Структурные (жанровые) единицы пропаганды

Система пропаганды в том или ином средстве массовой информации представляет собой совокупность структурных (жанровых) единиц, рационально используя которые, редакция может добиваться желаемого пропагандистского эффекта. В каждом номере газеты, в материалах радио- и телевизионного «дня» можно обнаружить такие элементы. Это не значит, что все они в обязательном порядке должны быть представлены в полном объеме. Но, так или иначе, они неизменно присутствуют в работе редакции и составляют основной пропагандистский арсенал издания.

Идеологический ряд содержания, как правило, полно и обстоятельно раскрывается разными жанрами: документальными публикациями (изложениями и полными текстами речей, докладов и т.п.), аналитическими статьями, репортажами, очерками. Идеологический ряд составляет ядро ценностной нагрузки любого вида СМИ: печати, радио, ТВ. В прессе идеологический ряд концентрируется, как правило, на 1 полосе и на развороте: это 2-3 аналитические статьи, документальная публикация, комментарийная оценка, рубрикация, передовицы, письма читателей.

Основными структурными элементами системы пропаганды в газете являются следующие.

Подборки информационных заметоктипа «Зарубежный курьер» («Известия»), «Нам пишут», «Факты, мнения, проблемы» («Правда»), «Пульс планеты», «Последние телеграммы из-за рубежа» («Труд»). Они отличаются большой лаконичностью, дают возможность составить цельное представление о широком спектре проблем и вопросов социально-экономической и политической жизни. Пропагандистский потенциал таких публикаций состоит, во-первых, в концентрации выразительного фактографического материала;

Тематические страницы, публикуемые под заголовками «День Родины», «Уверенная поступь социализма», «СССР на стройке», «Народы требуют мира», «Мир на этой планете» («Труд», «Правда», «Известия»), содержащие разнообразный материал. Сюда включаются различные газетные жанры — от корреспонденции до очерка.

Преимущество этих публикаций состоит в том, что они дают возможность обстоятельно и разносторонне рассмотреть то или иное явление, выделить главное, расставить необходимые пропагандистские акценты. Тематические страницы тем действеннее, чем полнее содержащаяся в них информация соответствует интересам читателей, чем конкретнее и ярче освещаемые в них факты.

Передовица. Передовая редакционная статья, открывающая номер газеты, отражает политическую линию издания. Как правило, она посвящена важнейшим явлениям, имеющим актуальное значение для широкой общественности. Передовая статья указывает пути и способы решения той или иной проблемы, помогает читателю ориентироваться в обстановке, дает политическую оценку главным событиям дня, формулирует задачи на будущее. Обобщающий политический характер передовых статей придает им значительную пропагандистскую нагрузку. Передовая статья — это призыв к действию с указанием конкретных путей и способов осуществления деятельности. Если передовая статья тесно связана с жизнью, если материал изложен логично и доходчиво, живо и выразительно, она может иметь значительный мобилизующий эффект: «Равняться на лучших», «Сегодня – коммунистический субботник» («Труд»).

Пропагандистская статья.Это, как правило, крупноформатное авторское выступление, имеющее целью утвердить определенный взгляд, суждение, представление по важному общественно-политическому или иному вопросу. Ее особенность состоит в том, что она должна содержать развернутую, углубленную аргументацию. Все основные положения, высказываемые в ней, подлежат тщательному анализу. В газетных пропагандистских статьях нередко затрагиваются существенные вопросы современной идеологической борьбы и международных отношений, методологии общественных наук, разъясняются те или иные партийные документы и др.: статьи в «Известиях» - «Двойной стандарт морали», «США: накануне выборов».

Обозрение. Задача обозрения — дать целостную картину той или иной сферы жизни, соединив воедино разрозненные факты на основе найденных закономерных связей между ними. Скажем, цель международного обозрения — выявить характерные особенности международной жизни за определенный период. Экономическое обозрение содержит анализ наиболее типичных явлений определенной отрасли или народного хозяйства в целом. Участвуя в формировании системных представлений аудитории по актуальным проблемам современности, обозрение выполняет важную пропагандистскую функцию, являясь одним из наиболее сложных жанров журналистской пропаганды. Он требует знания обширного фактографического материала, достаточных аналитических способностей и глубокого понимания политической сути явлений. Если обозрение содержит глубокий анализ фактов и явлений, обобщение которых имеет практическую ценность, оно выполняет очень важную и ответственную пропагандистскую работу.

