Физическая готовность к силе

Я был в Малайзии, в Гентинтском нагорном курорте, по приглашению страховой компании "Грейт Истерн Лайф". Когда они представляли меня, играла тяжелая драматическая музыка, ко­торая обволакивала всю огромную аудиторию. Робина, моя жена, сидевшая рядом со мной, ска­зала, чтобы я перестал причинять себе боль. Она впервые увидела (хотя я делаю это уже бо­лее 20 лет), что я сильно щипал свои руки, ноги и тело, чтобы быть бодрым и энергичным, когда выйду на сцену.

Я не предлагаю этот метод для всех, но заме­тил, что он временно устраняет усталость и об­щую утомленность и придает бодрости, а это помогает приготовиться оратору к влиятель­ному выступлению.

Еще один метод, как подготовить себя, это час­тое глубокое дыхание. Когда никто не смотрит, я заряжаюсь воздухом, чтобы физически быть готовым к, можно сказать, лучшему выходу моей жизни. Эти и другие упражнения помогают сти­мулировать физическую бодрость. Я редко выбе­гаю на сцену, как это делают некоторые ораторы, так как им не хватает чувства собственного до­стоинства, а также потому, что не хочу рассыпать свои заметки или споткнуться о провода.

Поза силы

Генерал де Голль, Черчилль, Чан Кайши - ге­рои прошлого, но они всегда в умах людей, ко­торые восторгаются величием. Все они облада­ли качеством, которое люди называют позой силы. Их походка, взгляд, жесты, стиль - все это создавало образ, источающий силу.

Хотя я не верю и никогда не смогу согласить­ся с аксиомой "притворяйся, пока не получится по-настоящему", есть, на мой взгляд, определен­ная степень достоинства в том, как представлен человек, и даже в так называемом просвещен­ном обществе этим восхищаются и иногда боятся. Когда человек "прилипает" к одному месту на сцене в течение всего выступления, он теряет эту позу силы. Точно так же, как и по­стоянное хождение взад-вперед по сцене, я думаю, лишает речь выразительности и контак­та с публикой.

Однако существует золотая середина, поло­жение на сцене или ряд поз, которые создают иллюзию, а временами и реальность силы. Искренность редко можно подделать, а взмахи руками и движения тела, которые не находятся в гармонии со сказанными словами, только де­лают ваше выступление нелепым или даже смешным. Для того чтобы явить утверждение силы, необходимо сделать небольшой шаг назад. Руки должны быть опущены вниз по не­большой дуге, кулаки сжаты, а глаза - полны решимости и смотреть прямо вперед.

Движения тела трудно запрограммировать, потому что для одного человека что-то может выглядеть хорошо и приемлемо, а для другого - совершенно противоположно. Смотрите на тех, кого вы считаете лучшими в своей сфере, на­блюдайте за их движениями тела, которые, на ваш взгляд, добавляют особое воздействие и де­лают ударение. Попытайтесь выбрать то, что подходит к вашему стилю, и переймите их, сделайте их своими движениями.

Допущения силы

Есть такие моменты во время выступления, когда вы получаете право делать определенные допущения. Аудитория уже показала, что она - с вами, благодаря своему абсолютному внима­нию, смеху или аплодисментам, а вы уже оцени­ли ее настроение и характер. Это позволяет вам сделать эффектный шаг, полный смелости и предсказуемости.

Правильное время имеет первостепенную важность, когда вы расчетливо ведете свою тему к непреклонному выводу, который невозможно опровергнуть. Именно в такое время настоя­щий профессионал обладает чутьем момента. Когда подходит время провозглашения вашей истины, делайте это со смаком и достоинством. Если вы упустите момент самой высокой степе­ни восприимчивости аудитории, его придется снова создавать. Помните, что во второй раз это сделать гораздо труднее, поэтому иногда лучше смириться со "вторым сортом", чем вообще по­терпеть неудачу.

Для того чтобы рассчитать время для апло­дисментов или одобрения публики иногда тре­буется простое, сильное приемлемое утвержде­ние, за которым нужно сделать паузу. Чем боль­ше вы выступаете, тем больше практикуетесь и тем лучше вы готовитесь, тем точней вы будете знать, как использовать время и тишину для своей выгоды. Помните, достоинство стиля и обдуманные слова в правильный момент при­несут успешные результаты.

Проблемы силы

Однажды я путешествовал с известным ора­тором. Он все время рассказывал мне, как ему приходилось избегать людей в аэропортах, по­тому что его узнавали, а потом беспокоили. Когда мы вместе шли по терминалу аэропорта, никто его не замечал, и даже служащий в зале для высокопоставленных лиц не узнал его. Мой компаньон очень расстроился и продолжал озираться вокруг, а также улыбаться каждому, с кем он встречался глазами. В конце концов он вышел из зала со слабым объяснением, что ему нужно купить какой-то журнал. Он ходил вверх- вниз по аэровокзалу, пока его кто-то не заметил.

