Цель речи - сообщение сведений, информирование аудитории.
2. Задача речи - обеспечить понимание, добиться понимания.
3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.
4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.
Введение.Задача введения - завладеть вниманием слушателей (приемы: неожиданное, загадочное, парадоксальное название речи и ее начало; обозначение проблемы и «изюминки» речи и т.п.).
Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.
Заключение. Краткое «прохождение» по основным пунктам речи. Итоговый вывод, общий смысл сообщенного, лучше в образной форме (можно в виде анекдота, притчи, сравнения, обобщения и т.п.).
5. Выражение мысли в речи.
Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.
Основные виды информирующих речей:
лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;
доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;
сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.
информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;
объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;
аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;
представление (в официальных и неофициальных обстоятельствах) - знакомство, сообщение информации о себе (или о другом), частный вариант —представление при приеме на работу.
Информирующая речь призвана прежде всего передать аудитории новую информацию. Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п. Содержание речи задается адресатом и его потребностью в определенной информации. Если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.
Как нужно «квантовать» информацию.
Разделяя речь на кванты, нужно знать две закономерности восприятия и запоминания: а) лучше всего запоминается то, что даётся в начале и в конце всей речи и каждого отдельного кванта («эффект границы»); б) вокруг важных в смысловом отношении «зон» речи должны быть «пустые» зоны», заполненные «несерьёзным» содержанием: шуткой, примером, анекдотом и т.п. Разбиение содержания основной части выгоднее делать, пользуясь принципами сходства и противопоставления. Например, сообщать о нескольких свойствах предмета речи лучше, сгруппировав их по общности и по контрасту: «У утюга есть три достоинства. Это… Рассмотрим каждое из них». Затем: «У утюга есть три недостатка. Это…» Далее переход-связка к следующему кванту речи.
Связность текста может осуществляться специальными способами:
· ретроспекция – возвращение к сказанному, напоминание об имеющихся знаниях («об этом мы уже упоминали», «как было сказано ранее»);
· проспекция – взгляд вперед («мы об этом скажем чуть позже»);
· повторяемость мыслей, использование различных языковых единиц.
Существуют определённые речевые формулы для перехода: во-первых, во-вторых; однако; не только...; с одной стороны, с другой стороны; что касается...; теперь рассмотрим; перейдем к ...; этим не ограничивается; другой особенностью...; еще одной чертой; не менее важной причиной; напротив; еще остается рассмотреть; наконец отметим; назовем и другие; обратим внимание; заметим.
А вот формулы для заключения: подводя итог изложенному; как видим; таким образом; из сказанного следует; обобщая сказанное; подведем итоги; сказанное позволяет сделать вывод; основные выводы сводятся к следующему.
Пример информирующей речи.
Лекция для родителей учащихся начальных классов о профилактике респираторно-вирусных заболеваний и пищевых интоксикаций»
Тема: «Профилактика наиболее частых заболеваний ваших детей»
Цель: Дать информацию родителям и поддержать здоровье детей
Задачи:
· проанализировать уровень распространения РВЗ и ПИ среди учащихся,
· дать общее представление о вреде этих заболеваний.
· научить мерам профилактики.
Аудитория: люди разного возраста и профессий, но примерно одного статуса, деловитые и торопливые, но заинтересованные в здоровье детей.
Оснащение лекции: наглядные материалы, раздаточные листки со схемами прививок и контактной информацией.
Примерный план лекции:
1) Изложение сведений об уровне РВЗ и ПИ в данной школе
2) Напоминание основных представлений об особенностях этих заболеваний и угрозе здоровью, обучению и развитию детей
3) Освещение правил профилактики – «Принципы вакцинации», «Закаливание и соблюдение правил гигиены», «Хранение и использование пищевых продуктов», «Если в доме больной»
4) Установление контактов с аудиторией для последующей консультации и возможной связи. Раздача материалов.
5) Ответы на вопросы.
Аргументирующая речь
1. Если цель речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.
Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.
2. Задача речи – добиться доверия аудитории.
3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.
4. Строение речи: введение, основная часть, заключение
Введение.Задача введения - расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.
Основная часть. Содержит тезис (тезисы) и необходимые доводы. Как её строить? Как советует А.К. Михальская, сначала необходимо подобрать различные аргументы, которые приходят в голову. Записать их на листе бумаги в произвольном порядке.
