Тема № 18. Публичное выступление.
Занятие направлено на формирование компетенций: ОК – 4; ОПК – 5.
Студенты должны узнать: общую и конкретную цели публичного выступления; основные части, их функции, содержательные особенности выступление; переходы между частями речи и способы их реализации.
На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения: выбирать тему (цель) и тип выступления, определять основное содержание выступления; обобщать, анализировать публичное выступление.
Обучающиеся должны владеть: навыками подготовки публичного выступления; способами его словесного оформления; риторическим анализом публичного выступления.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Определение темы и замысла высказывания. Осознание и формулировка общей и конкретной цели выступления. Основные части, их функция, содержательные особенности. Переходы между частями речи и способы их реализации.
2. Подготовка к публичному выступлению.
3. Риторический анализ публичного выступления.
4. Информирующая речь и ее особенности.
Задания к практическому занятию:
1. Подготовка ответов на вопросы плана.
2. Творческое задание: подготовка текстов эпидейктической речи, информирующий, аргументирующей речи (проработка вербальных и невербальных планов) (групповые задания)
Комментарии к выполнению заданий практического занятия
1. Прочитайте данные ниже фрагменты текстов. Выделите главные мысли. Подготовьтесь к обсуждению материалов на практическом занятии.
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.
Виды публичных выступлений по цели
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений:
- информационное;
- протокольно-этикетное;
- развлекательное;
- убеждающее.
Цель – сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.
Цель – соблюсти некоторый общепринятый ритуал, протокол, этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
Цель – развлечь собравшихся. В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
Цель – убедить. Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
- Прочитайте текст. Сопоставьте две классификации выступлений (данную в этом фрагменте и во фрагменте
- Укажите, в чем состоят их различия. Обратите особое внимание на рекомендации, которые необходимо учитывать для того, чтобы речь имела успех. Подготовьтесь к обсуждению материалов.
Устное публичное выступление – это речь продуманная, подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью.
Оратор обращается к слушателям с определенной целью и при определенных обстоятельствах. В соответствии с целями сообщения выделяются следующие типы устных публичных выступлений: информационная речь, аргументирующая, эпидейктическая (торжественная). Цели выступления могут сочетаться, но всегда есть преобладающая.
Информационная (информирующая) речь.
Цель речи – сообщение сведений, информации аудитории. Результатом должен быть возглас: «Как интересно!». Считается, что это самая простая речь для оратора.
Разновидности информационной речи:
– доклад (научный, деловой);
– монолог учителя;
– лекция;
– отчет;
– сообщение инструкции;
– объявление о предстоящем событии.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно показать нерешенные вопросы;
– не должно быть ничего спорного, неразрешимого;
– речь должна пробудить любознательность;
– дать исчерпывающую информацию;
– должна быть актуальной и интересной для данной аудитории;
– должна содержать много конкретных фактов;
– должна содержать сопоставление старого и нового, нужно вести слушателей к новому, отталкиваясь от старого;
– должна содержать элементы драматизма;
– включать не больше 2–3 разделов, пунктов плана;
– требует рационального изложения материала;
– требует логически безупречной аргументации;
– нужно подробно раскрыть причинно-следственные и условно-следственные связи.
Аргументирующая речь. Это выступления на предвыборных собраниях, рекламные выступления, выступления в поддержку общественных движений, компаний. Обычно не планируются заранее, до их произнесения.
Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости их совершения, или продолжения, или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.
Убеждающая речь. Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.
Разновидности убеждающей речи:
– выступление в научной и политической дискуссиях;
– выступление за круглым столом.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;
– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);
– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;
– необходимо использовать короткие фразы;
– эффективно индуктивное построение речи;
– психологические доводы эффективнее логических.
Побуждающая речь.
Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!
Разновидности убеждающей речи:
– речь на митинге;
– речь на предвыборном собрании;
– прямой призыв к действию;
– речь-протест.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;
– речь должна приводить аудиторию к согласию;
– должна вызывать интерес;
– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;
– должна завершаться прямым призывом к действию.
Особое место среди агитационных выступлений занимают Митинговые выступления.
Цель – эмоционально доказать один тезис и побудить аудиторию к действию.
