Контрольная работа сдается для проверки на кафедру сервиса, туризма и рекреации за 2 недели до начала сессии!!!


ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вариант 1.

1. Риторика Древнего мира.

2. Содержательность речи. Точность речи.

3. Выполните упражнения А1, Б15 из раздела «Практические задания».

Вариант 2.

1. Роды красноречия.

2. Виды планов.

3. Выполните упражнения А2, Б14 из раздела «Практические задания».

Вариант 3.

1. Аргументация в споре.

2. Риторика в период Возрождения.

3. Выполните упражнения А3, Б13 из раздела «Практические задания».

Вариант 4.

1. Роль пословиц и поговорок в устном выступлении.

2. Риторика Древней Руси и доломоносовский период.

3. Выполните упражнения А4, Б12 из раздела «Практические задания».

Вариант 5.

1. Виды общения оратора с аудиторией.

2. Классификация вопросов. Искусство отвечать на вопросы.

3. Выполните упражнения А5, Б11 из раздела «Практические задания».

Вариант 6.

1. Риторика периода Возрождения.

2. Риторика как искусство и как наука.

3. Выполните упражнения А6, Б10 из раздела «Практические задания».

Вариант 7.

1. Древнегреческая риторика.

2. Сбор материала и способы работы с ним.

3. Выполните упражнения А7, Б9 из раздела «Практические задания».

Вариант 8.

1. Гомилетика.

2. Правила и законы доказательства.

3. Выполните упражнения А8, Б8 из раздела «Практические задания».

Вариант 9.

1. Риторика в Новое Время.

2. Тропы в ораторском выступлении.

3. Выполните упражнения А9, Б7 из раздела «Практические задания».

Вариант 10.

1. Риторика в эпоху Средневековья.

2. Композиция речи. Основные композиционные элементы.

3. Выполните упражнения А10, Б6 из раздела «Практические задания».

Вариант 11.

1. Риторические навыки и умения.

2. Техника речи оратора.

3. Выполните упражнения А11, Б5 из раздела «Практические задания».

Вариант 12.

1. Зарождение русского красноречия (XI в.).

2. Фразеология в ораторской речи.

3. Выполните упражнения А12, Б4 из раздела «Практические задания».

Вариант 13.

1. Логические правила аргументации.

2. Понятие цели выступления. Тема, формулировка темы.

3. Выполните упражнения А13, Б3 из раздела «Практические задания».

Вариант 14.

1. Развитие русского красноречия во второй половине XIX в.

2. Методы изложения материала.

3. Выполните упражнения А14, Б2 из раздела «Практические задания».

Вариант 15.

1. Русская риторика конца XX – начала XXI вв.

2. Классификация речи по назначению.

3. Выполните упражнения А15, Б1 из раздела «Практические задания».

Вариант 16.

1. Правила конспектирования. Работа над конспектом. Редактирование конспекта.

2. Роды красноречия.

3. Выполните упражнения А14, Б15 из раздела «Практические задания».

Вариант 17.

1. Содержательность речи. Точность речи.

2. Внешний вид оратора. Поведение выступающего.

3. Выполните упражнения А13, Б14 из раздела «Практические задания».

Вариант 18.

1. Звучность голоса. Высота голоса.

2. Риторика как наука и как искусство.

3. Выполните упражнения А12, Б13 из раздела «Практические задания».

Вариант 19.

1. Техника речи. Артикуляция.

2. Методы изложения материала.

3. Выполните упражнения А11, Б12 из раздела «Практические задания».

Вариант 20.

1. Спор и его разновидности. Уловки в споре.

2. Особенности ораторского искусства.

3. Выполните упражнения А9, Б11 из раздела «Практические задания».

Вариант 21.

1. Понятие техники речи и способы ее повышения.

2. Гомилетика.

3. Выполните упражнения А10, Б10 из раздела «Практические задания».

Вариант 22.

1. Классификация речей по назначению.

2. Внешний вид оратора. Поведение выступающего.