Следующий этап работы – приведение этого хаотического пока нагромождения в более или менее стройный порядок, в систему, так, чтобы каждый довод получил в ней своё место. Ведь все эти доводы можно сгруппировать по смыслу в несколько групп. Становится видно, что в какой-то тематической группе их всего один-два, следовательно, надо добавить. Можем оценить и полноту охвата общей темы доводами. Ясно, что не все аспекты учли. Нет, например, статистических данных, хорошо бы добавить факты из жизненного опыта и пр.
И далее – проверка доводов на точность и силу, а порядка – на логичность и эффективность расположения аргументов[66].
Заключение.Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.
5. Выражение мыслей в речи.
Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.
Прокомментируем строение аргументирующей речи на примере речи П. Столыпина в Государственной Думе 16 ноября 1907 г.
Введение:
«Слушая раздававшиеся тут нарекания и обвинения против правительства, я спрашивал себя, должен ли я, глава правительства, идти по пути словесного спора и давать пищу новым речам в то время, как страна с напряжённым вниманием ждёт от нас серой повседневной работы, скрытый блеск которой может обнаружиться только со временем. И, конечно, не для пустого спора, не из боязни, что правительство назовут безответным, так же, как понапрасну называли его в прошлой Думе «безответственным», выступаю я с разъяснением, но для того, чтобы повторно и сугубо выяснить, в чём именно правительство будет черпать руководящие начала своей деятельности, куда идёт и куда ведёт страну».
В этом введении оратор:
· определяет и называет общую цель своей речи – «разъяснение» (т.е. демонстрация и убеждение) и конкретную её цель – разъяснение, на что опирается в своей деятельности и куда ведёт страну правительство (по сути – план речи);
· поясняет необходимость совей речи, свои мотивы как оратора, делающие это выступление нужным (желание окончательной ясности для аудитории позиции правительства);
· определяет намерения правительства, противопоставляя их (в косвенной, непрямой форме, с помощью намёка) намерениям оппонентов: оратор намекает, что оппоненты желают сиюминутного эффектного блеска, пустого спора, тогда как правительство хочет повседневной незаметной, но необходимой стране работы.[67]
Основная часть.
Сперва П. Столыпин даёт ответ на основной упрёк оппозиции в недемократичности правительства и подавлении свобод и формулирует свой общий тезис: «Только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твёрдой государственной волей».
Затем на протяжении речи разъясняет, в чём состоит эта государственная мысль и зрелость. Последовательно отвергает конкретные обвинения оппонентов – в нарушении судопроизводства, в партийности чиновников, в отсутствии созидательной работы.
А последним, наиболее сильным тезисом подтверждает свою правоту: идеей национального принципа проводимых реформ, т.к. чтобы быть жизненными, они должны черпать свою силу в русских национальных корнях. «Нельзя к нашим корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок».
Заключение. П. Столыпин говорит:
«Пусть расцветёт наш родной русский цвет, пусть он расцветёт и развернётся под влиянием взаимодействия Верховной Власти и дарованного Ею нового представительного строя. Вот, господа, зрело обдуманная правительственная мысль, которой воодушевлено правительство. Но чтобы осуществить эту мысль, несомненно, нужна воля. Эту волю, господа, вы, конечно, найдёте всецело в правительстве. Я буду просить позволения не отвечать на другие слышанные тут попрёки. Мне кажется, что, когда путник направляет свой путь по звёздам, он не должен отвлекаться встречными попутными огнями. Поэтому я старался изложить только существо действий правительства и его намерений…». И завершает словами: «Вот, господа, всё, что я хотел сказать. Сказал, что думал и как умел».[68]
Эпидейктическая речь
1.Цель речи-хвала тому, что утверждает определенные нравственные ценности, и порицание обратного.
2. Задача речи - воодушевление, сплочение аудитории.
3. Разновидности речи: хвала лицу по особому случаю (юбилей, праздник, день рождения, погребение и т.д.): человеку, коллективу, какому-либо явлению или событию.
4. Основные законы эпидейктической речи: учет фактора адресата речи (хвалить то, что более всего ценится у данной аудитории), закон усиления и преувеличения; необходимость сравнения (с прошлым состоянием дел, с деяниями знаменитых людей и т.п.).
5. Строение речи: введение, основная часть, заключение.
