Стилистические и лексические нормы

ЗАДАНИЕ 1.Составьте а) аннотацию и б) рецензию к научному тексту по вашей специальности (объем текста не менее 4000 печатных знаков). Тексты должны быть представлены в машинописном виде или ксерокопированы (см. справочные материалы).

ЗАДАНИЕ 2.Напишите собственное резюме (см. справочные материалы), предполагая, что вы являетесь соискателем на одну из перечисленных ниже должностей (по выбору студента) или выберите любую другую интересующую вас должность:

1) менеджера по продажам;

2) программиста крупной фирмы;

3) секретаря-референта;

4) экономиста торгового предприятия;

5) рекламного агента.

ЗАДАНИЕ 3.Напишите заявление с одной из перечисленных ниже просьб (см. структуру заявления и образец в справочных материалах):

1) оказать вам материальную помощь;

2) продлить вам экзаменационную сессию;

3) перевести вас с одного факультета на другой;

4) принять вас на должность главного менеджера;

5) принять вас на должность главного инженера-гидролога.

ЗАДАНИЕ 4. Определите значение заимствованных слов. Укажите словарь, с которым вы работали. Придумайте 5 предложений с любыми из этих слов.

Вариант 1.Амбиция, вердикт, лексикон, ортодоксальный, чат, блокбастер, виртуальный, дефолт, интерактивный, массмедиа (вариант: масс-медиа), пиар

Вариант 2.Аудитор, антагонизм, индифферентный, локальный, нюанс, приватный, инсталляция, копирайт, секвестор (вариант: секвестр), суицид, тестирование.

Вариант 3. Апелляция, абсурд, конфессия, стагнация, табу, тинейджер, фиаско, релиз, грин-карта, фондю, фэн-шуй.

Вариант 4. Анимация, аутентичный, бренд, бутик, глобализация, конформист, индустрия, иммунитет, диджей, драйв, имиджмейкер.

Вариант 5.Электорат, кампус, клипмейкер, лейбл, респондент, миллениум, папарацци, пиар, паблисити, субсидия, утилитарный.

Вариант 6.Промоутер, римейк (вариант: ремейк), оффшорный (вариант: оффшорный), аморфный, рандеву, информация, вакантный, резюме, имидж, идентичный, корректный.

Вариант 7.Прайс-лист, секвестрирование, бутик, амбиция, инсталляция, провайдер, стагнация; копирайт, сноуборд, фристайл, статус-кво.

Вариант 8.Девальвация, скейтборд, манкировать, табу, превентивный, мизантроп, сакраментальный, локальный, курьезный, базис, пиар.

ЗАДАНИЕ 5. Выпишите из словаря синонимов один синонимический ряд, включающий минимум 5 синонимов. Составьте с ними 5 предложений, помня о различных семантических оттенках и стилистических различиях между этими словами.

ЗАДАНИЕ 6.Выпишите из словаря пять пар паронимов. Используя любые три пары паронимов, составьте предложения.

ЗАДАНИЕ 7.Найдите тексты, которые будут являться образцами а) научного стиля речи, б) официально-делового стиля речи, в) публицистического стиля речи, г) художественного стиля речи, д) разговорного стиля речи. Аргументируйте свой ответ.

Образец.

Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» данный текст, являющийся фрагментом статьи (…), книги (…), рассказа (…) …?

По типу речи текст является … (описанием, повествованием, повествованием с элементами описания, рассуждением, так как…), что сказалось на особенностяхкомпозиции текста.

(В описании – оценка, вывод; в повествовании – экспозиция, завязка, кульминация, развязка; в рассуждении – тезис, аргументы, вывод.)

Текст состоит из … абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует микротема …(Если микротемы не совпадают с абзацами по какой-либо причине, отметить это как особенность текста.)

Смысловые части фрагмента объединены общей темой … (Или: несмотря на наличие микротем для текста характерно тематическое единство всех его частей: общаятема текста …)

Композиционное единство всех частей текста выражается в наличииграмматических связей между его частями … (с помощью какой связи – цепной или параллельной – соединены первый и второй абзацы, третий и четвёртый …)

А как связываются предложения в этом тексте? Преобладает … (цепная/параллельная связь)

Смысловая цельность фрагмента задаётся идеей текста … (какой)

В каком стиле написан текст? Поскольку … (общие признаки какого-либо стиля) можно предположить, что текст написан в … стиле. Как известно, стилистические особенности текста проявляются на всех уровнях: лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом.

Анализ лексики данного фрагмента – использование автором … характерно именно для … стиля.

Морфологические особенности.

Всмотримся в синтаксические особенности текста …, … (связать, если возможно, со стилем)

Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры, автор использует (применяет) для …

Фонетические средства изобразительности …

Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся … (тип речи).

ЗАДАНИЕ 8.Прочитайте, как правильно оформляется справочно-библиографический аппарат научного произведения. Правильно составьте библиографическое описание любых 3 книг и 3 статей.

Часть №2

Наши рекомендации