3. Выполните упражнения А8, Б9 из раздела «Практические задания».

Вариант 23.

1. Виды общения оратора с аудиторией.

2. Правила и законы доказательства.

3. Выполните упражнения А7, Б8 из раздела «Практические задания».

Вариант 24.

1. Риторические навыки и умения.

2. Логическая структура речи.

3. Выполните упражнения А6, Б7 из раздела «Практические задания».

Вариант 25.

1. Сбор материалов для выступления и способы работы с ним.

2. Фразеология в ораторской речи.

3. Выполните упражнения А4, Б6 из раздела «Практические задания».

Вариант 26.

1. Понятие композиции речи.

2. Роды красноречия. Воодушевляющая речь. Убеждающая речь.

3. Выполните упражнения А5, Б5 из раздела «Практические задания».

Вариант 27.

1. Риторика периода Возрождения.

2. Методы ведения полемики.

3. Выполните упражнения А3, Б4 из раздела «Практические задания».

Вариант 28.

1. Роды красноречия. Развлекательная речь. Информационная речь.

2. Риторика как наука и как искусство.

3. Выполните упражнения А2, Б3 из раздела «Практические задания».

Вариант 29.

1. Риторические навыки и умения.

2. Стилистические фигуры и их использование в ораторском выступлении.

3. Выполните упражнения А1, Б2 из раздела «Практические задания».

Вариант 30.

1. Риторика Древнего Рима. Выдающие римские ораторы.

2. Применение наглядности, аудио, видеотехники в ораторском выступлении.

3. Выполните упражнения А15, Б1 из раздела «Практические задания».

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

БЛОК А

А1.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Дорогие друзья!

Я приветствую всех вас – всех, кто пришли сегодня сюда, в Москве, на стадион и тех, кто находится за его стенами. Сюда пришло, несмотря на ненастную погоду, большое количество людей – десятки тысяч людей! И это символично! Хочу обратить ваше внимание на то, что сюда пришли разные люди: по возрасту, по национальности, по вероисповеданию, мужчины и женщины. И это символично, что мы собрались с вами именно сегодня, 23 февраля, в День защитника Отчества, потому что мы с вами и есть сегодня, в эти дни, действительно защитники нашего Отечества! Мы пришли сегодня сюда, для того чтобы сказать, что мы любим Россию, для того чтобы сказать так, чтобы услышала нас вся страна. И я сейчас вас спрошу, и прошу ответить мне однозначно, прошу ответить мне простым коротким словом «да». Итак, мой вопрос: мы любим Россию?

Конечно, мы любим Россию! И таких, как мы, людей, разделяющих наши взгляды, не десятки тысяч – нас десятки миллионов людей в России! Нас больше, чем 140 млн человек! Но мы хотим, чтобы нас было больше. Мы хотим, чтобы у нас было больше детей в России, чтобы они были здоровы, чтобы получали хорошее образование, а потом и достойную работу. И мы все вместе готовы работать на благо нашей великой Родины! Готовы не только работать, но и защищать её! Защищать её во все времена и всегда! Мы не допустим, чтобы кто-нибудь вмешивался в наши внутренние дела, мы не допустим, чтобы кто-нибудь навязывал нам свою волю, потому что у нас с вами есть своя воля! Она всегда помогала нам во все времена побеждать! Мы с вами народ-победитель! Это у нас в генах, в нашем генном коде! Это передаётся у нас из поколения в поколение! Мы и сейчас победим! И я вас хочу спросить: мы победим?

Да, мы с вами победим. Но нам с вами недостаточно победить на этих выборах, мы с вами должны смотреть дальше. Нам нужно победить и преодолеть большое количество проблем, которых у нас, собственно говоря, так же как и везде, хватает. Это несправедливость, мздоимство, хамство чиновников, это бедность и неравенство, в конце концов. Но я мечтаю о том, чтобы каждый человек в нашей стране – и большой начальник, и рядовой гражданин жили по правде, по совести. И это сделает нас намного сильнее. Я мечтаю о том, чтобы в душе каждого человека была надежда, надежда на лучшую долю и на счастье. И я мечтаю, чтобы все мы были счастливы, каждый из нас, но как это сделать?

