Тема 5. «Публичное выступление в деловой и научной коммуникации»

Задание №1. «Мои установки на общение».

Упражнение:

1. Приведите примеры для каждой установки.

2. В предыдущем вопросе Вы описывали свое поведение или поведение собеседников?

3. Дополните упражнение недостающими примерами собственного поведения (поведения собеседников).

4. Как можно преодолеть влияние этих установок. Продолжите примеры конструктивным образом.

Задание №2.Вспомните свое последнее деловое выступление. Все ли элементы эффективного выступления были на ней использованы? Какие упущены, почему?

Список литературы

1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).

2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).

3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.

4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.

5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.

7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.

Тема 6. «Деловые переговоры»

Задание №1.Подготовка к переговорам включает в себя формулирование цели переговоров. Основные требования к цели: Цель должна зависеть от Вас.Цель, которая не зависит от Вас — не Ваша цель. Формулируйте цель, используя местоимение "Я": что именно Вы сделаете, чтобы получить нужный результат.

Задание №2.Проанализируйте следующее выражение: Цель должна иметь позитивную формулировку.Она должна содержать слова, указывающие на то, что должно появиться хорошего, измениться в лучшую сторону, обрести привлекательные черты. Цель должна создавать мотивацию, притягивать.

Список литературы

1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).

2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).

3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.

4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.

5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.

7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.

Тема 7. «Виртуальные коммуникации»

Задание №1.Пранализировать особенности проведения конференций через интернет.

Задание №2.Многие менеджеры отрицательно относятся к введению электронных коммуникаций. Как вы думаете, почему? Что можно сделать для уменьшения сопротивления инновациям в области коммуникаций?

Список литературы

1. Гойхман, О. Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский; Отв. ред. О.Я. Гойхмана. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012.// Znanium.com).

2. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: учеб. пособие / Е.И. Кривокора. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 190 с. – (Высшее образование).

3. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации : учебное пособие / М.И. Тимофеев. - 2-е изд. - М. : РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 120 с.

4. Аренков И. А., Бизнес-коммуникации: новые возможности получения конку- рентных преимуществ. - СПб., 2004. – 232 с.

5. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

6. Грушевицкая Т. Г. Попков В. Д. Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Юнити – Дана. 2002. - 352 с.

7. Деловое общение [Текст] : учебник / П. И. Сидоров , М. Е. Путин , И. А. Коноплева . - 2-е изд., перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 384 с. : ил.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ

1. Мужской и женский стили делового общения.

2. Методы профилактики стресса и стрессовых ситуаций в деловой среде.

3. Родственники в организации: преимущества и трудности.

4. Социальные, личностные, социально-психологические истоки и последствия «трудоголизма».

5. Личные связи как ресурс бизнес-коммуникации.

6. Миссия и стратегия компании

7. Ребрендинг компании

8. Формы и виды маркетинговых коммуникаций.

9. Современный маркетинг – концепция и инструменты.

10. Социальная ответственность бизнеса – основные принципы построения.

11. Маркетинговые коммуникации и этика

12. Особенности деловой коммуникации в России: традиционное и новационное

13. Современная организационная культура (в сфере деятельности) и специфика деловой коммуникации

14. Динамика российской деловой коммуникации в постсоветский период

15. Эффективные практики коммуникационного менеджмента (на примере ……)

16. Потенциал коммуникационного менеджмента в выполнении функций управления организацией

17. Потенциал коммуникационного менеджмента в разрешении внутренних и внешних конфликтов организации.

18. Контекст эффективной организационной коммуникации: теория и практика

19. Проблемы согласования миссии и стратегии в практике управления коммуникациями в организации.

20. Неформальные коммуникации в организации как ресурс развития.

21. Коммуникационный менеджмент как способ согласования внешнего и внутреннего PR организации.

22. Коммуникационный менеджмент как способ адаптации и стабилизации компании

23. Структурно-коммуникативная специфика современной организации ( на примере….)

24. Система организационных коммуникаций: общее и особенное в различных типах организаций.

25. Основные направления изучения организационной культуры.

26. Коммуникативный аудит организационных коммуникаций.

27. Коммуникации в условиях кризисов (на примере…).

АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Соотношение понятий бизнес-коммуникация, деловая коммуникация, организационная коммуникация.

2. Деловая межличностная коммуникация: типичные ситуации и роли.

3. Основные парадоксы и патологии межличностной коммуникации в деловом общении.

4. Особенности и функции неформальной коммуникации в деловой сфере общения.

5. Типичные трудности межличностного взаимодействия в деловом общении.

6. Продуктивный и непродуктивный стили делового общения.

7. Стили слушания.

8. Способы эмоциональной саморегуляции в деловом общении.

9. Предмет и особенности деловой коммуникации.

10. Деловая коммуникация как процесс.

11. Коммуникативные барьеры

12. Принципы эффективности деловых коммуникаций

13. Коммуникативные качества личности и методы определения личностных свойств.