Как печально, думал я, что человеку нужно внимание и хвала, чтобы чувствовать себя уве­ренно. Другие знаменистости, известные мне, требовали и очень часто получали особое до­полнительное обслуживание и внимание, пре­восходящее их нужды комфорта, одновремен­но смущая людей вокруг них и злоупотребляя привилегиями, которыми они обладали благо­даря их популярности, силе и известности.

Использование позиции власти, известности и популярности с целью контроля, манипуля­ции и требований к другим людям является не просто плохими манерами, но и проявлением заносчивости. Если вы успешны в своем стрем­лении к выдающейся силе в публичных выступ­лениях, то это, как я думаю, не делает данную вам и полученную вами свободу лицензией на легкомысленность и высокомерие. Хотя време­нами вы проявляете свой максимум и из-за определенного давления вам может потребо­ваться особое внимание, такие привилегии нужно принимать с благодарностью, демон­стрируя, что вы осознаете, что ваше положение заставляет вас быть там, где вы есть, но также легко вы можете свалиться на землю.

Будьте осторожны с силой, осознавайте ее способность совращать. Понимайте это и со­противляйтесь тому, чтобы эта сила не сделала вас тем, кем вы не являетесь.

Исключительность силы

Существуют редкие экстраординарные слу­чаи, когда вы нарушаете все правила и все равно выходите победителем. Такое происходит в спорте, во время политических выборов, в биз­несе. Публичные выступления не являются ис­ключением. Нужно помнить, что эти случаи действительно исключения, и в силу своей ис­ключительности они трудно достижимы. Я был свидетелем только один или два раза, когда ора­тор был плохо подготовлен к спонтанно воз­никшей ситуации, но каким-то образом совер­шил нечто уникальное и непредсказуемое, что сделало его выступление шедевром.

Никогда не рассчитывайте или не ожидайте, что такое произойдет, в надежде, что как-то у вас все получится. Читатель этой книги, кото­рый хочет получить какую-то помощь для сво­их выступлений, позвольте мне сказать, что все принципы, описанные в этой книге, примени­мы к вам. Все дело в том, чтобы оценить, на­сколько вы серьезно относитесь к своей пред­стоящей речи. Это будет определять, насколько вы себя посвятите достижению превосходного мастерства. Очень часто только отличная пода­ча материала, идея или план помогают оратору добиться успеха, но использовать только один элемент, не делая ударения на двух других, преисполнено опасности.

Произносимая вами речь, вне зависимости от темы, вне зависимости от аудитории, является простым, но ясным провозглашением того, что вы обладаете идеалами, мыслями и концепция­ми, которые вы готовы подвергнуть тщательно­му исследованию, и на этом основании вы при­глашаете аудиторию оценить вас. И она будет это делать!

Поэтому вот мои заключительные слова для всех тех, кто читает эту книгу и желает дости­гать силы: "Говорите с выдающейся силой!"

Приложение 1.

Часто забываемые дополнения

1. Проверьте, есть ли чистая питьевая вода.

2. Обязательно сходите в туалет.

3. Если вы охрипли или простудились, съешьте ломтик свежего ананаса. Ваше горло прочистится быстро и достаточно хорошо, чтобы вы смогли выступить с речью.

4. Снимите с себя значки, которые могут отражаться со сцены и бликами мешать сидящим в зале.

5. Заранее продумайте, как вы будете уходить со сцены или к месту вашего следующего назначения.

6. Обратите внимание на ступеньки и рампы, особенно когда вы спускаетесь со сцены, когда глаза привыкли к освещению прожекторов.

7. Позаботьтесь о том, чтобы вам было удобно читать свои записи, чтобы они были расположены на такой высоте и под таким наклоном, чтобы аудитории не приходилось смотреть на макушку вашей головы.

8. Проверьте устойчивость подиума.

9. Позаботьтесь о том, чтобы ваши записи не соскользнули и не улетели.

10. Держитесь подальше от вентиляторов, обогревателей и кондиционеров.

11. Проверьте аудиосистему во всем помещении.

12. Задолго до прибытия проверьте, не отменено ли выступление.

13. Помните, что с большими аудиториями справиться намного легче, чем с малыми.

14. Еще раз проверьте время, на которое назначено выступление, и его продолжительность.

15. Попросите ответственного за проведение программы объяснить вам, когда и как можно начинать свое выступление.

16. Поговорите с самым главным руководителем и:

а) получите подтверждение о выделенном вам времени;

б) получите гарантии о назначенном времени начала и завершения выступления, а также о том, как он поступит, если программа затянется, - не принимайте смех в качестве ответа на вопрос.

17. Избегайте затяжных выступлений, когда все устали и не могут дождаться завершения.

