Понятие об инвенции. Выбор и формулировка темы выступления. Учет особенностей аудитории. Типология интересов аудитории
Этапы подготовки публичного выступления и разделы классической риторики
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio - «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»), 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio).
Понятие об инвенции. Выбор и формулировка темы выступления. Учет особенностей аудитории. Типология интересов аудитории.
Инвенция (лат \"inventio\" - \"изобретение\") - это раздел риторики, изучающий разработку предметной сферы ораторской речи
На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала
Оратору всегда следует помнить, что речь он произносит слушателям Иногда то, что важно и интересно для самого оратора, может быть абсолютно неинтересным и неважным для аудитории Чтобы избежать подобных непри иемних ситуаций, начинать подготовку к речи нужно с определения стратегии Для этого оратору следует дать ответы на следующие вопросы:
Для чего я буду говорить?
Кому я буду говорить?
Что является самым важным в моей речи?
Цель речи - это тот результат, к которому стремится оратор
В первом разделе подчеркивалось, что главными целями оратора является информирование или убеждения зависимости от типа речи цель конкретизируется Первая научная классификация ораторских речей была предло ована Аристотелем Он разделял их на три вида:
совещательные (политические);
судебные;
эпидейктическом (торжественные)
Политические речи ориентированы на будущее и тесно связаны с практикой Цель этих речей наиболее общем виде можно определить через понятие \"польза - вред\" Оратор пытается показать, что один спос и б действия является приемлемым, поскольку ведет к пользе, а другой, наоборот, неприемлемым, поскольку ведет к помехеде до шкоди.
Судебные речи ориентированы на прошлое Основным здесь является установление того, имело ли место противоправное деяние Соответственно, цель оратора заключается в обосновании виновности или невиновности конкретного человека В наиболее общ общую виде цель этих речей определяется через понятие \"было - не былоне було".
эпидейктическом речи ориентированы на настоящее, и в наиболее общем виде их цель можно определить через понятие \"похвальное - позорное\" (\"прекрасное - безобразное\")
протяжении дальнейшего развития ораторского искусства этих видов присоединились еще академические и гомилетични речи
Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.
Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.
Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.
Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.
Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.
Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.
Так и оратор, готовясь к выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.
Надо иметь в виду, что выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.
Слово "аудитория" восходит к латинским словам с корнем -audi-: audire — слышать,auditor —слушатель. Латинское auditoriaпредставляет собой форму множественного числа от auditorium— помещение для обучения или зал судебных заседаний. Однако у этого слова в современном русском языке есть и другое значение, актуальное для риторики: аудиторией называют собравшихся слушателей лекции или доклада, а также круг читателей, зрителей.
Важная часть подготовки выступления — оценка аудитории. Тому, кто готовится к публичному выступлению, необходимо представлять себе обстановку и состав слушателей. Такие актуальные элементы организации публичной речи, как обращение, подбор примеров, выбор тональности, зависят от типа и особенностей собравшихся. Для эффективного взаимодействия необходима совместная деятельность участников, каждый из которых вносит свой вклад в достижение общей цели коммуникации. При оценке аудитории, так называемого фактора адресата, необходимо учитывать следующие параметры:
1) возраст собравшихся;
2) тендерную характеристику аудитории;
3) подготовленность слушателей к теме речи;
4) уровень образования;
5) профессиональную принадлежность;
6) отношение к выступающему.