Введение.В виде экспозиции (описание ситуации, обстоятельств и т.п.); в виде обращения к предмету речи, к аудитории: приветствие и т.п.
Основная часть. Описание - характеристика выдающихся свойств, перечисление заслуг, примеры деяний, мнения авторитетных лиц и т.п.
Заключение. Призыв к совместному восхвалению, обеты и обещания, пожелания дальнейших успехов; призыв к памяти об умершем и т.д.
6. Выражение мыслей в речи.
Использование лексико-грамматических средств высокого стиля, разнообразных фигур и тропов, экспрессивно-эмоциональной лексики. Основные коммуникативные качества речи – выразительность, образность, уместность.
«Дело эпидейктической речи, — писал Аристотель, — хвалить или порицать». Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования.
Таким образом, эпидейктическая речь — это апелляция к активным человеческим чувствам. Когда нас 31 декабря поздравляет президент, речь его не содержит ничего нового, не убеждает нас, не побуждает к действию, но она вызывает у нас чувство душевного подъема, причастности к своей родине, гордости за свой народ.
Поводом (типической ситуацией) для произнесения эпидейктических речей по случаю является торжественное событие, поэтому они иногда называются торжественными речами.
К торжественным ситуациям можно отнести дни рождения; вручение (получение) наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и т. п. Наиболее распространенными жанрами эпидейктических речей этой разновидности являются поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово.
В качестве адресата такой эпидейктической речи может выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества (например, напутственное слово, приветственное слово), или многолюдное собрание, где конкретный виновник не предполагается, а в центре находится само событие, его смысл и значение для аудитории, его положительная оценка (например, вступительное слово, речь на презентации).
Примером эпидейктической речи является ответное слово Ю. Меньшовой при вручении премии «Тэффи» передаче «Я сама»:
«Неожиданно! За три года, что мы являемся номинантами этого замечательного приза, нам показалось, что для большинства членов академии, которые в подавляющем большинстве являются мужчинами, наша передача стала некоторым талисманом в проведении церемонии «Тэффи». Эта роль была нам очень приятна, но и расстаемся с ней мы не без удовольствия. И передаем эту эстафетную палочку тем нашим конкурентам, которые не вышли сегодня на эту сцену. Ребята! Говорят, обещанного три года ждут. У вас еще все впереди.
Не нарушу традиции и, конечно же, хочу поблагодарить тех, кому обязаны мы как программа и я лично.
Во-первых, огромное спасибо каналу ТВ-6 и Эдуарду Сагалаеву, который пять лет назад, когда я пришла на телевидение, поверил, что это не пустые амбиции дочери знаменитых родителей.
Ивану Демидову, который запустил этот проект и доверил его мне, хотя оснований для этого в тот момент у него не было никаких.
Огромное спасибо всем тем женщинам, которые за эти годы были героинями наших программ и всем тем зрителям – и мужчинам, и женщинам – которые приходили на нее, поскольку без вас мы бы не стояли на этой сцене так победоносно.
И наконец, я хотела бы сказать огромное спасибо команде, которая работает над этой передачей. Я знаю, что некоторые ребята в зале, телевизору. Я хочу сказать вам, что я счастлива, так как все эти годы я ни разу не стояла перед дилеммой: профессионализм или человеческие качества. Ваш профессионализм безупречен, и вы все удивительные люди. Я думаю, что это имеет огромное значение именно для этой передачи. Спасибо вам, ребята, это наша победа!»
Таким образом, первый этапподготовки к выступлению завершается созданием текста речи. Однако для устного выступления такой отработанный вариант не годится. Читать его вслух перед слушателями - значит потерять аудиторию.
Второйэтап подготовки к выступлению как раз и связан с пересмотром текста и созданием или тезисов речи, или развернутого плана с определенными выписками, или «рассыпного конспекта», или иных индивидуальных способов сжатия текста: опорного конспекта (этот вид конспекта разработан педагогом В. Ф. Шaталовым), схемы выступления, карточек с цитатами, отдельными мыслями и т.п.