  1. Коммуникативные типы деловых партнеров.
  2. Невербальный язык деловых партнеров
  3. Убеждение и слушание в деловой коммуникации.
  4. Письменная деловая коммуникация
  5. Формы деловой коммуникации
  6. Этика, этикет и протокол делового общения
  7. Понятие организационной коммуникации
  8. Основные подходы к анализу и определению организационных коммуникаций
  9. Основные характеристики организационных коммуникаций.
  10. Виды организационных коммуникаций.
  11. Концепция интегрированных коммуникаций.
  12. Понятие коммуникативной стратегии, тактики, политики.
  13. Система коммуникативных интеграторов.
  14. Стратегические цели и планы компании как реализация миссии.
  15. Имидж и репутация бизнес-организаций.
  16. Бренд как результирующий коммуникативный интегратор.
  17. Коммуникативные стратегии брендинга и ребрендинга.
  18. Природа маркетинговых коммуникаций. Формы и виды.
  19. Бизнес и окружающая среда – принципы анализа влияния.
  20. Концепция и инструменты современного маркетинга.
  21. Основные принципы маркетинговых коммуникаций в сфере business-to-business.
  22. Понятие коммуникационного менеджмента и границы его предметной области
  23. Основные управленческие подходы и место организационных коммуникаций в современном менеджменте.
  24. Типологии коммуникаций в организации
  25. Коммуникационный менеджмент в управлении информацией в организации
  26. Понятие ценности и специфика управления смыслами социальной коммуникации.
  27. Иерархическая природа и типология ценностей, метаценности, язык и ценности, ценностные основания миссии, философии и стратегии организации. Причины возникновения и правила разрешения ценностных конфликтов в организации
  28. Организационная культура как коммуникативный феномен организации: понятие, оценка, типы, профили организационной культуры. Управление организационной культурой
  29. Прагматические свойства коммуникации и управление поведением в организации.
  30. Формирование контекста доверия в организации.
  31. Антикризисные практики коммуникационного менеджмента.
  32. Понятие риска и рисковой коммуникации.
  33. Сравнительный анализ традиционной и кризисной коммуникации.

ГЛОССАРИЙ

1. Аргументация(от лат. argumentum) – процесс суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории). Аргументация – это процедура, служащая обоснованию точки зрения аргументатора (т. е. субъекта, который что-то обосновывает) с целью собственного понимания и/или понимания и принятия стороной, которой она адресована.

2. Ассертивные навыки- это комплекс действий, присущих уверенному поведению.

3. Аккомодация (приспособление, сглаживание)- тип поведения в конфликте, характеризующийся преуменьшением различий между конфликтующими сторонами и освещением сходства между ними и сферой возможного соглашения. Такое мирное сосуществование игнорирует истинную суть данного конфликта и нередко ведет к фрустрации и негодованию.

4. Барьеры и помехи.При передаче сигналов на его пути возникают барьеры и помехи. При диалога людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи. В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам).

5. Вербальные коммуникации - реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем

информации передается посредством голосовой связи. Письменные коммуникации реализуются через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания.

6. Вертикальные коммуникации. Этот вид обмена информацией составляет основную часть коммуникационного процесса у руководителя. Составляющие вертикальных коммуникаций следующие: прояснение задач, приоритетов, ожидаемых результатов; обеспечение вовлеченности подчиненных в решение задач; обсуждение проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствование и развитие способностей у подчиненных; сбор информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещение подчиненных о грядущих изменениях; получение сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.

7. Виды коммуникаций. Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

8. Внешний вид — то, как люди видят и воспринимают внешность другого человека. Внешний вид — важная часть невербального общения.

9. Горизонтальные конфликты - конфликты между соподчиненными структурами.

10. Группа - это некоторое количество людей, которые взаимодействуют друг с другом, психологически осознают друг друга и воспринимают себя как группу.

11. Групповая динамика - обозначение, в отличие от статики группы, совокупности тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

12. Деловая коммуникация– это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело), и партнер по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

13. Деловая переписка - процесс письменной коммуникации между людьми, осуществляемой в форме писем, оформленных и структурированных по определенным правилам.

14. Деловое совещание– это общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

15. Деловые переговоры– специфический вид деловой коммуникации, имеющий свои правила и закономерности, использующий совместный анализ проблем. Деловые переговоры – инструмент как внутренних, так и внешних коммуникаций.

16. Дерево решений - схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры. Используется в менеджменте на подготовительных стадиях процесса выработки решений для выбора лучшего способа действий.

17.Диаграмма Ишикавы - это рисунок, составленный из линий и слов, которые представляют собой взаимоотношения между следствием и его причинами. Основная цель диаграммы - помочь команде решить проблему с помощью нахождения корневой причины так, чтобы можно было предпринять корректирующие меры.

18. Диалог- в условиях массовой коммуникации имитирует не только межличностное общение, но и отражает во многом структуру коммуникативного процесса. В процессе коммуникации коммуникатор стремится персонифицировать свою путем представления или непосредственного обращения к слушателям.

19. Деловое общение — взаимодействие, контакт, обмен эмоциями в процессе профессиональной деятельности.

20. Деловая этика — безусловно известные и одобренные бизнес-сообществом этические принципы профессиональной деятельности, «кодекс чести» делового поведения.

