Стилистические и лексические нормы
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет заочного обучения
Методические указания
По дисциплине
«Русский язык и культура речи»
По всем направлениям подготовки
квалификация (степень) «бакалавр»
составитель: к.ф.н. Семёнова Е.В.
Методические рекомендации
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» и содержат список рекомендуемой литературы, указания по оформлению контрольных работ, справочные материалы, а также контрольные работы, предназначенные для проверки знаний по разделам «Стилистические и лексические нормы», «Орфоэпические и грамматические нормы» и «Ораторское искусство».
Контрольные работы по дисциплине «Русский язык и культура речи» ориентируют студентов на освоение орфоэпических, грамматических, лексических и стилистических норм русского языка. Для выполнения контрольных работ необходимо обратиться к рекомендованной литературе, словарям и справочным материалам.
Общие методические указания
1. Контрольная работа выполняется в печатном виде или в тетради (если в клетку, то писать через строчку). Работа, написанная неразборчивым почерком, проверяться не будет.
2. При выполнении контрольных работ пользоваться словарями обязательно. Необходимо указать словари, по которым работали. (Образец: С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1985).
3. Обязательно выделять контрастным цветом (но не красным и не карандашом) ударение.
4. Работа выполняется по вариантам: I вариант – фамилии на А, Б, В; II вариант – Г, Д, Е; III вариант – Ж, З, И, К, Л; IV вариант – М, Н, О; V вариант – П, Р; VI вариант – С, Т, У, Ф; VII вариант – Х, Ц, Ч, Ш, Щ; VIII вариант – Э, Ю, Я.
5. Не зачитываются: контрольные работы с одинаковыми аннотациями, контрольные работы, в которых выполнен не свой вариант.
6. Задание необходимо подписать, указать дату его выполнения и предоставить в институт в установленный срок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – М., 2003.
2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М., 2006 - 432
3. Введенская Л.А., Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов/н/Д., 2003.
4. Стилистика и литературное редактирование. Русский язык и культура речи. Часть 1. Стилистика: курс лекций. – М.: МГЭИ, 2014.
5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2008.
Дополнительная литература:
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Любое издание.
2. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1989.
3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
4. Власенков А.И., Рыбчинкова М.Н. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11 классов. – М., 1996.
5. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов. Под ред. Черняк В.Д. – М., 2004.
6. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб., 1998
Словари:
1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.
2. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. – М., 1984.
3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984.
4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб., 2003.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1996.
6. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1995.
8. Орфоэпический словарь русского языка (под ред. Аванесова Р.И. – М., 1983 и последнее изд.).
9. Словарь по культуре устной и письменной речи (сост. М.Б. Елисеева и др. – СПб., 1996).
10. Словарь русского языка. В 4-х т. – М., 1957–1962 и послед. изд.
11. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти т., – М.–Л., 1950–1965.
Интернет-ресурсы:
12. http://www.gramota.ru –законодательство о РЯ. Проверка грамотности on-line (9 словарей). Правописание и культура речи. Журнал «Русский язык». Подборка ссылок на словари и др. ресурсы по русскому языку. Бесплатная справочная служба русского языка.
13. http://www.slovari.ru – сайт Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и издательства «Азбуковник». Постоянно действует бесплатная справочная служба. 12 словарей, в т. ч. Достоевского, Даля и т. п. Словари, форум, ссылки, консультации.
14. http://www.sokr.ru –Словарь сокращений.
15. http://www.megakm.ru/ojigov –Толковый словарь Ожегова
16. http://www.redactor.ru –Журнал, статьи, словарь.
17. http://rus.lseptember.ru –Электронная версия газеты «Русский язык»: методические статьи, опыты и пр. по теме.
18. http://www.vedu.ru/ExpDic –Толковый словарь русского языка.
19. http://www.gramma.ru –Лингвистические задачи. Тесты. Тесты и задачи с гиперлинком самопроверки.
20. http://speakrus.narod.ru –Архив обсуждений вопросов грамматики, орфографии, истории, преподавания, изучения русского языка.
21. http://www.slova.ru –Толковый словарь русского языка В.И. Даля (полнотекстовые статьи).
22. http://www.hi-edu.ru –Учебники и учебные пособия. Методические материалы для студентов и преподавателей. Работы студентов, интерактивные тесты по русскому языку и др.
23. http://www.rbr.narod.ru–Авторская методика и учебные пособия для ускоренного обучения грамотному письму.
24. http://rostest.runnet.ru –Сборник тестов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ЗАДАНИЕ 1.Составьте а) аннотацию и б) рецензию к научному тексту по вашей специальности (объем текста не менее 4000 печатных знаков). Тексты должны быть представлены в машинописном виде или ксерокопированы (см. справочные материалы).