Главное – чтобы мы были вместе. Мы – это многонациональный, но единый и могучий российский народ. Я хочу вам сказать, что мы никого не отталкиваем, никого не шельмуем и не цепляем. Наоборот, мы призываем всех объединиться вокруг нашей страны, конечно, всех тех, кто считает нашу Россию своей собственной Родиной, кто готов беречь её, дорожить ею и кто верит в неё. И мы просим всех не заглядывать за бугор, не бегать налево, на сторону и не изменять своей Родине, а быть вместе с нами, работать на неё и её народ и любить её так, как мы – всем сердцем. И я спрошу вас ещё раз: мы любим Россию?

[...] Мы ещё очень многое должны сделать для нашей России и для нашего народа. И мы будем делать это, опираясь на талант нашего народа, на нашу великую историю, которая написана потом и кровью наших предков. [...]

Битва за Россию продолжается. Победа будет за нами! Спасибо!

(Фрагменты выступления В.В. Путина на митинге «Защитим страну!»,23.02.2012 г.).

А2.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

Любопытные мужи, возымев старание о науках, начали в оных помалу упражняться и, увидев проницательным оком, что они немалою пользою могут служить человеку в жизни, старались их распространить и умножить. […] Нельзя сказать, слушатели, чтобы нам не надобно было читать разных авторов сочинения, ибо мы из оных почерпаем превеликую пользу, которую ниже покажу и доказывать буду.

Довольно известно, что мы, читая различные книги о многих вещах, получаем тончайшее знание в краткое время, да притом сходное с натурою оных, которые бы ясно познать стараясь, не таким образом поняли, каким надобно, но может быть бы ошиблись, употребив на то премного времени. Да и несомнительно, что более могут видеть многие, нежели один. Мы, читая различные сочинения, не только познаем натуру некоторых вещей, но научаемся по подобию оных подробно рассуждать об них, и находить причины, а что нас научает рассуждать о вещах подробно, то просвещает наш рассудок, а как чтение различных книг научает нас подробно рассуждать в вещах, следовательно, просвещает рассудок, а когда просвещает рассудок, то книги читать надобно; и что тот может о вещах рассуждать подробно, кто чтение книг не пренебрегает.

По предложении же сего доказательства встречается другое, которое пользу чтения представляет. Оно есть следующее: что всякой для того должен прилежать к чтению ученых мужей сочинений, поскольку мы не все имеем равные от природы данные дарования, но многих она таковыми одарила, чрез которые они удобнее и основательнее об всем рассуждать могут, нежели мы, то видно, что мы не столь хорошо рассуждаем, сколько другие, то оной недостаток ничем другим дополнить не можем, как следуя тому, кто нас остротою гораздо превосходит. Да еще и сего недовольно ко подтверждению, а есть другие причины, которые здесь предложить не непристойно. […]

Итак, довольно ясны причины, для которых надобно столько прилежать ко чтению книг, сколько сможем. Ибо выше доказано, какие оно содержит для читающих выгоды. Для (того) постараемся и мы читать ученых сочинения, употребив к тому те способы и принадлежности, которые выше показаны, дабы и нам приобрести такую же пользу, какую многие из онаго почерпали и почерпают, дабы чрез сие сделаться и нам такими, которых читают книги – и им подражать всегда обязаны.

(Отрывок речи Степана Козловского «О необходимости чтения книг» (XVIII в.). Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.)

