Отличительные признаки письма
Свойства письма | Сущность свойств |
Опосредованность общения | Субъект речи (автор) не видит адресата в момент чтения текста и поэтому не имеет возможности наблюдать за его реакцией |
Подготовленность речи | Автор имеет возможность неоднократно изменять, редактировать текст |
Графическое оформление речи | Автор может использовать не только языковые единицы (слова, предложения), но и знаки препинания, графические обозначения, шрифтовые выделения |
Оформленность смысловых блоков | Автор, как правило, использует логически правильное, последовательное абзацное членение текста, а при необходимости и другие способы рубрикации |
Зрительное восприятие речи адресатом | Читатель имеет возможность неоднократно перечитывать текст, вдумываясь как в значение слов и выражений, так и в общее информативное содержание текста |
IV. Чтение.Это сложный процесс опосредованного общения читателя с автором «во времени и в пространстве». Качество чтения определяется способностью распознавать чужую мысль, взаимодействовать с ней, в связи с чем выделяют два вида чтения.
Ознакомительное чтение – беглое, фрагментарное прочтение текста для установления в самом общем виде его содержания и адресованности. В первую очередь просматривают название текста, фамилии авторов, выходные данные, аннотацию, оглавление, список литературы, иллюстрации. В текстах небольшого объема, например в статье, обращают на себя внимание несущие основную информацию ключевые слова, первые и заключительные предложения. В большинстве случаев ознакомительно читаются, например, сборники статей, а также газеты и журналы.
Изучающее чтениепредполагает глубокое, целенаправленное осмысление содержание текста. Правда, на первом этапе изучающее чтение включает в себя приемы, характерные и для ознакомительного чтения, однако на втором этапе «подключаются»:
· умение выявлять скрытые вопросы в тексте и в нем же искать ответы на них;
· умение выделять в тексте главное, или неизвестное, или непонятное;
· способность сознавать взаимосвязь между фактами, систематизировать информацию, определять её ценность (см. в связи с этим алгоритм любого способа речевой деятельности).
Изучающее чтение включает в себя и третий этап, на котором читающий должен проверить себя: удалось ли ему сформулировать основную мысль произведения и выделить главную по цели информацию, понять последовательность изложения и выбрать из текста нужную информацию. Изучающее чтение особенно необходимо при написании любой учебной или научной работы, при подготовке к сдаче экзамена или зачёта.
Соотношение коммуникативных способностей человека – способов речевой деятельности – по частоте использования представлено на рис. 2.3:
· слушание – 45 %
· говорение – 30 %
· чтение – 16 %
· письмо – 9 %
Рис. 2.3. Коммуникативные способности человека в общей структуре речевой деятельности
Из рис. 2.3 следует, что письменная речь (письмо + чтение) в речевой деятельности человека занимает всего лишь 25 %. Однако именно графически закрепленные тексты – учебники, стихи, статьи, документы и т. п. – играют основную роль в развитии духовной культуры человека: они обеспечивают передачу знаний, опыта, формируют общественное и национальное сознание, закрепляют нормы отношений в стране.
Алгоритм любого способа речевой деятельности (мыслительной деятельности) одинаков (рис. 2.4):
Целевой прием информации | Целевая переработка информации | Целевое формирование новой информации |
Рис. 2.4. Алгоритм способа речевой деятельности
Далее рассмотрим подробнее второй и третий этапы речевой деятельности.
Целевая переработка информации предполагает:
· сопоставление новой информации и уже имеющейся: определение общего и различного сегмента;
· выделение главной по цели информации;
· систематизацию информации (её иерархизацию).
Целевое формирование новой информации включает в себя:
· выработку собственной точки зрения на «обработанную» информацию;
· оформление доказательств, аргументации собственной точки зрения.
Целью и результатом речевой деятельности является текст– обладающая смысловой целостностью, связностью и завершенностью последовательность языковых единиц. (Подробную характеристику текста см. в лекции № 3).
► Исследуйте по алгоритму уровень развития Вашей способности слушать или читать. Какой этап алгоритма, с Вашей точки зрения, является основным, определяющим качество реализации остальных?
Речевое взаимодействие
Речевое взаимодействие – это общение субъектов в конкретной ситуации; соединение речевых деятельностей (рис. 2.5).
Д1 = Ц1 ↔ Ср1 ↔ Сп1 ↔ Р1 ↔ R1 Д2 = Ц2 ↔ Ср2 ↔ Сп2 ↔ Р2 ↔ R2
Рис. 2.5. Структура речевого взаимодействия:
Д1 и Д2 Ц1 и Ц2 Ср1 и Ср2 Сп1 и Сп2 Р1 и Р2 R1 и R2 | – речевые деятельности собеседников; – целиречевой деятельности собеседников; – средства речевой деятельности собеседников; – способы речевой деятельности собеседников; – результат речевой деятельности каждого из участников взаимодействия; – рефлексия каждого из собеседников. |
Условия осуществления любого речевого событиявключают в себя следующие моменты:
1. Наличие субъекта речи(автора текста) и адресата (человека или группы людей, воспринимающих текст). Как правило, в процессе речевого взаимодействия один и тот же человек последовательно выступает в роли и субъекта, и адресата речи.
2. Совпадение средств общения – языкового кода (языка общения), фоновых знаний (информации, которой обладают взаимодействующие субъекты) и – одновременно – несовпадение средств общения(т. н. содержательная разница в предмете речи), что обусловливает получение новой информации, необходимой информации по цели.
Условия осуществления успешногоречевого события,помимо указанных ранее, включают в себя следующие моменты:
3. Единство целевого пространства взаимодействующих субъектов: о чем будем говорить (предмет, или объект, речи – фрагмент отображаемой действительности), для чего (или ради чего) общаемся.
4. Соблюдение коммуникативных и этических норм общения, нормативная реализация коммуникативных способностей. (Более подробно коммуникативные и этические нормы охарактеризованы в лекции № 6)
► Приведите примеры речевого взаимодействия, при котором не совпадают цели собеседников. Какие, с Вашей точки зрения, при этом можно получить результаты? Возможные варианты обоснуйте.
Список рекомендуемой литературы
1. Введенская Л.А., 2002 | Гл. 4. | Речевое общение. |
2. Ипполитова Н.А. | Гл. 2. § 1- 4. | Текст в структуре общения. |
3. Учебное пособие-словарь. Терминологическо-понятийное поле «Язык и речь: речевая деятельность». |
ЛЕКЦИЯ № 3