Завершается второй этап подготовки к выступлению репетицией. Репетиция нужна по целому ряду причин, прежде всего для того, чтобы обеспечить себе психологический комфорт. Известно, что всегда трудно делать что-нибудь впервые, так как возможны ошибки, неточности, срывы. Отрепетированный текст позволяет сконцентрироваться на содержании, уменьшить помехи со стороны внешних воздействий, улучшить контроль над эмоциями. Хронометраж, проводимый в момент репетиции, поможет рассчитывать время выступления. Чем свободней и раскованней будет чувствовать себя оратор в аудитории, тем легче ему будет донести свою мысль до слушателей, выполнить коммуникативную задачу. Ораторы древности тщательно отрабатывали свои выступления вплоть до отдельного жеста, интонации, ритма речи. Вместе с тем наилучшее впечатление производит речь, сохраняющая элементы импровизации. Безусловно, репетиция речи и её произнесение перед «живой» аудиторией никогда не бывают идентичными, хотя оратор, когда пишет и репетирует речь, пытается учесть специфику аудитории и реальные условия.
Третий этап подготовки – время непосредственно перед выступлением. На данном этапе большую роль играет умение оратора регулировать свое эмоциональное состояние: преодолевать волнение, направлять его в созидательное русло. Овладеть приемами управления собственным поведением в условиях эмоциональной нестабильности поможет аутогенная тренировка, представляющая собой разные комплексы методов психосаморегуляции. Умение сконцентрироваться на предстоящем выступлении, создать нужный эмоциональный настрой, преодолеть страх перед возможной неудачей зависит от важных качеств оратора, в первую очередь от волевых. Волевые качества оратора многое определяют в его профессиональном становлении. Например, воля тесно связана с вниманием. Внимание - это направленность на определенный объект и сосредоточенность сознания человека на нём в процессе деятельности. И в непринужденном диалоге, и в споре, и в монологе важно уметь управлять своим вниманием и вниманием слушателей.
В подготовке к выступлению следует отметить ещё один важный момент, связанный с памятью как особым психическим феноменом. Чтение по бумажке заранее подготовленного текста допускается в таких жaнрово-ситуативных видах речи, как политический доклад, дипломатическая речь, и некоторых других. В подавляющем большинстве случаев нам приходится выступать, лишь частично опираясь на текст, или вообще без письменной опоры. Поэтому человеку, чья деятельность связана с речевой коммуникацией, необходимо развивать память, вырабатывать свои, индивидуальные приемы запоминания информации, облегчения ее воспроизведения.
Мнемонические приёмы использовали ещё античные ораторы. В научной литературе наиболее часто приводят следующие методы:
1. Метод мест. Автором этого мнемонического приема был греческий поэт Симонидис (500 года до н. э. ). Он во всех деталях представлял себе некую комнату и в ней на определенных местах — разные предметы. Каждый раз, когда ему нужно было вспомнить какой-то из этих предметов, он мысленно «смотрел» на определенное место комнаты и после называл предмет.
2. Метод слов-вешалок
Метод слов-вешалок похож на метод мест тем, что основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов.
Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один — грузин, два — Москва, три — монастыри, четыре —в квартире и т. д.
Если потребуется запомнить, например, десять не связанных между собой слов (шляпа, костёр, вода, ночь, матрос, мебель, кастрюля, трава, копилка, собака), нужно взять слово «грузин» — первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», — и представить себе «грузина», каким-то образом связанного со «шляпой»: например, можно представить грузина в необычной шляпе. И так следует поступить со всеми словами, создавая для каждого подходящий визуальный образ. Закончив эту работу, вы сможете воспроизвести весь перечень в правильном порядке, не потратив на его запоминание много времени.
3. Вербальные мнемонические приемы
3.1. Если нужно запомнить порядок цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый), взяв первые буквы цветов (КОЖЗГСФ), вы составляете фразу: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В литературе, посвящённой мнемоническим приёмам, приводятся следующие примеры. Будущие английские медики, изучающие анатомию, заучивают названия черепных нервов на уроках анатомии с помощью следующего незатейливого стихотворения:
On Old Olympia’s Towering Top A Finn and German Vault And Hop.
(На макушке старой башни Олимпии финн и немец прыгают и скачут.)
Названия нервов по первым буквам стишка: обонятельный (olfactory), зрительный (optic), блоковидный (trochlear), тройничный (trigeminal), отводной (abducens), лицевой (facial), слуховой (auditory), языкоглоточный (glossopharyngeal), блуждающий (vagus), придаточный (accessory), подъязычный (hypoglossal).
3.2. Метод, основанный на составлении рассказов.