Разновидности митинговых выступлений:
– выступление с политическим призывом;
– выступление с протестом;
– предвыборные выступления;
– призыв к действию.
Особенности митинговой аудитории.
– многочисленность, следовательно, понижение интеллектуального уровня слушателей (эффект толпы);
– разнородность, поэтому нужно ориентироваться на более низкий уровень;
– неподготовленность, поэтому эффективна индуктивная подача материала;
– сильный механизм заражения: эмоция усиливается в 4 раза;
– сильная восприимчивость к эмоциональным призывам: аудитория быстро реагирует на простые, легко выполнимые, эмоциональные призывы (Долой! Громи! Вперед! Не пропускай!);
– затрудненная реакция на конструктивные предложения, поэтому такая аудитория не думает, не хочет напрягаться, логически рассуждать;
– высокий уровень внушаемости: аудитория очень легко верит односторонней, непроверенной, эмоциональной информации.
Эти особенности предъявляют высокие требования к оратору и выступлению.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– решительность изложения;
– повышенная громкость;
– заметная эмоциональность оратора;
– краткость (2–3 мин);
– использование коротких фраз;
– афористичность;
– отстаивание одного тезиса, обсуждение одной проблемы;
– критика иной точки зрения;
– оценочность, наличие ясной позиции (я поддерживаю…, я против…);
– практическая направленность, конкретный призыв к действию в простой, ясной для восприятия форме (я призываю вас к...);
– выражение общих интересов: использование позиции «мы» (я выступаю от...; я представляю здесь интересы тех, кто...; нам всем нужно...);
– нельзя повторяться, нужно развивать или опровергать мысль того, кто выступал до Вас, ссылаться на предыдущего;
– необходимо говорить о сегодняшнем дне, а не о прошлом;
– конкретно называть недостатки и виновных;
– выявлять причины неблагополучия;
– позитивная конечная ориентированность: должен быть ответ на вопрос: «Что делать?».
Эпидейктическая (торжественная) речь. Аристотель называл ее речью на случай. Произносится в ситуациях особого рода – на юбилеях, съездах, различных общественных актах. С нее нужно учиться говорить, но это не самая легкая речь для начинающих, вспомните речь на дне рождения.
Цель – воодушевление и сплочение коллектива.
Задача, по Аристотелю, хвала всему, что делает данную общность коллективом. Объект речи, по Аристотелю, добродетель и порок, прекрасное и безобразное. Предмет речи может быть любой.
Разновидности эпидейктической речи:
– похвала лицу по особому поводу (тосты, юбилеи, эпитафия – надгробная речь, эпиталамия – хваленая речь на свадьбе);
– похвала деятельности всего коллектива;
– похвала явлению;
– осуждение, порицание. Например, идеологическая речь: социалистического государство – это хорошо, капиталистическое – плохо.
Виды эпидейктической речи: протокольно-этикетные и развлекательные выступления.
Протокольно-этикетные выступления.
Цель – соблюсти традиции общения в данной ситуации, выполнить предписания этикета или ритуала.
Разновидности протокольно-этикетных выступлений.
– приветствие официальной делегации;
– официальное поздравление юбиляра;
– речь при официальной встрече гостей;
– траурная речь;
– речь на открытии чего-либо;
– вступительное слово перед официальным мероприятиям;
– выступление с оценкой заслуг человека или организации;
– моральная проповедь.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– должна быть краткой (не более 3 мин.);
– в меру эмоциональной;
– произноситься энергично;
– не должна содержать ничего спорного, способного возбудить несогласие, только однозначные утверждения;
– не должно быть информации, которая вызовет другую реакцию, кроме одобрения;
– должна вносить ясность в проблему;
– должна подчеркнуть значение чего-либо в общественной жизни;
– должна произноситься без бумажки;
– должна создавать впечатление понятности ситуации и решаемости затрагиваемых проблем;
– должна пробуждать чувства восторга, благодарности, преданности.
Развлекательные выступления.
Цель – развлечь слушателей, дать возможность приятно провести время.
Разновидности развлекательных выступлений:
– тосты;
– речи на банкете;
– рассказ в компании о забавном случае.
Развлекательная речь должна поддерживать внимание и интерес слушателей, быть занимательной от начала и до конца. Предназначена для приятного общения на досуге.
Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:
– основное требование – бесконфликность;
– не нуждается в единстве развития;
– может сочетать серьезное и шутку, правду и вымысел, содержать преувеличение и много личного;
– может содержать самоиронию;
– может содержать шутливые выпады против какой-либо группы (женщины, жители столицы или провинциалы, представители тех или иных профессий).
Различные виды речь тесно переплетаются на практике, выступление приобретает комплексный характер (информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие), все эти типы должны органично вплетаться в текст выступления.
3) Общие требования к публичному выступлению.
Когда мы готовимся к публичному выступлению, одни виды выступлений кажутся нам не очень сложными – например, объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности), другие – например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь на юбилее института, торжественном собрании – гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.), требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:
- Решительное начало выступления.
- Драматизм.
- Сдержанная эмоциональность.
- Краткость.
- Диалогичность.
- Разговорность.
- Установление и поддержание контакта с аудиторией.
- Понятность главной мысли.
- Решительный конец.
В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных; краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений; эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т. д. С подобными особенностями проявления основных требований к публичному выступлению мы познакомимся при изучении отдельных жанров публичных выступлений, но в большинстве случаев основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.
4) Выбор темы и определение основного содержания будущего выступления. Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т. е. выделить составляющие того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: – проблема платного/бесплатного образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, возможность совмещения учебы и работы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании учебы, цели и учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
5) Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим образом.
а) Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть имении перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – это может понадобиться впоследствии.
б) Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.
в) Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первичного перечня фактов.
г) Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт, это означает, что вам нужно добавить сюда материал.
д) Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.
е) Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Используйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму вопросу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?
ж) Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение были подкреплены вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.
Надо также помнить некоторые требования к языку составляемого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и обдуманные вами мысли.
2. Укажите утверждения, которые вы считаете правильными:
- Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания.
- Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление.
- Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в расстегнутом.
- Оптимальная длительность выступления – 10 мин.
- Оптимальная длительность выступления – 45 мин.
- Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспринимается аудиторией.
- Обращение оратора к отдельным слушателям активизируем аудиторию.
- Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую половину выступления.
- Наиболее увлекательной должна быть вторая половина выступления.
- Чтобы слушатели запомнили середину выступления, ее надо сделать наиболее эмоциональной.
- Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 5 мин.
- Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 1,5 мин.
- Главную мысль выступления надо сформулировать слова ми, чтобы окончательно уяснить ее себе.
- Главную мысль выступления надо сформулировать слова ми, чтобы она стала понятной аудитории.
- Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулирован для них главную мысль.
- Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль были сформулирована для них оратором.
- Оптимальное соотношение: одно выступление – одна мысль
- Наиболее эффективный способ донесения главной мысли ее неоднократное повторение в неизменном виде.
- Наиболее эффективный способ донесения главной мысли ее неоднократное повторение в измененном виде.
- Повтор основной мысли оратором раздражает аудиторию
3. Вы выступаете перед учащимися, рассказывая об их успеваемости. Аудитория заскучала. Заведите дискуссию. Какие дискуссионные вопросы могут «встряхнуть» аудиторию?
4. Подумайте, как использовать прием демонстрации предмета. Что и когда можно показать, выступая на следующие темы?
ГУЛАГ – это наше позорное прошлое.
Наша промышленность на подъеме.
Импортные товары пока лучше отечественных покачеству.
Обучение должно быть платным.
Нужно следить за своим весом.
5. Начните свое выступление со следующего приема из ниже перечисленных. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.
Обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.
Темы предполагаемых выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш техникум, вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, «дикарем»)», «Друг познается в беде». Можете выбрать свою тему.
Образец выполнения задания. Тема «За что я люблю свой город?»
Обращение к событию, времени, месту. «Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе – Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».
Возбуждение любопытства: «Я был в двух десятках городов – и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».
Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям: «Москвичи убеждены, что лучший город страны – это Москва, петербуржцы – что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Нои город, который стал претендовать на звание «третьей столицы». Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».
Демонстрация какого-либо предмета: «Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: «Воронеж». Это один из первых значков нашего города сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно не так».
Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами: «У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».
Цитирование знаменитости, исторический эпизод: «Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота – ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся – корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».
Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации: «Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно – Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».
Риторический вопрос: «Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».