18. Обратите внимание, что если ваше выступление назначено после перерыва на кофе или туалет, аудитория начнет постепенно отключаться.

19. Никогда не говорите о том, что вы устали, больны, взволнованы, не готовы или чем-то расстроены.

20. Убедитесь в том, что организаторы пони-мают и принимают все ваши условия до того, как вы выедете из дому. Заранее купите билеты на самолет и получите подтверждение бронирования гостиницы на имя организатора (в противном случае есть вероятность, что вы получите счет об оплате). Также согласуйте вопрос о продаже книг, CD и DVD.

21. Не останавливайтесь в частных домах, где вам придется гладить собак и играть с детьми и где у вас не будет ни минуты, чтобы побыть самому и отдохнуть.

22. Имейте дело только с одним человеком. Если вы собираетесь заключить договоренность о выступлении и вам приходится иметь дело с двумя или тремя людьми, это создает путаницу.

23. Всегда узнавайте об обстановке и правилах, касающихся стиля одежды, и соответствуйте им.

24. Если выступление оплачивается, получите задаток в момент заключения соглашения, а оплату за выступление и все деньги - по приезде: очень редко их присылают вовремя, если оплата производится после вашего отъезда.

25. Многочисленная аудитория не является результатом чуда, это - результат кропотливого усердного труда. Не ожидайте, что большое количество людей придет в этот раз просто потому, что в прошлый раз у вас была огромная аудитория. Кто-то должен сделать закулисную работу и завоевать многочисленную аудиторию - это не происходит автоматически.

26. Спите, ходите в туалет, ешьте, занимайтесь физическими упражнениями при всякой возможности. Вы же не знаете, когда вам, вероятно, придется работать без перерыва.

27. Не давайте никаких окончательных обещаний до тех пор, пока не вернетесь домой (обычно в восторженной обстановке выступления мы легко можем быть сбиты с толку).

28. Будьте чрезвычайно избирательны в проведении бесплатных выступлений, потому что недостаток финансового посвящения выражается в слабой подготовке, слабом планировании, в плохих условиях проживания, низкой посещаемости и плохих результатах.

29. Не выступайте перед пьяными людьми - вам никогда не победить.

Приложение 2.

Лучшие ораторы

1. Актеры.

2. Профессиональные дикторы.

3. Менеджеры по продажам.

4. Члены королевской семьи.

5. Ведущие концертов и телепередач.

6. Проповедники.

7. Лекторы и преподаватели в сфере бизнеса.

8. Стюарды авиакомпаний.

9. Политики.

10. Диспетчеры аэропортов, авто- и железно-дорожных вокзалов.

Приложение 3.

Советы ПО подготовке выступления

1. Не забывайте, что для того, чтобы собрать большую аудиторию, нужно хорошо потрудиться. Разошлите приглашений в 15-30 раз больше.

2. Составьте список необходимых дел и сроков и регулярно отмечайте их выполнение по мере приближения события.

3. Несколько раз проверьте место проведения события.

4. Если вам необходим подиум для заметок, проверьте, есть ли он в наличии и установлен ли.

5. Позаботьтесь о том, чтобы у оратора был "телохранитель", т.е. человек, постоянно сопровождающий его и помогающий ему в решении возникающих вопросов.

6. Проведите репетицию и уточните время выступления каждого участника.

7. Если вы не вкладываетесь в отведенное время, урезайте, сокращайте все что угодно, но только не время выступления оратора.

8. Очень четко и ясно сообщите оратору время завершения выступления.

9. Не рекомендуется включать певцов и музыкантов в одну программу с оратором, потому что:

а) они обычно пытаются что-то рассказывать или объяснять свое выступление, и, как правило, у них это получается не очень хорошо;

б) их выступление всегда занимает больше оговоренного времени.

10. Включите вдохновляющую музыку в то время, когда люди приходят, рассаживаются и расходятся.

11. Разложите на сиденьях карточки, чтобы люди могли заполнить их и выразить свое мнение о проведенном событии.

12. Продайте билеты предварительно, задолго до события, чтобы быть полностью уверенным, что у вас будут слушатели.

13. Слушатели, которые заплатили за входной билет, купят больше книг и другой продукции, чем те, кто не платил.

14. Низкая цена входного билета на выступление оратора, кто бы он ни был, гарантированно приводит к уменьшению аудитории.

15. Помните, что люди, которым нужно услышать то, о чем будет говорить оратор, вероятно, не придут.

16. Почему бы вам "не взять аудиторию напрокат" - найдите группу или организацию, у которой много последователей и большая клиентура, договоритесь о том, чтобы их пригласить, и таким образом сформируйте многочисленность аудитории.

17. Не забудьте подарить оратору сувенир, который будет напоминать ему о проведенном событии, или пошлите ему благодарственное письмо - может быть, в будущем вам еще предстоит совместная работа.

Наши рекомендации