Сатирические газетные жанры. В структуре газетной пропаганды эта жанровая группа играет заметную роль. Памфлет, фельетон, пародия, эпиграмма прямо относятся к пропаганде, поскольку, критикуя тех или иных носителей социального зла, они воспитывают непримиримость к нему. XXVII съезд КПСС подчеркнул значение принципиальной и конкретной критики в советской пропаганде, указав в то же время на те социальные явления, которые должны стать первоочередными объектами критических выступлений,— бюрократизм, инертность, формализм, ведомственность и местничество, хозяйственные и служебные злоупотребления, нетрудовые доходы, угодничество, самоуспокоенность, бесхозяйственность, обольщенность успехами. [44, 13]. Чем последовательнее и острее ведется газетой борьба с недостатками, чем шире и полнее используются сатирические жанры (включая карикатуру), тем увереннее можно рассчитывать на успех пропагандистской деятельности. Большое пропагандистское значение имеют и сатирические материалы на международные темы.

Таковы основные структурные единицы, входящие в систему газетной пропаганды.

Подведем итог по вопросу пропагандистской деятельности. Мы доказали, что пропаганда и журналистика находятся в тесной взаимосвязи; пропаганда – одно из сильных средств по консолидации и интеграции общества, что является необходимым для любого государства. Пропаганда имеет как свою специфическую методологию, так и технологию ведения. Общая схема работы пропаганды такова: сначала происходит привлечение внимания общественности к данному вопросу. Создается определенная атмосфера, а соответственно и эмоциональное отношение к явлению. Затем в аналитических материалах формируются оценки (политические, философские, правовые и др.). Пропаганда стремится закрепить оценочные суждения разнообразной аргументацией, рассмотрением тех или иных альтернативных позиций. Нередко средства массовой информации, чтобы добиться поставленной цели, должны вновь и вновь возвращаться к одному и тому же вопросу, подходить к нему с разных сторон, применять различные формы, приемы и средства влияния. Без целенаправленности и последовательности ни о какой эффективности пропагандистской работы не может быть и речи.

Что же такое эффективная пропаганда? Единым обобщающим критерием эффективности пропаганды может быть только достижение стоящих перед нею целей и задач. П. В. Поздняков совершенно справедливо отмечает: «Мера эффективности — это степень приближения к исходной цели пропаганды». [26,132].

Эффективная пропаганда — это пропаганда, в которой полностью проявляются обусловленные ее природой закономерности. Такая пропаганда максимально реализует свои методологические принципы — научность, партийность, правдивость, связь с жизнью, конкретность, единство слова и дела. Пропаганда может быть эффективной, если она обеспечивает широту и массовость охвата населения единым идеологическим влиянием, целенаправленность, последовательность и комплексность воздействия.

Эффективная пропаганда предполагает функционирование своего аппарата на основе централизации, специализации, взаимодействия и координации. Эффективная пропаганда — это пропаганда, которая на практике осуществляет методические принципы воздействия — системность, популярность и доходчивость, дифференцированный подход к различным социальным группам и слоям населения, наращивание идейных влияний. Наконец, эффективная пропаганда широко и умело использует арсенал разнообразных средств и приемов, имеющихся в ее распоряжении.


III. Заключение

Разрабатывая наше исследование, мы можем сделать следующий вывод: журналистика в одном из своих аспектов существует как целостный пропагандистский механизм, чьи усилия, по большому счету, направлены на формирование положительного отношения к власти. С этой целью СМИ выработали и взяли на вооружение особую систему манипулятивного воздействия на общество, способствующую упрощенному, не критическому восприятию в массовом сознании окружающей действительности. Манипулятивность журналистики проявлялась и проявляется в существовании стереотипизации и мифологизации, способствующей формированию единой идеологии, главным образом – единого политического мировоззрения, позитивного отношения к власти как основы для осознания и сохранения своей народности, национальности и самобытности, способности противостоять чуждым влияниям во время информационных войн - в этом и состоит, на наш взгляд, необходимость владения методами, приемами и способами пропаганды и контрпропаганды.