Он состоит в том, что перечень не связанных между собой слов помещают в контекст какой-то истории. Он требует не только составления предложений, но и использования зрительных представлений. Так, например, те десять слов, которые мы использовали для демонстрации метода слов-вешалок, последовательно помещаем в рассказ, совмещающий событийный ряд и набор образов.
Чувственно-эмоциональная сфера является базой психики человека. То, что окрашено эмоционально, запоминается гораздо лучше. Легче запомнить не слово, а образ, вызываемый этим словом.
Важнейшим принципом работы сознания является принцип новизны. Привлечение внимания к новому и ответное проявление интереса приводит к возникновению в мозге очага активности, обусловленного эмоциональным фоном. Если информация нова, интересна, значит, она подавляет другую информацию. Исходя из психофизиологических возможностей мозга можно сказать, что для запоминания важны количество материала, длительность и многократность его предъявления, а также его организация и целостность картины. Умение создать организованную композицию запоминаемого материала - гарантия успеха. Р.Ю. Ильючонок пишет: «Очень существен для запоминания характер заучиваемого материала: его сходство и разнородность. Число необходимых повторений возрастает с увеличением сходства между элементами материала. Если среди большого числа однородных элементов поместить несколько разнородных, то они слабее забываются». Применительно к речи Р.Ю. Ильючонок сообщает следующие факты, характеризующие нашу кратковременную память: «Взрослые с трудом запоминают смысл фразы, если она содержит больше 13 слов, а дети не более восьми. Если в разговорной речи фраза содержит 14 слов, то 30% людей забывают начало фразы, а если больше 18 слов, то ее понимают только 15% людей. Понимание фразы затруднено также, если она длится более 15 секунд. Очень важна скорость произнесения слова: оптимально два слова в секунду и, вероятно, три слова в секунду - это предел скорости для понимания»[69]. Это материал и к нашему следующему вопросу –произнесению речи.
Марк Туллий Цицерон говорил, что наилучший оратор тот, который своим словом и учит слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Классические риторики определяли красноречие как дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий. Произнесение речи, таким образом, требует от оратора прежде всего психологических умений, то есть умения одновременно владеть собой, аудиторией и материалом выступления, умения поддерживать определенный эмоциональный настрой (у себя и у аудитории), умения чувствовать время, не затягивать выступление, умения гасить негативные эмоции и т.п. В обобщенном виде психологические умения оратора можно свести к следующим умениям:
· управление собственным поведением;
· учет особенностей конкретной аудитории (уровень готовности к восприятию материала, интерес к излагаемой проблеме и т.д.);
· выбор вида общения;
· сочетание эмоциональных и рациональных факторов воздействия на аудиторию и их варьирование в зависимости от особенностей аудитории,
· организация внимания слушателей;
· использование наряду с убеждением механизма внушения;
Большая роль в организации общения принадлежит первому впечатлению, поэтому следует продумать и первую фразу, и интонацию первой фразы, и выбор приветствия, и степень громкости голоса, и мимику, и жест, и костюм, и прическу.
Психологический настрой перед началом речи поможет также преодолеть возможный страх, связанный с публичным выступлением. Откуда берется этот страх? Он связан с тем, что оратор оказывается в ситуации «один напротив многих». Человеку привычно чувствовать себя в обществе других, быть причастным к какой-то группе – семье, коллективу друзей, коллег и т.п. А во время речи он сам по себе, сам за себя в ответе, никто не продолжит речь, если оратор что-то забыл, никто не подхватит нить рассуждений. Более того, оратор как на экзамене, как на суде, словно просвеченный «рентгеном» мыслей о нём, представлений людей о его умственных способностях, о его знаниях, умениях. Ошибиться стыдно, что-то ляпнуть не к месту – опозориться. Так что мы имеем дело с целым комплексом психологических причин. Что же делать? Не выступать? Выступать, но предварительно поработать над собой. Страх уйдёт, если вы будете прекрасно знать то, о чём собираетесь говорить, если вам самому это интересно и важно, если вы убеждено, что это необходимо, полезно, интересно аудитории. Если вы перестанете смотреть на возможную ошибку как на катастрофу и научитесь относиться к себе немного с юмором. Если вы подготовите для себя какие-то опорные материалы в виде плана, карточек и т.п. Если научитесь направлять вполне естественное волнение в позитивное русло, если порепетируете перед выступлением свою речь и т.п.