21. Деловой этикет — нормы поведения, выработанные международной практикой делового общения, которые способствуют успеху в деловых отношениях.

22.Дресс-код компании —«Устав» внешнего вида сотрудников компании; расшифровка стиля одежды, который задуман руководством компании; руководство к действию и выполнению.

23. Дресс-код(англ. dress-code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.

24. Интроверт - человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Интроверты считают свои интересы самыми важными, придают им высшую ценность; для них характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты.

25.Интерактивные (горизонтальные) коммуникации- в организациях возникают в процессе взаимодействия с лицами, равными по положению. Они обеспечивают человеку необходимую социальную поддержку.

26.Интерпретация(лат. interpretatio). - Интерпретация как вид аргументации ставит задачу истолкования, объяснения смысла того или иного предложения, исторического источника, смысла произведения.

27. Искажение информации. - Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. По данному каналу связи информация передается намного быстрее, чем по каналам формального сообщения. Слухам приписывается репутация неточной информации.

28.Кодирование - ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Форма сигнала в виде набора символов выбирается в зависимости от специфики коммуникативной системы, включающей все отмеченные элементы коммуникации.

29.Каналявляется промежуточным механизмом от коммуникатора к реципиенту. Это и устное обращение, телефонная и интерактивная (двусторонняя телесвязь), это и собрания, митинги, шествия, это и офис, где происходит обмен информацией, это и уличная, и любая другая реклама, посредством которой рекламодатель общается с рекламополучателем и др.

30.Кодирование и декодирование в коммуникативных системах осуществляется с целью исключения перехвата информации, доставки ее требуемому адресату. В технических системах эта процедура становится стыковочной для приведения информации в форму, приемлемую для дальнейшей обработки, а при ее приеме – для преобразования в понятный для получателя вид.

31.Коммуникативный процесс— процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникации, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя динамическую смену этапов формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов.

32.Коммуникации– это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

33. Коммуникации в организации– это информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей, или должностных инструкций.

34.Коммуникации по восходящей, т. е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях.

35.Межличностные коммуникации в организации - Самым главным в межличностных коммуникациях является передача информации от одного лица к другому. В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний.

36.Мозговой штурм (Brain Storming)- это процедура группового креативного мышления, средство получения от группы лиц большого количества идей за короткий промежуток времени. Это средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше идей по заданному вопросу, в том числе самых фантастических. Затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

37.Неформальная структураорганизации формируется вследствие личного стремления членов организации к тем или иным контактам в рабочей среде на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляет собой сеть фактически сложившихся отношений между членами данной группы.

38.Организационная структураявляется формальным каналом передачи информации, установленным администрацией и должностными обязанностями работников. Она связывает людей по вертикали и горизонтали внутри трудового коллектива.

40.Нисходящие коммуникации - осуществляются с помощью разнообразных письменных (рабочие материалы, руководства, журналы, газеты, письма, доски объявлений, плакаты, меморандумы) и устных (приказы руководителей, речи, заседания, программы для слушающих, которые передаются по внутренним телевизионным сетям, система публичных выступлений, телефоны.

41.Парафраз - переформулирование, новая трактовка мысли, прозвучавшей в высказывании Вашего визави (Правильно ли я Вас понимаю…?).

42.Переговоры - это процесс коммуникации между людьми, представляющими личные или групповые интересы, Осуществляемый для того, чтобы прийти к взаимоприемлемым условиям заключения сделки или соглашения.

43.Презентация- обычно понимают первое официальное представление заинтересованной аудитории некоторой еще неизвестной или малоизвестной продукции и ее создателей. Презентация является непременным атрибутом становления фирмы, ее утверждения на внутреннем и международном рынке.

44.Пресс-конференция– мероприятие, направленное на информационную и рекламную поддержку имиджа организации. Этот вид деловых контактов во многом обеспечивает эффективность взаимодействия с внешней средой.

45.Предметом презентацииможет быть товар или услуга, а также книга, журнал, телепрограмма, автомобиль, рок-группа, идея, инновационная структура, эффективная технология и т. п.

46.Профессиональная структураоснована на разделении труда и необходимости согласования, координации реальных действий всех частников совместной деятельности.

47.Психологическая структуравнутренних коммуникаций. Среди неформальных коммуникационных сетей можно выделить психологическую структуру. Она характеризует роли участников коммуникационного процесса.

48.Совещание - это вид (или форма) делового взаимодействия людей, связанных между собой формальными (позиционными и/или функциональными) и неформальными отношениями в организационной структуре, в процессе которого вырабатывается групповое решение и распределяется ответственность за него между участниками взаимодействия

49.Социокультурные факторы– это преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции.

50.Структура пресс-конференции. В вводной части обязательны следующие элементы: приветствие; разъяснение причины проведения; программа;

51.Техники активного слушания - несложные приемы, позволяющие поддерживать диалоговый режим общения с минимальными затратами сил и внимания.

52. Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражается в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.

53. Этика — наука о морали и нравственности; система норм нравственного поведения человека. Этика и этикет — составные части культуры человека и общества.

54. Этикет— общепринятые правила поведения в обществе и определенных его кругах.

Наши рекомендации