В своем исследовании, рассмотрев методологию и технологию советской пропаганды, мы можем утверждать, имея перед собой ход исторической судьбы СССР, что советская пропаганда была успешной и эффективной долгий период времени. Признаками эффективности служит то, что советская пропаганда справлялась с задачами, поставленными партией, сплотила людей в «социалистическое общество», успешно налаживала «братские отношения», имела поддержку среди населения капиталистических стран, поднимала и поддерживала дух и гордость советского народа за свою страну. Не избежала советская пропаганда и ошибок: и в теоретической литературе, и в журналистской практике советского периода мало внимания уделялось социологической пропаганде.

Это понятие ассоциировалось со средствами массовой информации капиталистических стран. Исходили при этом из следующей посылки: поскольку буржуазная пропаганда обречена на провал в силу порочности идеологии, которую она отстаивает, средства массовой информации капиталистических стран вынуждены прибегать в основном к скрытой — социологической пропаганде; коммунистическая идеология, отличающаяся научностью, привлекательна для народных масс, поэтому коммунистической пропаганде нет необходимости прибегать к скрытым формам распространения идеологических взглядов, можно, дескать, ограничиться одной политической направленностью идеологического влияния. Довольно наивное предположение. Буржуазная пропаганда для достижения своих целей широко использует материалы и социологического, и политического характера. В то же время для распространения научной идеологии недостаточно одной политической пропаганды. Мировоззрение складывается не только из политических взглядов, оно включает все представления и принципы, определяющие отношение человека к окружающему миру. Ограничиться только политикой — значит потерять возможность овладеть мировоззрением в целом.

Известно, к каким издержкам привели недооценки нашей пропагандой воспитания вкусов и запросов молодежи к одежде, к таким, казалось бы, незначительным аксессуарам, как надписи на майках, значки и др. Вакуум, созданный, конечно, не без вины промышленности, стал заполняться чуждыми для социалистической идеологии влияниями. Невнимание к социологической пропаганде обернулось потерями в политической сфере.

В современном мире все взаимосвязано. И политическое кредо не так уж обособлено от привычек в одежде и манер общения. Поэтому совершенно необходимо, чтобы политическая пропаганда дополнялась и подкреплялась социологической.

Несмотря на это, советская пропаганда была мощным и успешным идеологическим орудием, сформировала советскую идеологию, идеологию, на долгое время сплотившую социалистическое общество.

Пропаганда развивается вместе с развитием общества. Общество должно породить социальный заказ на исследования в сфере пропаганды, только тогда мы, столкнувшись с новой ситуацией, сможем разрешить ее.

Перестройка пропагандистской деятельности в средствах массовой информации должна совершаться по двум основным направлениям: развитие научных основ пропаганды и совершенствование системы журналистской пропаганды. Развитие научных основ пропаганды включает более полное использование ею новейших достижений общественных наук. Пропагандистская деятельность прямо зависит от идеологической, теоретической работы. От глубины и точности научного анализа закономерностей развития советского общества во многом зависит оптимальное определение направлений, видов и форм пропагандистской работы.

Развитие научных основ пропаганды предполагает также применение ею научно обоснованных методов и приемов воздействия. В этом отношении большое значение для пропаганды приобретают новейшие исследования закономерностей распространения и усвоения информации, изыскания в области общей и социальной психологии.

Разработка и совершенствование системы журналистской пропаганды и управления пропагандистским процессом может являться продолжением разработки нашего исследования.

Перестройка журналистской пропаганды выдвигает в центр внимания, прежде всего, четкое определение идеологических приоритетов развития российского общества. А отсюда и развитие следующих факторов, от которых зависит эффективность пропаганды:

1. совершенствование планирования пропагандистской деятельности, внедрение комплексного подхода к организации пропаганды и руководству ею;

2. углубление взаимодействия и координации всех средств пропаганды и агитации;

3. постановка систематического научного изучения эффективности и действенности пропагандистской работы;

4. внедрение научных методов организации и ведения пропаганды;

5. улучшение системы подготовки и переподготовки кадров журналистской пропаганды;

6. организация постоянного и регулярного политического ориентирования и оперативного информирования пропагандистов на всех уровнях.