ЗАДАНИЕ 2.Напишите собственное резюме (см. справочные материалы), предполагая, что вы являетесь соискателем на одну из перечисленных ниже должностей (по выбору студента) или выберите любую другую интересующую вас должность:
1) менеджера по продажам;
2) программиста крупной фирмы;
3) секретаря-референта;
4) экономиста торгового предприятия;
5) рекламного агента.
ЗАДАНИЕ 3.Напишите заявление с одной из перечисленных ниже просьб (см. структуру заявления и образец в справочных материалах):
1) оказать вам материальную помощь;
2) продлить вам экзаменационную сессию;
3) перевести вас с одного факультета на другой;
4) принять вас на должность главного менеджера;
5) принять вас на должность главного инженера-гидролога.
ЗАДАНИЕ 4. Определите значение заимствованных слов. Укажите словарь, с которым вы работали. Придумайте 5 предложений с любыми из этих слов.
Вариант 1.Амбиция, вердикт, лексикон, ортодоксальный, чат, блокбастер, виртуальный, дефолт, интерактивный, массмедиа (вариант: масс-медиа), пиар
Вариант 2.Аудитор, антагонизм, индифферентный, локальный, нюанс, приватный, инсталляция, копирайт, секвестор (вариант: секвестр), суицид, тестирование.
Вариант 3. Апелляция, абсурд, конфессия, стагнация, табу, тинейджер, фиаско, релиз, грин-карта, фондю, фэн-шуй.
Вариант 4. Анимация, аутентичный, бренд, бутик, глобализация, конформист, индустрия, иммунитет, диджей, драйв, имиджмейкер.
Вариант 5.Электорат, кампус, клипмейкер, лейбл, респондент, миллениум, папарацци, пиар, паблисити, субсидия, утилитарный.
Вариант 6.Промоутер, римейк (вариант: ремейк), оффшорный (вариант: оффшорный), аморфный, рандеву, информация, вакантный, резюме, имидж, идентичный, корректный.
Вариант 7.Прайс-лист, секвестрирование, бутик, амбиция, инсталляция, провайдер, стагнация; копирайт, сноуборд, фристайл, статус-кво.
Вариант 8.Девальвация, скейтборд, манкировать, табу, превентивный, мизантроп, сакраментальный, локальный, курьезный, базис, пиар.
ЗАДАНИЕ 5. Выпишите из словаря синонимов один синонимический ряд, включающий минимум 5 синонимов. Составьте с ними 5 предложений, помня о различных семантических оттенках и стилистических различиях между этими словами.
ЗАДАНИЕ 6.Выпишите из словаря пять пар паронимов. Используя любые три пары паронимов, составьте предложения.
ЗАДАНИЕ 7.Найдите тексты, которые будут являться образцами а) научного стиля речи, б) официально-делового стиля речи, в) публицистического стиля речи, г) художественного стиля речи, д) разговорного стиля речи. Аргументируйте свой ответ.
Образец.
Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» данный текст, являющийся фрагментом статьи (…), книги (…), рассказа (…) …?
По типу речи текст является … (описанием, повествованием, повествованием с элементами описания, рассуждением, так как…), что сказалось на особенностяхкомпозиции текста.
(В описании – оценка, вывод; в повествовании – экспозиция, завязка, кульминация, развязка; в рассуждении – тезис, аргументы, вывод.)
Текст состоит из … абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует микротема …(Если микротемы не совпадают с абзацами по какой-либо причине, отметить это как особенность текста.)
Смысловые части фрагмента объединены общей темой … (Или: несмотря на наличие микротем для текста характерно тематическое единство всех его частей: общаятема текста …)
Композиционное единство всех частей текста выражается в наличииграмматических связей между его частями … (с помощью какой связи – цепной или параллельной – соединены первый и второй абзацы, третий и четвёртый …)
А как связываются предложения в этом тексте? Преобладает … (цепная/параллельная связь)
Смысловая цельность фрагмента задаётся идеей текста … (какой)
В каком стиле написан текст? Поскольку … (общие признаки какого-либо стиля) можно предположить, что текст написан в … стиле. Как известно, стилистические особенности текста проявляются на всех уровнях: лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом.
Анализ лексики данного фрагмента – использование автором … характерно именно для … стиля.
Морфологические особенности.
Всмотримся в синтаксические особенности текста …, … (связать, если возможно, со стилем)
Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры, автор использует (применяет) для …
Фонетические средства изобразительности …
Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся … (тип речи).
ЗАДАНИЕ 8.Прочитайте, как правильно оформляется справочно-библиографический аппарат научного произведения. Правильно составьте библиографическое описание любых 3 книг и 3 статей.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2