Выборка в социологическом исследовании
Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта.
На языке социологов эта операция носит название выборка.
Выборочное исследование представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении. Его основа – выборочная совокупность, которая является уменьшенной копией генеральной совокупности.
Генеральная совокупность – все, кого собирается изучить социолог, пользуясь уменьшенной копией (выборочной совокупностью); совокупность тех людей, кто обладает одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению.
Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность решают математические методы. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, в генеральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность (была репрезентативной), социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.
Типы выборок можно разделить на три больших класса:
· случайные;
· неслучайные.
К случайным выборкам относят:
· вероятностную,
· систематическую,
· районированную (стратифицированную),
· гнездовую (кластерную).
К неслучайным выборкам относят:
· стихийную,
· квотную,
· метод «снежного кома».
Вероятностная выборка — это выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена (спроектирована).
Районированная (стратифицированная)выборка- процедура, при которой из генеральной совокупности сначала отбираются подгруппы по признаку наличия у их членов одного или более общих свойств, а затем из каждой из этих подгрупп по отдельности берется выборка.
Гнездовая (кластерная) выборка. При гнездовой выборке всю генеральную совокупность делят на гнезда (кластеры) – группы, схожие по какой-либо определенной характеристике.
Стихийная выборка – это выборка, в которой не учитывается соответствие структуры выборочной совокупности испытуемых генеральной их совокупности. Это выборка первых встречных, в процессе которой исследователь нередко бессознательно руководствуется личной симпатией или антипатией, тем самым снижая объективность результатов исследования.
Квотная выборка – выборка, при которой изучаемая генеральная совокупность делится на группы (квоты), сформированные по определенным критериям, в соответствии с целью исследования. В качестве критериев разбивки на группы могут выступать: пол, возраст, особенности поведения, место жительства и т.д. Основываясь на данных официальной статистики, социолог узнаёт пропорции выбранных групп в генеральной совокупности и формирует задания для интервьюеров, указывая, сколько лиц нужно опросить в соответствии с указанными критериями.
Выборка методом «снежного кома» применяется тогда, когда сведений о генеральной совокупности нет вообще. В таком случае выявляют одного или нескольких респондентов с необходимым признаком. Путем их опроса ищут других респондентов.
Репрезентативность выборки.
Репрезентативность выборки –свойство выборки адекватно отражать характеристики генеральной совокупности.
Для обеспечения репрезентативности требуется полный и точный перечень единиц выборочной совокупности. Этот перечень образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора (люди, домохозяйства). Единицы отбора могут совпадать с единицами наблюдения, поскольку единицей наблюдения считается элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации. Обычно единица наблюдения – это отдельный человек. Отбор из списка лучше всего производить, нумеруя единицы и используя таблицу случайных чисел, хотя часто используется квази-случайный метод, когда из перечня простого берется каждый n -й элемент.
Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группирование по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу или возрасту. Если в генеральной совокупности, например, 30% молодежи, 50% людей среднего возраста и 20% пожилых, то и в выборочной совокупности должны соблюдаться те же самые процентные пропорции трех возрастов. К возрастам могут добавиться классы, пол, национальность и т.д. Для каждой устанавливаются процентные пропорции в генеральной и выборочной совокупности. Расхождение структуры двух совокупностей ведет к ошибке репрезентативности. Таким образом, структура выборки – процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.
Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое их количество попало сюда.
Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, ее объем всегда меньше объема генеральной. Поэтому так важно, чтобы часть не искажала представления о целом, то есть репрезентировала его.
Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Однако огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность «плохо перемешана», то есть является неоднородной.
Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак, например, уровень грамотности, распределен равномерно, не образует пустот или сгущений.
Таким образом, на репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%.
Предположим, что средний ежемесячный семейный доход пенсионеров в генеральной совокупности составляет 2 тыс. руб., а в выборочной – 6 тыс. руб. Это означает, что социолог опрашивал только зажиточную часть пенсионеров, а в его исследование вкралась ошибка репрезентативности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога и представление о свойствах которой он хочет получить в конечном итоге, и выборочной, которая выступает одновременно как объект обследования и средство получить информацию о генеральной совокупности.
Ошибка выборки – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. На практике она определяется путем сравнения известных характеристик генеральной совокупности с выборочными средними. В социологии при обследованиях взрослого населения чаще всего используют данные переписей населения, текущего статистического учета, результаты предшествующих опросов. В качестве контрольных параметров обычно применяются социально-демографические признаки.
Ошибки выборки подразделяются на два типа – случайные и систематические.
Случайная ошибка – это вероятность того, что выборочная средняя выйдет (или не выйдет) за пределы заданного интервала. К случайным ошибкам относят статистические погрешности, присущие самому выборочному методу. Они уменьшаются при возрастании объема выборочной совокупности
Второй тип ошибок выборки – систематические ошибки. Если социолог решил узнать мнение всех жителей города о проводимой местными органами власти социальной политике, а опросил только тех, у кого есть телефон, то возникает предумышленное смещение выборки в пользу зажиточных слоев, то есть систематическая ошибка.
Некоторые способы избежать ошибки выборки:
· каждая единица генеральной совокупности должна иметь равную вероятность попасть в выборку,
· отбор желательно производить из однородных совокупностей,
· надо знать характеристики генеральной совокупности,
· при составлении выборочной совокупности надо учитывать случайные и систематические ошибки.