Оказать посильную помощь совершенствованию журналистской пропаганды призваны и специализированные научные разработки, относящиеся к деятельности средств массовой информации. В данном исследовании была предпринята попытка обобщающего анализа методологии и методики журналистской пропаганды

В своем исследовании, изучив особенности советского периода «холодной войны», рассмотрев методы, способы и приемы советской пропаганды через аналитическую работу над газетными материалами, мы можем утверждать, имея перед собой ход исторической судьбы СССР, что советская пропаганда была успешной и эффективной долгий период времени. Изучение достижений и ошибок советской пропаганды было выдвинуто и разработано нами как проблема данной дипломной работы с целью продолжения разработки в плане формирования новой идеологии российского, русского общества, необходимость которой в наше время продолжающейся информационной войны с Западом назрела как никогда остро.


Библиографический список

1. Бакулев Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации // Социс, 2005.

2. Беглов М.С. Коммивояжеры смерти. – М.: Советская Россия, 1986.

3. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М.: Высшая школа, 1980.

4. Беглов С.И. Империя меняет адрес: британская печать на рубеже тысячелетий. – М., 1997.

5. Бережной А.Ф. Ленин. Принципы советской печати. – Л.: Лениздат, 1970.

6. Бессонов Б. Н.. Идеология духовного подавления. — М., 1978.

7. Большая советская энциклопедия, т.28. с.1026

8. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 1981.

9. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты -М.: Изд-во РАГС, 1998.

10. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М., 1996.

11. Журналистикав политической структуре общества: Некоторые проблемы политической организации системы средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Я. Н. Засурского. - М., 1975.

12. Журналистика и идеология / Под ред. В. В. Ученовой. - М., 1985.

13. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2001.

14. Ильин В.В. Политология. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.

15. История России 20 века. / под ред. Б.В. Личмана.- Издательство УГТУ-УПИ, Екб, 2003.

16. Как провести социологическое исследование / под ред. М.К. Горшкова. –М.: Политиздат, 1990.

17. Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. — М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1998.

18. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М.: Политиздат, 1987.

19. Крысько В. Г.Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). –Минск., 1999.

20. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). – М.: Флинта: Наука, 2002.

21. Кузнецов И. В., Мишурис А. Л. История партийно-советской печати. –М.: Изд-во московского университета , 1974.

22. Мельвиль А. Ю. Политология: учебник. – М.: МГИМО, 2004.

23. Мельник Г. С. Maas Media: психологические процессы и эффекты - Спб., 1996.

24. Общественноемнение и пропаганда / Отв. ред. А. К. Уледов. М., 1980.

25. Поздняков П. В. Эффективность коммунистической пропаганды. - М., 1975

26. Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999.

27. Политология: Энциклопедический словарь / Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. С. 18.

28. Почепцов Г. Г. Информационные войны. – М., 2000.

29. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.

30. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. –М.:Центр, 1998.

31. Почепцов Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного символизма и мифологизма. – Киев.: Глобус, 1994.

32. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики – М.: Высшая школа, 1980.

33. Психология влияния: Хрестоматия / сост. А. В.Морозов. - СПб, 2000.

34. Пшеничный Б. Н. Способы ведения массовой пропаганды // Вопр. теории и практики массовых средств пропаганды. 1970. Вып. 3. С. 290—328.

35. Расторгуев С. П. Информационная война. — М: Радио и связь, 1999.

36. Россия в мировой истории / Под ред. В. С. Порохни. - М.: Логос, 2003

37. Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. – Киев, «Вища школа», 1987

38. Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург.: Издательство Уральского университета, 2001.

39. Теория и практика советской периодической печати / ред. Д. Т. Бекасов и др. – М.: Высшая школа, 1980.

40. Теплюк В. М. Этика журналистского творчества – М.: Мысль, 1980.

41. Феофанов О. А. США: реклама и общество. - М., 1974.

42. Фред С. Сиберт, Уилбур Ш., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Вагриус, 1998.

43. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб, 2001.

44. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политической, воспитательной работы». Сборник выступлений. – М.: 1979.

45. Шиллер Г. Манипуляторы массовым сознанием. – М.: 1980.

46. Яновский Р. О возрастающем значении политического сознания // Коммунист. 1986. № 1.

47. Известия, 1986, 9, 12 ноября, 1987, 8, 10 ноября; 1988, 3, 5 мая, 1989, 7, 8 мая.

48. Труд, 1983, 15 октября, 27, 29 ноября; 1984, 15 октября, 17 октября, 24, 25 ноября.

49. Правда, 1986, 1987, 1989 2, 3, 17 мая.

Наши рекомендации