К важнейшим психологическим умениям оратора относится умение управлять аудиторией, прежде всего ее вниманием. Для этого существуют разнообразные приёмы: прямое требование внимания от слушателей; пауза; употребление вставных предложений; риторическая фигура apostroph - обращение к слушателю с неожиданным вопросом; уловка, а именно - сочинитель старается затянуть изложение и подразнить любопытство слушателя; намек на то, о чем предстоит говорить впоследствии, и другие.
Основными психологическими способами воздействия на людей в процессе общения являются заражение, внушение и подражание.
Заражение - это бессознательная, невольная подверженность людей определенным психическим состояниям. Наиболее ярким примером заражения является паника. Заражению предшествует общность оценки ситуации или информации. Во время публичного выступления аплодисменты служат стимулом для включения механизма заражения. Страх, агрессия, повышенная эмоциональная возбудимость легко и быстро передаются в толпе, лишая людей осознанного контроля за своими действиями.
Внушение представляет собой эмоциональное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу людей в результате некритического восприятия информации внушаемым. Особенно подвержены внушению дети. В механизме внушения центральная роль принадлежит авторитету человека, который оказывает психологическое воздействие. Вера, доверие нередко содержат в себе внушение.
Подражание - это воспроизведение образцов чьего-либо поведения. Внутреннее подражание есть восприятие чужого мировоззрения. Оно может сопровождаться внешним подражанием - воспроизведением чужой манеры говорить, двигаться и т.п. Дети подражают взрослым.
Произнесение речи - это не только слова, не только вербальное выражение мыслей, но это и комплекс вербальных и невербальных компонентов. В первую очередь следует сказать об интонации, выполняющей многообразные функции в речи оратора: передачи субъективной оценки, эмоционального состояния оратора, экспрессивно-эмоционального воздействия на слушателя и т.п. Интонация сложна по своей природе и включает высоту, силу, темп и тембр звучания.
Многое могут сказать оратору глаза слушателей. Взгляд, по мнению психологов, выполняет при общении функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на своего партнера, больше концентрируясь на содержании своего высказывания. Оратор с помощью взгляда устанавливает контакт с аудиторией, управляет вниманием слушателей, передаёт свои чувства и эмоции, считывает информацию об отношении слушателей к нему и к его речи, способствует объединению аудитории. Слушателям смотреть на оратора необходимо, чтобы легче воспринимать на слух информацию и понимать её, чтобы улавливать эмоциональное и интеллектуальное состояние оратора, формировать своё отношение к нему. Беда многих начинающих ораторов - взгляд, устремленный в некое пространство, в окно, в свои записи. Слушающий считывает информацию, и его отношение к говорящему проявляется во взгляде.
Мимика и жесты - важнейшие средства коммуникации.
Мимика - динамическое движение мышц лица, с помощью мимики передается вся палитра человеческих чувств. В профессиональной психотехнике мимика используется для: усиления речевого высказывания, воздействия на аудиторию, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции, маскировки собственного эмоционального состояния (в случае неуверенности, в случае непредвиденной реакции аудитории и т.п.). Мимика оратора способна передать его ум, доброжелательность, убеждённость, позитивный настрой и т.п.
Жесты могут замещать речь или сопровождать ее. Сопровождающие жесты акцентируют внимание, заполняют паузу, ритмизуют речь, поддерживают контакт. В ораторском искусстве используются жесты:
1) коммуникативные – жесты приветствия, привлечения внимания и т.п.
2) ритмические. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.
3) эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, рука, прижатая к сердцу, «отрубающая» фразу рука и т.п.).
4) указательные, если есть предмет, на который нужно указать.
5) изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
6) описательно-интеллектуальные. К этой группе относятся жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы рук соединяются) и т.п.
Овладение искусством жестикуляции также необходимо оратору, как и овладение богатством языка.
Одним из существенных элементов ораторского мастерства является техника речи. Техника речи включает правильное дыхание, хороший голос (гибкий, подвижный, способный передавать мысль во всей ее полноте, выносливый, не теряющий своих основных качеств при длительном звучании, полетный, слышимый в любой аудитории, богатый и разнообразный по высоте, тембру и силе звучания), хорошую дикцию и орфоэпию (нормативное воспроизведение фонетической стороны языка - звуков и ударения), интонационное богатство, уместные и разнообразные жесты и мимику.
Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.
Для оратора правильным считается диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. В древности придавали большое значение технике ораторской речи. К настоящему времени накоплен большой опыт в постановке певческих голосов, в профессиональном обучении актеров. Этот опыт с успехом используется для обучения и самообучения ораторов, вообще людей, чья профессиональная деятельность связана с необходимостью много говорить.
Звуки речи образуются при выдохе. Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле.
В литературе (в частности, в словаре «Педагогическое речеведение») указываются следующие качества педагогического голоса, которые могут быть с полным основанием отнесены к голосу ораторскому.
1. Адаптивность – способность голоса подстраиваться к конкретным акустическим условиям: величине и форме помещения, количеству и пространственному расположению слушателей. Адаптивность включает сформированность навыков в градации громкости голоса, его тембров, мелодического диапазона.
2. Благозвучноть – чистота звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и т.п.). Умение придать голосу благозвучность воспринимается слушателями как признак воспитанности, интеллигентности, требовательности к себе.
3. Выносливость – способность выдерживать длительную нагрузку без вредных физиологических последствий. Повышается при правильной постановке голоса.
4. Гибкость (подвижность) – способность голоса по воле говорящего быстро и непринуждённо переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой, переключать и смешивать регистры.
5. Громкость – субъективное слуховое ощущение интенсивности, силы звука. Профессиональное владение голосом предполагает умение использовать в общении множество градаций силы звука, большого диапазона.
6. Полётность - способность голоса легко улавливаться слухом, преодолевать расстояния и помехи. Достигается правильным формированием тембра, наличием высоких обертонов в голосе.[70]
Важной частью техники речи является хорошая дикция. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.
Существенной частью речевой культуры оратора является орфоэпическая грамотность - нормативное воспроизведение фонетической стороны языка-звуков, ударения, интонационно-мелодического строя речи.
Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его.
«Не зная орфоэпии
Во всём великолепии,
Не ощутишь её волшебных чар.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар…
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением,
Пускай запомнит млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар» (Ф.Д. Кривин).
Ударение в русском языке разноместное, свободное, т.е. оно не закреплено за каким-либо слогом, как, например, в языках французском (на первом) или в польском (на втором слоге). Оно может быть и на первом, и на втором, и на третьем слогах: маркетинг, агентство, договор.
Русское ударение подвижное, т.е. оно может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова: деньги – деньгам; должности – должностей. А может позволять иметь варианты: «Шёл я по мосту, по мосту, по широкому мосту».
Особо следует сказать об интонации. Под интонацией понимают ряд средств организации звучащей речи, это мелодика, динамика (сила) звучания отдельных слов, темп речи, тембр речи и пауза. Она способна передавать разнообразную гамму чувств, эмоций, волеизъявлений человека.
Интонация выполняет многообразные функции в речи оратора:
1) передача субъективной оценки,
2) передача эмоционального состояния оратора,
3) средство экспрессивно-эмоционального воздействия на слушателя,
4) средство концентрации внимания слушателей,
5) средство выделения основного смысла и т.п.
Подводя итоги содержанию и структуре раздела «Теория риторики», отметим результаты анкетирования. Всего было предложено 4 вопроса. Ответы студентов в большинстве своём положительны.
На вопрос «Знание смысловых моделей-топов (род-вид, целое-части и др.) помогло мне при изучении других дисциплин» положительных ответов 38 из 68, что составило 55,9 %.
На вопрос «Я получил новые знания и умения по составлению текстов с повествованием, описанием, рассуждением» положительных ответов 44 из 68, или 64,7 %.
На вопрос «Мне было интересно изучать разные фигуры и тропы: риторический вопрос, градация, анафора, антитеза; метафора и др.» - положительных ответов 48, или 70,5 %.
На «Я приобрёл некоторые умения создавать и произносить речь» - положительных ответов 58, или 85,2 %.
Мы считаем, что достаточно низкий результат ответов по топике и диспозиции связан с недостаточной проработанностью этих тем, а также он может отражать неумение некоторых студентов переносить знания из одной области в другую. Что касается элокуции, материал также требует доработки. Вместе с тем два человека объяснили свой отрицательный ответ тем, что они это знают из школьной программы.