А3.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Мы знаем это и хотим честно, что этот грядущий мир станет для нас пыткой. Мы не отступим ни на волос от того, что является нашим долгом, о чем мы договорились, от того, что мы должны вынести. Но только договор, который можно будет соблюдать, который сохранит нам жизнь, который обеспечит жизнь как единственный капитал для работы и искупления, только такой договор может восстановить Германию. Не война, но ненавистный, равносильный самоистязанию мир для работы станет купелью закалки нашего до глубины обессиленного народа. Мир для работы – наша цель и наша надежда! Благодаря ему мы обсудим справедливые требования наших противников, только благодаря ему мы поведем наш народ к полному выздоровлению. Мы должны выздороветь от наших поражений и болезней, так же как наши противники – от болезней победы. Действительность сегодня выглядит, как кровавая битва под Нордзее у швейцарской границы. Мы больше не сражаемся, мы хотим мира! Мы, содрогаясь, отвернулись от истребления: мы знаем, горе тем, кто накликал войну! Но трижды горе тем, кто сегодня оттягивает наступление мира хоть на один день!»

(Речь Ф. Шейдеманна против заключения Версальского мирного договора (Национальное собрание, 1919 год). Источник:Отдельный том Немецкого исторического календаря: От перемирия к миру. – Лейпциг, 1920. – С. 497).

А4.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни – за Зиновия Гердта.

[…] Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы был Гердт, не стань он артистом?

Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные, мужские – археологическая редкость в наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки – руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, но один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар...

Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным. Недаром из миллиона «своих» двойников Л.О.Утесов обожал Гердта.

Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.

[…] Не будь он артистом... Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных «совмещениях» этой бурной натуры ему (Богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.

[…] Наивно желать Гердту творческих успехов – он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость – он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит.

(Отрывок речи А.А.Ширвиндта на юбилее 3.Е.Гердта. / Анисимова Т.Е., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М., 2002. – С.159-160.)

А5.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Прошло сто лет, как Гете, который считал себя выздоравливающим, в девять часов утра приподнялся в кресле, в котором он провел ночь, и спросил, какая сегодня дата. Когда услышал, что 22 марта, сказал: «Значит, началась весна и тем более можно отдохнуть…» Радость, что в небе стоит весеннее солнце, наполнила его, солнцепоклонника, целиком.

Когда мысли начали путаться, он попросил, на мгновение придя в сознание, чтобы открыли ставни и впустили побольше света. Прежде чем весеннее солнце достигло полудня, он ушел в царство вечного света.

В сотую годовщину со дня смерти величайшего из своих сынов город Франкфурт размышляет в великолепном солнечном сиянии и в большой беде, которую он и народ Гете узнали по воле обстоятельств Безработица, голод и отчаяние – участь столь многих жителей города и государства. Кто отважится измерить тяжесть забот о существовании, которые нами, собравшимися на это торжество, внесены в этот дом! Духовная жизнь поставлена под угрозу жизни материальной! Так велики нужда и заботы, которые выпали на этот день, что возникает вопрос, не следует ли его пережить в тишине. Ответ получим в Фаусте. […]

Сегодня мы торжественно отмечаем юбилей Гете со странным разладом в душе. Мы гордо представляем себе то неотъемлемое и не обесцененное, что нам дано в нем и в его произведениях. Но в то же время спросим себя, не стал ли он нам чужим, потому что время его жизни и творчества не знало проблем и нужд нашего времени. Не идет ли свет, излучаемый им, над мрачной долиной, вкоторой находимся, в грядущие времена, когда мы достигнем его высот?»

(Из торжественной речи А. Швейцера к 100-летию со дня смерти Гете, произнесенной 22.03.1932 г. во Франкфурте-на-Майне.Источник:Эдгар Нейс. Как мы формируем доклады и речи? – Холлфельд, 1963.)

А6.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Решение важных проблем большого города позволяет нам решить проблемы многих людей, помогать им, доставлять радость, создавая комфортные условия проживания. Эта часть нашей работы и является тем, что жаждут наши души и что одно это дает душе удовлетворение. Будьте всегда справедливы и будьте всегда готовы помочь! Тогда вы послужите городу наилучшим образом. Тогда мой преемник будет так же гордиться «командой» города Лейпцига, как сейчас горжусь я.

