Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации.

Три основных разделы общей семиотики

Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Семиотика
Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru синтактика Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru семантика Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru прагматика
Правила построения знаков, синтаксис знаковой системы Смысл, содержащийся в сообщениях, передаваемых с помощью знаков Практическое использование знаков, оценка их полезности

Прагматический подход к коммуникации. Теория речевых актов.

Под речевым актам понимается высказывание, которое порождается и произносится с определенной целью, имеет определенный мотив для совершения адресованного действия, например просьбы (Прошу Вас прийти), совета (Советую Вам прочесть эту книгу) и др. Чтобы совершаемое действие можно было назвать тем или иным речевым актом, должны быть выполнены определенные условия: для осуществления своих намерений говорящий должен иметь представление (хотя бы смутное) о ситуации общения, об адресате и прогнозировать собственный образ в предполагаемой ситуации.

Говорящий и его адресат — основные действующие начала в речевом акте.

Теория речевых актов (далее — TPА) составляет центр прагматики. Основоположники ТРА— английский философ Дж. Остин и его последователь Дж. Сёрль — положили начало исследованиям речевого акта, когда произнесение высказывания оказывается совершением того или иного действия.

Речевой акт — сложное образование, состоящее из трех фаз.

Локуция (локутивный акт) — фаза выбора и организации языковых средств.

Иллокуция(иллокутивный акт) — фаза осуществления коммуникативного намерения говорящего совершить нечто с помощью речи. Понятие иллокуции связано с выражением намерения говорящего, его мотива и цели воз-действовать на слушающего с помощью речи. Иллокутивная сила, возможность воздействия на адресата с помощью высказывания — основа речевого действия. В зависимости от коммуникативной ситуации иллокутивная сила может истолковываться в высказывании по-разному. Например, высказывание «Я позвоню тебе сегодня вечером» может истолковываться как сообщение, обещание, извинение, предложение и др. Адресат должен ориентироваться в ситуации для однозначного понимания высказывания.

Перлокуция (перлокутивный акт) наступает при достижении иллокутивного воздействия на адресата и получении определенного результата. Перлокутивный эффект от речевого действия распознается по реакции адресата, когда говорящему удается убедить собеседника пожаловаться, поставить в тупик, оказать влияние.

Три основных разделы общей семиотики



Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru Семиотика
Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru синтактика Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru семантика Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации. - student2.ru прагматика
Правила построения знаков, синтаксис знаковой системы Смысл, содержащийся в сообщениях, передаваемых с помощью знаков Практическое использование знаков, оценка их полезности

Речевое общение как способ коммуникации. Устная и письменная формы речевой коммуникации.

Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Специалистами по общению подсчитано, что современный че­ловек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час.

Речь – это вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной). Говорящий, осуществляя эту деятельность, использует средства языка-двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти.

Функции речи (языка). Вопрос о конкретных приемах речевого воздействия теснейшим образом связан с общей проблемой функций речи (языка). Известно, что языковое оформление каждого конкретного сообщения определяется в своей основе целями, которые ставит перед собой его автор.

Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций.

К основным функциям относят:

Коммуникативная, репрезентативная функция (репрезентация – представление; изображение, образ), которая является доминирующей;

Апелятивнаяфункция (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;

Экспрессивная функция (экспрессия – выражение и выразительность).

Система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, необходимо оформить мысли, предполагается функция репрезентации (представления).

В процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.

Наши рекомендации