Понятие письма. Признаки письменной речи. Общие и частные признаки почерка.

Письмо — средство запечатления мысли человека с помощью языка и специально созданной системы условных обозначений (письменных знаков, письменности), позволяющей закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. Письмо в криминалистическом понимании включает письменную речь (смысловые, языковые средства выражения мысли при письме) и почерк.

Признаки письменной речи подразделяются на общие и частные.

Общие признаки письменной речи — это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.

Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста» стиль изложения (официально-деловой, научный, технический, производственный, литературно-художественный, публицистический, бытовой, профессиональный, характерный для преступной среды и пр.

Лексико-фразеологические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п. Среди них можно выделить: профессионализмы — слова, специфические для лиц определенных профессий; архаизмы — устаревшие слова и выражения; диалектизмы — слова и обороты речи, используемые в определенной местности; варваризмы — употребление слов из других языков; жаргонизмы — слова искусственного, условного языка определенных групп людей (жаргона).

Грамматические признаки (орфографические, синтаксические, пунктуационные) отражают знание исполнителем грамматических правил письма. В соответствии с ними общий уровень грамотности исполнителя определяется как низкий, средний и высокий.

Частные признаки письменной речи:

• орфографические навыки, устойчивое неправильное написание слов;

• пунктуационные навыки, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;

• лексико-фразеологические навыки — использование слов в не свойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;

• синтаксические навыки — определенное нарушение норм синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;

• стилистические навыки — устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.

Подготовка материалов для производства почерковедческой экспертизы.

Для производства почерковедческой экспертизы в распоряжение экспертов предоставляются исследуемый документ (подлинник) и сравнительные образцы, которые могут быть свободными, экспериментальными и условно-свободными.

Свободными образцами называются рукописи и подписи, выполненные до возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу) и вне связи с ним. Ими могут являться материалы личной и служебной переписки, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведомостях и кассовых ордерах и другие тексты, выполненные собственноручно.

Экспериментальные образцы выполняются специально для производства экспертизы. Они должны быть сопоставимы с исследуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным параметрам. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включают слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию).

Условно-свободные образцы почерка и подписей — рукописи и подписи в документах, которые выполнены после возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу), но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, ходатайства и другие рукописи, выполненные во время ведения дела.

Почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица — исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

В соответствии с этими целями при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Кем из числа указываемых лиц выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе?

2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?

3. Одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе.

Диагностические задачи связаны с решением вопросов:

1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?

2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?

3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т. п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и пр.), намеренно измененным» почерком, с подражанием почерку конкретного лица, левой рукой?

4. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом?

Объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы, фрагменты рукописных текстов, краткие записи (буквенные и цифровые), подписи.

Наши рекомендации