Билет 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организация материала
Существует несколько разновидностей репортажа. В современной журналистике в зависимости от задачи, которую ставит перед собой автор, оформилось несколько основных видов репортажа. Сохраняя все главные особенности, черты этого жанра, они все же существенно различаются между собой.
Основным качеством, определяющим вид репортажа, является форма отображения действительности. Если задача, поставленная автором перед собой, имеет ограниченный характер, репортер стремится лишь сообщить о факте, событии, большей частью и не пытаясь обобщить то, о чем рассказывает.
В лучшем случае он дает сжатую оценку, высказывает свое отношение к тому, что увидел или узнал. Это информационный репортаж.
Автор может поставить задачу не только сообщить факты, но и передать личное отношение к ним. И тогда мы видим перед собой репортаж-«раздумье», в котором автор высказывает свое мнение при помощи лирико-публицистических отступлений.
Следующий вид репортажа – аналитический. Автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.
Выделяется еще одна тематическая разновидность репортажа – исторический, где сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.
То, что в некоторых газетах выделилась отдельная рубрика «Криминальный репортаж», позволяет говорить об еще одной разновидности репортажа, хотя опять-таки по своим жанровым признакам такие репортажи подходят под определение информационных.
Рассмотрим признаки репортажа на примере наиболее сложного вида – аналитического – репортажа В. Каркавцева «Диггеры на дне Москвы». Работая над материалом о подземных коммуникациях Москвы, журналист не ограничивается констатацией фактов (тема информативная), но предлагает образное решение темы, включаясь в действие своих героев.
На этом этапе изобретения, нахождения материала, как и при создании любого текста, необходимо руководствоваться знанием жанрово-стилистических особенностей репортажа. Модель риторического канона предполагает их учет на каждом этапе создания текста.
Итак, на этапе инвенции перед автором стоит первоочередная задача – выбор темы, которая может быть раскрыта именно в жанре репортажа. Репортажность темы обусловливает ее формулировку, что проявляется в обязательном использовании в теме отглагольного существительного, которое и выражает событийность: проведение, организация, открытие, демонстрация и т.д.
Выбрав событие, тему, автор, прежде всего, становится участником события и начинает подбирать материал уже на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.
Зная характерные черты жанра, можно выделить «общие места», необходимые при создании любого репортажа. К внутренним «общим местам», способствующим раскрытию темы именно в жанре репортажа, относятся:
Топос – обстоятельство.
Во-первых, это указание места, где происходит событие.
Во-вторых, указание времени, когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится.
Топос – целое – часть.
Поскольку в репортаже часто встречается описание, а сам репортаж представляет собой повествование, и эти типы текстов не обходятся без данного «общего места», то и в тексте В. Каркавцева подобный топ использован. Схематично деление темы на основании данной смысловой модели можно представить так: Москва – подземная Москва – уникальные памятники, секретные объекты – вода, керамическая труба, кирпичная кладка и т.д.