Прощаться с городом и службой мне тяжело. Я сказал это помощникам и членам городского совета; и нет необходимости говорить еще раз об этом. Но прощание с вами я также принимаю близко к сердцу. Для некоторых я чужой, другие стали мне близкими. Это неизбежно в столь многочисленной администрации. Но я старался во имя справедливости всегда быть одинаково близок к решающим вопросам вашей жизни и жизни города, обсуждая частные проблемы и принимая справедливые решения. Благодаря вашему доверию и исполнению вами служебного долга моя работа стоила всего моего сердца и была легкой и прекрасной. От всей души благодарю вас за это. Я желаю вам всем успешно трудиться на благо этого прекрасного города, я желаю здоровья и счастья Вам и Вашим близким».

(Прощальная речь Карла Герделера лейпцигским сотрудникам (31.03.1937 г.).Источник: Книга немецких речей и обращений. – Берлин, 1956. – С. 492).

А7.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Мало есть на земле творений более прекрасных, чем университет – писал об английских университетах Джон Мэйсфилд, и его слова справедливы в равной степени и здесь. Это относится не к башням и шпилям, не к зеленым насаждениям на территории университета и поросшим плющом стенам Он восхищается красотой университета, потому что университет, как он сказал, место, куда стремятся за знаниями те, кто ненавидит невежество, те, кто поняв истину сам, поможет понять ее и другим. И потому я выбрал это время и это место, чтобы рассмотреть тему, при обсуждении которой часто торжествует невежество, а истина слишком редко уясняется, и которая тем не менее важная тема на земле: всеобщий мир. Какой мир я имею в виду? Не Pax Americana (американский мир), навязанный земле американской военной силой. Не мир могилы или рабской покорности. Я говорю о настоящем мире, о том мире, который ценит жизнь на земле, о том мире, который дает людям и нациям надеяться и строить для детей лучшую жизнь. Мир не только для американцев, но мир для всех людей. Мир не только для нашего поколения, но мир на все времена!»

(Отрывок речи президента Кеннеди на выпускном вечере Американского университета в Вашингтоне, июнь 1963).

А8.

Прочитайте и проанализируйте фрагмент речи. Укажите, к какому функционально-смысловому типу принадлежит речь, какова ее цель, вид, какие риторические средства выразительности и изобразительные приемы в ней использованы. Приведите примеры из текста.

«Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. [...]

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. [...]

О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, и я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов [...]. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь – среднего и начального, когда закладывается культура человека.

Начну с библиотек. Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но если библиотеки есть, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещения, оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами – культура не погибнет в такой стране [...]. Библиотечные работники, обращенные непосредственно к читателю [...], не имеют времени сами читать и знать книгу, журнал, ибо влачат полунищенское существование [...].

Теперь о музеях. Здесь аналогичная картина – допотопная техническая оснащенность. Зарплата работников, обращенных к человеку, – не администраторов, а реставраторов, хранителей, экскурсоводов – недопустимо низка. А они, именно они – настоящие энтузиасты, как и «низшие» библиотечные работники [...].

Школы у нас – опять-таки та же картина и даже хуже. Детей и педагогов надо сейчас просто защищать. Учителя школ не имеют авторитета, не имеют времени пополнять свои знания. Я могу привести примеры, но не буду. Преподавание душится различными программами, имитирующими командно-административные методы прошлого, регламентирующими указаниями и низкого качества методиками. Преподавание в средней школе – это прежде всего воспитание. Это творчество педагога, а творчество не может быть вне свободы. Оно требует свободы. [...] Учителя в России были всегда властителями дум молодежи. А нынешней учительнице не хватает средств к существованию и к тому, чтобы более или менее прилично одеться.

[...] Должна быть долгосрочная программа развития культуры в нашей стране, которой нет или по крайней мере она мне не известна. Только тогда у нас не будет национальных споров, свидетельствующих о низкой культуре, зато будет нормальная экономическая жизнь, понизится преступность. Возрастет, в частности, и порядочность общественных деятелей [...].

Судьба Отечества в ваших руках, а она в опасности. Спасибо за внимание».

Наши рекомендации