Тема 1. Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации

Учебная программа

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор БГУКИ

________________ Ю.П. Бондарь

«_______»_________________ 2014 г.

Регистрационный № УД-________/баз.

ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ:

РАЗДЕЛ 2: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РИТОРИКА)

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для направления специальности

1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) специализации

1-21 04 01-02 01 Менеджмент социальной и культурной сферы

Минск

БГУКИ

СОСТАВИТЕЛИ:

А.В. Калашникова, доцент кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»;

С.А. Простакова, преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Ю.Г. Болотова, доцент кафедры культурологи Частного учреждения образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», кандидат культурологи;

И.А. Алекснина,доцент кафедры театрального творчества учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат искусствоведения

РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой социально-культурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 4 от 22.11.2013 г.)

Президиумом Научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 2 от 19.12.2013 г.)

Ответственный за редакцию: В.Б. Кудласевич

Ответственный за выпуск: А.В. Калашникова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Речевая коммуникация (Риторика)» – учебная дисциплина способствующая совершенствованию коммуникативных навыков будущего специалиста, в соответствии с требованиями высшей школы и будущей профессиональной деятельности. Преподавание дисциплины направлено на создание устойчивой базы для дальнейшего усвоения дисциплин социально-культурного и культурологического цикла: «Ведение культурно-досуговых программ», «Сценарное мастерство» и «Режиссура культурно-досуговых программ» и др.

Цель дисциплины - обучение будущих специалистов мастерству красноречия, приобретение студентами коммуникативной компетентности и культуры речи.

Задачи курса:

1. формирование у студентов устойчивых знаний в области речевой коммуникации;

2. знакомство студентов с практикой и опытом речевой коммуникации (письменной и устной) в деятельности учреждений культурно-досуговой сферы;

3. изучение студентами технологических основ речевой коммуникации, специфики деловой риторики и риторики в сфере культурно-досуговой деятельности;

4. выработка у студентов способностей к межличностным коммуникациям, умений по организации эффективной речевой коммуникации в сфере профессиональной деятельности;

5. формирование у студентов лингвистических навыков (устная и письменная коммуникация), поиска и анализа информации для подготовки материалов, используемых в речевой коммуникации в сфере культуры и искусстве оратора.

В результате освоения курса студент должен знать:

- место и роль речевой коммуникации (риторики) в профессиональной деятельности культуролога-менеджера;

- современные структурные модели коммуникационного процесса, категориальный аппарат риторики и функции речевой коммуникации;

- специфический язык разных видов художественной словесности (поэзия, проза и др.) и современной словесности (устная словесность, письменная речь, печатная словесность, словесность СМИ);

- проблемы и тенденции развития речи, нормы русского и белорусского языка;

- достижения класической риторики и неориторики для их действенного использования в развитии личности, управленческом процессе и коммуникативной деятельности менеджера социокультурной деятельности;

- инновационные формы речевой деятельностью для осуществления эффективной коммуникации учреждений культуры в реальных условиях их функционирования.

Студент должен уметь:

- осуществлять художественно-творческую, организационно-управленческую и рекламно-информационную функции учреждений культуры с помощью эффективной речевой коммуникации;

- формировать у населения эстетическую культуру и культуру речи с помощью мастерства публичного выступления – риторики;

- использовать различные виды речевой коммуникации при разработке и проведении социально-культурных программ по организации свободного времени в конкретном микросоциуме;

- иметь навыки речевой коммуникации, связанные с управлением информацией;

- вести переговоры, разрабатывать кантракты с другими заинтересованными участниками;

- составлять документацию (деловые письма) и тексты выступлений, поздравительные, презентационные речи и др.);

- владеть навыками голососбережения и его развития.

В числе эффективных педагогических технологий, которые содействуют развитию у студентов критического мышления, опыта формирования и использования инструментария учебно-творческой деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности осваивать новый коммуникативный опыт, поиска и выявления студентами собственных смыслов и ценностного отношения, можно выделить технологии:

-проблемного обучения;

-развития критического мышления;

-проектного обучения;

-проведения учебных дискуссий, дебатов;публичных выступлений;

-учебной деловой игры;

-рациональной организации самостоятельной работы студентов (репетиционный процесс).

Основные формы обучения – лекции, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов орентирована на подбор и изучение материала для создания текстов речей для публичных выступлений перед аудиторией.

Учебным планом на изучение дисциплины «Речевая коммуникация (Риторика)» предусмотрено 84 часа, из них 54 часа – аудиторные занятия. Примерное распределение аудиторных часов занятий: лекционных – 20, семинарских – 14, практических – 20. По завершению изучения учебно дисциплины предусмотрен зачет (публичное выступление перед аудиторией).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    №     Название раздела, темы Количество аудиторных часов
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Всего
Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации
Риторика в современной речевой коммуникации
Речевая деятельность и особенности функционирования языка  
Речевая культура и культура речи
Речь как средство общения  
Литературный язык как высшая форма национального языка
Норма - центральное понятие теории культуры речи
Логика речи и коммуникативные барьеры. Культура спора
Речевые нарушения и методы преодоления недостатков речи  
Виды современной словесности. Художественное чтение
  Всего…

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Заочное обучение)

    №     Название раздела, темы Количество аудиторных часов
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Всего
Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой рекламной коммуникации.  
Речевая деятельность и особенности функционирования языка. Риторика в современной речевой коммуникации.
  Всего…
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Вводная лекция. Процесс коммуникации и особенности устно-речевой деловой коммуникации

Содержание курса, цели и задачи. Понятие коммуникации. Коммуникация как явление, структура и процесс, основные дефиниции. Коммуникация как специальный характер взаимодействия людей друг с другом, выраженный в контактах и общении. Аристотель и его структура коммуникации: оратор – речь – аудитория. Модели коммуникации. Речевая коммуникация. Основные составляющие процесса коммуникации и подходы к её изучению. Виды коммуникации. Коммуникация в решении специальных задач: политические, организационные, рекламные коммуникации и др. Особенности межличностной коммуникации.

Особенности устно-речевой коммуникации.Деловая коммуникациякак предметно-целевая деятельность: содержание каждой коммуникативной формы (лекции, доклада, дискуссии, беседы) и каждой речевой конструкции (вывода, мнения, критического замечания, реплики) зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Функции устно-речевой коммуникации: инструментальная, интегративная, самопрезентации, трансляционная, социального контроля, социализации, экспрессивная и др.

Тема 2. Риторика в современной речевой коммуникацииПонятия «риторика», «оратор», «ритор». Мастера красноречия и развитие ораторского искусства на Беларуси. Классическая риторика и ее разделы. Риторика в современной речевой коммуникации. Риторика благодарности. Риторика извинения. Риторика замечания. Неориторика - мастерство эффективной речи. Понятие «публичная речь», виды речей. Целевая установка речи и этапы подготовки выступления. Ораторика (поздравительная речь) как классический тип речи, организующий и нормализующий жизнь государства. Требования к содержанию и построению поздравительной (хвалебной, эпидейктической) речи. Традиции академического (монологического, лекторского) и педагогического (учебного) красноречия. Требования к образу оратора в научном выступлении: новизна, уместность, оригинальность, системность, краткость, полнота изложения предмета, оптимальность стиля. Жанры учебной речи: лекция, семинар, учебный диалог, экзамен. Приёмы установления обратной связи с аудиторией.

Наши рекомендации