образца (но только на имя одного правообладателя). В объемном товарном знаке форма не должна обусловливаться исключительно функциональным назначением товара и обязательно должна иметь признак оригинальности, выделяющий ее из похожих изделий.

Комбинированные товарные знаки содержат в себе одновременно изобразительные и словесные знаки. Вместе с тем теоретически возможно сочетание изобразительных словесных и объемных элементов. Композиция (комбинированный товарный знак) может содержать сочетание: рисунка и слова, рисунка и букв, букв и фигур и т.д.

В качестве товарных знаков регистрируются также этикетки, которые охраняются как изобразительные или комбинированные товарные знаки. Композиция этикеток обычно содержит в цветовом исполнении изобразительные или словесные элементы. В качестве товарного знака охраняется либо главный элемент этикетки, либо этикетка в целом.

В некоторых странах охране подлежат товарные знаки особых видов - звуковые, световые, однако, в Российской Федерации они практически не применяются, хотя можно сделать вывод о том, что такая возможность не исключается (другие обозначения). В частности, на имя иностранных правообладателей регистрировались в качестве товарных знаков звуковые обозначения (музыкальные мелодии, шумовые эффекты), световые обозначения (различные световые эффекты), обонятельные обозначения (оригинальный запах товара). Однако, как отмечалось в литературе, "Патентное ведомство РФ, не располагающее специальными фондами для их хранения и воспроизведения, не готово для их хранения и регистрации. Тем не менее отдельные случаи приобретения российскими предприятиями рассматриваемых средств индивидуализации уже встречаются (позывные радиостанций)".

Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака конкретизирует перечень видов товарных знаков. Так, в соответствии с п. 2.2 Правил к словесным обозначениям относятся слова, сочетания слов, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания; к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости; к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур; к комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера - изобразительных, словесных, объемных и т.д.

В зависимости от числа субъектов, которые имеют право пользования товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Различие состоит в том, что индивидуальный товарный знак - это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Коллективным признается товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

Для регистрации коллективного товарного знака предусмотрена особая процедура. Так, к заявке на регистрацию коллективного знака прилагается устав коллективного знака, который содержит: наименование объединения, уполномоченного зарегистрировать коллективный знак на свое имя; перечень лиц, имеющих право пользования этим знаком; цель его регистрации; перечень и единые качественные или иные общие характеристики товаров, которые будут обозначаться коллективным знаком; условия его использования; порядок контроля за его использованием; ответственность за нарушение устава коллективного знака.

В Реестр и свидетельство на коллективный знак в дополнение к указанным сведениям вносятся сведения о лицах, имеющих право использовать коллективный знак. Эти сведения, а также выписка из устава коллективного знака о единых качественных и иных единых характеристиках товаров, в отношении которых этот знак зарегистрирован, публикуется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом) в официальном бюллетене. Правообладатель коллективного знака уведомляет Роспатент об изменениях устава коллективного знака.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена полностью или частично на основании решения суда, принятого по заявлению любого лица.

Коллективный знак и заявка на его регистрацию могут быть преобразованы соответственно в товарный знак и заявку на регистрацию товарного знака и наоборот. Порядок такого преобразования устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности .

Таким образом, коллективный товарный знак должен обладать теми же характеристиками, что и индивидуальные товарные знаки, однако имеет ряд особенностей.

В частности, коллективный товарный знак принадлежит самому объединению, а не входящим в него лицам. Право на пользование товарными знаками возникает у лица только с момента вхождения в состав объединения. При этом сведения о лицах, имеющих право на пользование коллективным товарным знаком, вносятся в Реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, а также в выдаваемое объединению свидетельство. Лица, входящие в объединение, могут пользоваться и обычным (индивидуальным) товарным знаком при условии, что у них зарегистрировано соответствующее право.

Кроме того, необходимым условием регистрации коллективного товарного знака является наличие у товаров, которые будут обозначаться этим знаком, единых качественных характеристик.

По степени известности товарные знаки можно подразделить на обычные и общеизвестные. К числу последних относятся обозначения, известные широкому кругу лиц и ассоциирующиеся в их сознании с определенными товарами. В литературе также высказывалось мнение о необходимости выделить в качестве особой категории знаменитые товарные знаки.

Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная ГК РФ.

Наши рекомендации