Цель работы: получить теоретические знания по конструированию презентаций проекта, продукта или услуги с учетом целевой аудитории и практические навыки реализации презентации с учетом аудитории.

Методические рекомендации

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации.

Задачи презентации вытекают из ее вида и способов ее представления аудитории и, благодаря этому, формулируются достаточно просто.

Пример «вытекания» представлен в таблице.

Презентация поддержки выступающего, несущая основную информацию
Особенности Задачи
Исходный интерес аудитории к презентации неизвестен. Привлечь внимание аудитории.
Презентация полностью или частично может использоваться без постоянного сопровождения докладчиком. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений.
Внимание аудитории сосредоточено на информации, содержащейся в презентации. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно.
В подавляющем большинстве случаев используется презентационное оборудование. Учесть специфику презентационного оборудования.
Презентация представляется группе слушателей. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей.
Время представления презентации чаще всего ограничено. Представить информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время ответов на вопросы или отдых.
Возможно, что кроме вашей презентации, аудитории будет предложено еще несколько презентаций. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов.

Прокомментируем поставленные перед презентацией задачи.

1. Привлечь внимание аудитории. Представьте себе две совершенно разные аудитории. Первую – аудиторию коллег-единомышленников, которым вы собираетесь рассказать о том, какая работа проделана вами за последний год. И вторую – аудиторию чиновников, которых нужно раскрутить на финансирование вашего проекта и которых такие как вы уже, мягко говоря, не удивляют. В первом случае для привлечения внимания аудитории достаточно будет адекватного содержания. Во втором – придется прибегать к приемам, выбивающих чиновников из привычной колеи «ты тут проси – а я послушаю». Этого эффекта можно достигнуть необычным содержанием презентации, грамотно выстроенной информационной структурой, эффектным дизайном или необычной подачей материала – это вы уже решите в процессе разработки.

2. Включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений. Решая эту задачу, просто представьте, что докладчику срочно пришлось покинуть конференц-зал, а презентация просто запущена на автоматическую демонстрацию и в безмолвии воспринимается аудиторией.

3. Предоставлять информацию аудитории максимально комфортно. Если слушателю придется всматриваться в буквы, чтобы прочесть их, постоянно разгадывать ребусы, чтобы понять смысл слайда и на ходу переводить английские цитаты неизвестных людей – он очень быстро перестанет быть слушателем. Если внимание слушателя сосредоточено на презентации и он готов воспринимать информацию – пусть он делает это, не напрягаясь.

4. Учитывать специфику проекционного оборудования. Очень многие графические эффекты, заливки, сочетания цветов не воспроизведутся или искажаются презентационным оборудованием. Не стоит делать презентации, которая на экране вашего компьютера при представлении заказчику будет выглядеть шикарно, а при демонстрации подведет вашего клиента нечитаемыми надписями и невидимыми картинками.

5. Учесть особенности восприятия информации группой слушателей. Если вы в тексте презентации допустите маленькую техническую неточность и ее будет просматривать один человек – он ее проигнорирует или вообще не заметит. В аудитории он обязательно ошибку заметит и поделится своим наблюдением с соседом, после чего по залу пробежит злорадный гул – лучший вид радости. Разрабатывая презентацию, необходимо прогнозировать уровень аудитории и прикладывать значительные усилия к тому, чтобы содержание и демонстрация презентации этому уровню удовлетворяли.

6. Предоставлять информацию в удобном аудитории темпе, оставляя в конце демонстрации время для ответов на вопросы или отдых. Если у вас 10 минут – не нужно делать презентацию на 70 слайдов и молниеносно пролистывать ее перед изумленной аудиторией, надеясь на паранормальные способности слушателей. Оцените время, необходимое для нормального восприятия каждого слайда и, если общая продолжительность презентации выходит за рамки отведенного вам регламента – сокращайте презентацию. И постарайтесь «уложить» презентацию в 75-80% отведенного регламентом времени. Даже если у аудитории не возникнет никаких вопросов по содержанию презентации – люди будут благодарны вам или за сэкономленное время, или за простую паузу.

7. Выделить презентацию среди презентаций-конкурентов. При подготовке презентации необходимо будет спрогнозировать решения, к которым могут прибегнуть ваши конкуренты. Или просто знать их. И, естественно, отличаться. Знание того, чему будут посвящены презентации конкурентов и как они будут преподноситься позволят вам, во-первых, воровать хорошие идеи. Во-вторых, обыгрывать чужие ошибки с необходимой степенью корректности. В-третьих, использовать презентации конкурентов для подтверждения тезисов собственной.

Наши рекомендации