Изобретение и прогноз в диалоге
В сфере прогностики существуют следующие условия содержательности:
Интуитивный прогноз развития ситуации, исходя из нового события. Например, террористы совершили подрыв транспортного средства. По характеру результатов акции и вещественных остатков и из опыта строится предположение о том, что это за люди, где они могут находиться и что можно ожидать от них, предположив их намерения.
Обоснованный прогноз развития ситуации состоит в том, что берутся данные, исчерпывающим образом описывающие ситуацию, привлекается расчетный аппарат и на основании расчетных данных строится прогноз. Так, по метеорологическим наблюдениям, произведенным в разных местах, состовляется прогноз погоды, который в принципе обоснован метеорологической теорией движения воздушных масс инсоляции и влияния воды и рельефа на погоду в данной местности.
Привычный прогноз строится на частом последовательном повторении привычных, регулярно наблюдаемых событий. Например, если собака вдруг поднялась со своего места и побежала к воротам виляя хвостом - значит, идет ее любимый хозяин. При привычном прогнозе ожидаемое событие и предваряющее его событие не разделяются на факторы. Они однофакторны в отличие от обоснованного прогноза и интуитивного прогноза. Привычный прогноз содержит диалог в две реплики: описание наблюдаемого события и описание ожидаемого события
В сфере искусства содержательность диалога зависит от того, кто его ведет. В принципе, мыслимы следующие ситуации: художник - художник, художник - критик, критик - зритель (потребитель искусства) или слушатель, потребитель - потребитель. В каждой ситуации пафос содержательности различен.
В ситуации художник - художник содержательность диалога определяетс предъявлением одним художником другому своего произведения искусства, что и составляет обмен репликами: художник А, его произведение художник Б, его произведение художник А', его новое произведение... и т. д.
В ситуации художник - критик в ответ на предъявление художником его произведения критик рассматривает факторы, из которых сложено произведение искусства, и заключает о стиле произведения и, следователь но, о его месте в процессе художественной деятельности.
В ситуации критик - потребитель потребитель спрашивает о достоинствах произведения, критик рассматривает произведение в своеобразной шкале художествен ных ценностей и дает заключение о его достоинствах. Шкала есть факторный анализ сравнения произведений, но не его внутренняя структура, которую критик разобрал по факторам в диалоге с художником.
Диалог зритель - зритель представляет собой обмен синтетическими вкусовыми характеристиками, сравнение самих характеристик и установление отнесенности потребителя к определенному классу потребителей, различаемых по их вкусам.
В сфере решения прикладных задач диалог происходит так же, как и в произведениях искусства, но к этим диалогам добавляется диалог между художником и заказчиком. Так, архитектор должен обосновать перед заказчиком свой проект. Он делает это, опираясь на факторы, определяющие архитектурное творчество: назначение объекта строительства, внешняя среда, перспективы использования, внешний вид в его отношении к внутренней структуре, характер материалов, технологи постройки, цена, юридические условия создания объекта. Эти разнородные факторы сводятся вместе в архитектурный образ, который в свою очередь разбирается примерно так же, как это делает критик произведени неприкладных искусств.
Таким же образом строится диалог художника с заказчиком при создании костюма или дизайна внутреннего убранства помещения или при создании иных объектов вещной среды окружения заказчика.
В сфере управления диалог строится между тем или теми, кто ставит задачу, и тем или теми, кто ее исполняет. В диалоге обсуждаются: задачи области деятельности, предмет деятельности, средства деятельности, желаемый результат и сроки деятельности. Исполнитель задачи докладывает свое решение о том, как он предполагает достичь определенного задачей результата в определенные задачей сроки, т. е. как он предполагает распорядиться средствами и переформировать предмет деятельности. Этот диалог продолжается тем, что исполнитель докладывает постановщи ку задачи о ее выполнении.
Другой тип управленческого диалога состоит в установлении договорных отношений, обусловливающих обязанности сторон. Содержательность этого договора определяется терминологической точностью называния типа товаров и услуг, их параметров, сроков исполнения договора обеими сторонами, условий исполнени договора, ответственностью сторон и обстоятельств, при которых договор не может быть исполнен (например, действие непреодолимой силы), а также цены и порядок расчетов. Диалог включает в себя прелиминарии, т. е. предварит ельные договоренности (устные и письменные), окончательные договоренности или сам договор, устный или письменны й, и взаимное извещение о совершении дела по договору.
Чем меньше переговоров по договору, тем выше его содержательность. Но если объект договора необычен, т. е. не встречается в обыденной практике сторон, тогда переговоры более длительны и требуется много встреч для переговоров. При этом стороны не должны касаться внутренних для каждой из сторон действий по договору, а только взаимных обязательств.
Еще один тип управленческого диалога - привлечение работников (договоры о найме, приглашении консультантов, временных работников и т. п.). В этих диалогах оценивается подготовка, умения и способности людей и организаций. Сюда включается образовательный статус, опыт работников, оценка прецедентов их деятельности, стоимость их рабочего времени, могут быть также оценены семейное происхождение, религиозные взгляды, моральные качества, семейное положение, возраст и т. п. в зависимости от характера предполагаемой работы. Диалог ведется в письменной и в устной форме и отражается затем в документах. Диалог представляет собой опрос кандидата на работу и ответ о заключении трудового соглашения. Сложность этого диалога состоит в неопределенности оценки человека по формализуемым данным, которые никогда не отражают достаточно полно способности человека.
В сфере образования определить содержательность диалогов очень трудно, хотя эта сфера исчерпывается домашним воспитанием, образованием, церковью, участием в игровой деятельности, обрядами. Каждая из этих областей обычно достаточно строго регламентирована, за исключени ем домашнего воспитания, но и оно отчасти регламентирова но старшинством, семейными обязанностями и историей семьи. Все же содержательность диалогов определяется не их порядком ведения и тематикой, а результатом, состоящим в изменении духовного состояни и внешнего поведения обеих сторон: учителя (воспитателя) и ученика (воспитуемого). Оценка же того и другого практически не формализуется.