Формы и типы речевой коммуникации
Культура речи как наука
2. Место риторики, культуры речи и стилистики в системе лингвистических дисциплин:
3. Риторика как наука. Исторические предпосылки возникновения риторики.
4. Культура речи как наука. Современные подходы к определению предмета культуры речи.
5. Что такое неориторика?
6. Стилистика как наука.
7. М.В.Ломоносов о стилях языка и речи.
8. Стили языка и стили речи.
9. Понятие о функциональном стиле.
10. Авторский стиль.
11. Место общения в процессе образования и воспитания;
12. Функции общения
13. Стиль общения.
14. Общение-диалог как оптимальный принцип взаимодействия.
15. Нормативность языка и речи.
16. Правильность русской литературной речи.
17. Понятие об орфоэпической норме.
18. Понятие о грамматической норме
19. Этапы формирования нормы современного русского литературного языка.
20. Понятие о русском красноречии.
21. Основные этапы развития красноречия на Руси.
22. Авторская риторика Феофана Прокоповича.
23. Авторские риторики, их место в русском красноречии.
24. Учение о красноречии М.В. Ломоносова.
25. «Правила высшего красноречия» М. Сперанского.
26. Красноречие и риторика: сходство и различия.
27. Крылатые выражения древнего мира в современном русском языке.
28. Крылатые латинские изречения. Их употребление в речи.
29. Крылатые слова и выражения.
30. Латинские изречения, связанные с античными героями.
31. Философские изречения Древней Греции и древнего Рима.
32. Русские пословицы и поговорки в современном русском литературном языке.
33. Красноречие в публичном выступлении.
34. Устная речь, ее особенности.
35. Лексическая культура оратора.
36. Соблюдение требований грамматики в устной речи.
37. Интонационно-выразительные средства речи.
38. Техника звучащей речи.
39. Место невербальных средств коммуникации в человеческом общении.
40. Взаимозависимость вербальных и невербальных средств общения.
41. Невербальные средства общения с точки зрения лингвистики.
42. Роль жеста, мимики, пластики в публичном выступлении.
43. Проблема общения между людьми как одна из основных проблем современности.
44. Язык жестов – основа невербального общения.
45. Человеческая речь и современная цивилизация.
46. Речь – необходимое условие познавательной деятельности человека.
47. Эстетические качества устной речи.
48. Особенности письменной речи.
49. Основные законы культуры общения сегодня.
50. Коммуникативно-речевые способности в структуре профессиональных качеств.
51. Значение метафоры с точки зрения коммуникативно-речевых единиц языка.
52. Метафора как средство усиления коммуникативно-речевых способностей.
53. Образность как важнейшее коммуникативное качество речи.
54. Коммуникативно-речевые признаки метафоры.
55. Выразительность речи
56. Экспрессивность как одно из свойств устной речи.
57. Свойства и средства устной (звучащей) речи.
58. Эмоционально-экспрессивная лексика как одно из средств выражения эстетической функции языка.
59. Преобразование семантики слова в художественном тексте.
60. Коммуникация и коммуникативный процесс.
61. Модели коммуникации. Теоретические и прикладные модели коммуникации.
62. Массовая коммуникация и ее средства.
63. Пропагандистская (агитационная) компания.
64. Виды коммуникации. Визуальная (очная) и заочная коммуникация.
65. Вербальная/невербальная коммуникация.
66. Анализ различных видов массовой коммуникации. Анализ агитационной коммуникации.
67. Стратегия и тактика коммуникации.
68. Анализ авторских текстов политических лидеров.
69. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз. Понятие о коммуникативной кампании.
70. Взаимоотношения руководителя со СМИ и представителями СМИ.
71. Понятие о прикладных коммуникациях. Коммуникация в рамках избирательной кампании.
72. Коммуникация в рамках принятия решения.
73. Международные (интернациональные) коммуникации. Основы межкультурной (межэтнической, межнациональной) коммуникации.
74. Понятие о речевом общении. Речевая деятельность и ее аспекты: говорение, слушание, понимание, чтение, письмо.
75. Речевое поведение и его виды: официальное/неофициальное, публичное / непубличное.
76. Стили общения. Ритуальное общение.
77. Речь и язык. Формы реализации речи: внешняя/внутренняя, устная/письменная.
78. Разновидности речи по характеру взаимодействия участников общения.
79. Диалог. Полилог. Монолог.
80. Очное и заочное (опосредованное) речевое общение, его виды.
81. Понятие о стиле и жанре речи. Жанры и стили устной речи.
82. Жанры и стили письменной речи.
83. Речь в средствах массовой информации.
84. Культура речевого поведения: теория и практика, технология оптимизации речевой деятельности.
85. Адресант и адресат коммуникативного акта: распределение коммуникативных ролей.
86. Понятие коммуникативного контакта: критерии, ключевые факторы, мотивация.
87. Документационное обеспечение управления. Понятие о деловой документации.
88. Виды делового письма. Структура договора.
89. Культура речи юриста и ее специфика.
90. Функциональные разновидности юридической речи. Специфика функционирования языковых единиц в речи юриста.
91. Юридические клише и штампы.
92. Культура делового разговора.
93. Деловая беседа. Переговоры.Совещание.Телефонный разговор. Прием посетителей.
94. Понятие об имидже. Речевой и поведенческий имидж.
95. Имидж и деловой этикет. Формирование имиджа.
96. Технология проведения переговоров. Фазы переговоров.
97. Стиль переговоров. Речевая и поведенческая стратегии переговоров. Виды переговоров.
98. Деловая презентация. Планирование, структура и содержание презентации.
99. Место речевого и поведенческого стиля в структуре презентации. Особенности публичного выступления в ходе презентации.
100. Опрос, типы опросов, анкетирование, интервью.
101. Респондент, интервьюер: основы взаимоотношений.
102. Виды, формы, содержание и цели опросов и интервью.
103. Вступительный этап интервью, выяснение основных вопросов и завершение интервью.
104. Типы вопросов, требования при составлении вопросов и умение слушать.
105. ОПРОС: цели и методика проведения опросов.
106. ТИПЫ ОПРОСОВ: сплошной, выборочный, устный, письменный, индивидуальный, групповой, очный и заочный.
107. АНКЕТА: этапы формирования анкеты.
108. Требования к вопросам и типы вопросов в анкете.
109. ИНТЕРВЬЮ: определение понятия, виды интервью.
110. Различные формы проведения интервью.
111. РЕСПОНДЕНТ: определение понятия.
112. Технические советы для проведения интервью.
113. ИНТЕРВЬЮЕР: поведение интервьюера в ходе интервью.
114. Ошибки в проведении интервью.
115. СТРУКТУРА ИНТЕРВЬЮ, корректное завершение интервью.
116. КОНТАКТ: определение понятия, симптомы отсутствия контакта.
117. МОТИВАЦИЯ: определение понятий, цель и мотив, сравнительный анализ.
118. СБОР ИНФОРМАЦИИ: определение понятия, характеристика процесса.
119. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕРВЬЮ: показатели результативности.
120. ОБЩЕНИЕ: стороны общения, цели, достигаемые при общении.
121. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: кодирование и декодирование информации, понимание смысла высказываемого.
122. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: понятие и использование.
123. ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ: сравнительный анализ.
124. ФОРМА ВОПРОСА: общие, конкретные, косвенные, альтернативные, риторические, двойные и др.
125. ТИПЫ ОТВЕТОВ: открытые, закрытые вопросы, набор ответов типа "шкала".
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ.