Тема 9. Риторика беседы и делового общения
Беседа и её разновидности. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в "светской" беседе.
Непродуктивные модели беседы и как их избежать.
Основы ведения деловой беседы. Риторический инструментарий деловой речи. Виды бесед: беседа гедонистическая, дружеская, деловая, светская и др. Переговоры (как вид общения).
Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Имидж делового человека. Собеседование. Психологический климат (в общении). Компетенция коммуникативная. Ненормативная (обсценная) лексика и ее виды.
Планы семинарских занятий
Семинар № 1. Риторика как искусство красноречия.
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и структура риторики как науки.
2. Связь риторики с другими науками и искусством.
3. Основные законы и принципы современной риторики.
4. Функции риторики.
Технология проведения семинара: дискуссия, практикум, тестовый контроль.
Семинар №2. Исторические этапы развтия риторики
Вопросы для обсуждения
1. Античная риторика: ее рождение и исторические типы.
2. Риторика в эпоху Средневековья.
3. Ораторское искусство в эпоху Нового времени.
4. Риторика в ХХ веке.
Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.
Семинар №3. Развитие отечественной риторики Технология проведения семинара: занятие проводится в форметеоретической конференции.
Порядок работы и регламент конференции:
· вступительное слово преподавателя: цель и задачи конференции (до 15 мин);
· заслушивание и обсуждение тематических сообщений, подготовленных студентами (до 10 мин);
· выразительное чтение стихов (прозы) российских и украинских авторов каждым участником (до 3 мин);
· заключительное слово преподавателя: оценка содержания теоретических сообщений и уровня художественной декламации студентов; выставление рейтинговых баллов; подведение итогов обсуждения и изучения учебной темы (до 30 мин);
· осмотр экспозиции научной и учебно-методической литературы, презентация студенческих конспектов, текстов выступлений, докладов, посвященных теории и истории риторики, а также художественных работ учащихся по национальной тематике.
Семинар №4. Роды и виды красноречия
Вопросы для обсуждения
1 Характерные черты красноречия.
2 Ранние классификации красноречия.
3 Современная типология красноречия
4 Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.
5 Семинар №5. Риторический канон. Инвенция.
Вопросы для обсуждения
1 Риторический канон, его сущность и содержание.
2 Инвенция, ее суть и задачи.
3 Стратегия публичного выступления, ее сущность и слагаемое.
4 Этапы работы с литературой для выступления.
5 Основные типы подготовки к публичному выступлению и их требования.
Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.
Семинар №6. Диспозиция и элокуция
Вопросы для обсуждения
1 Диспозиция как раздел риторики, ее цели и задачи.
2 Структура и правила подготовки публичного выступления.
3 Правила и типичные ошибки в аргументации.
4 Формы речевого влияния.
5 Риторические фигуры и тропы.
Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.
Семинар №7. Мемория и акция
Вопросы для обсуждения
1 Особенности и виды памяти человека.
2 Приемы и способы запоминания.
3 Требования к публичному выступлению.
4 Условия эффективной речевой коммуникации.
5 Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.
Семинар № 8. Диалогическое красноречие.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность спора, его цели и виды.
2. Правила ведения спора.
3. Приемы и уловки в споре.
4. Советы Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».
Технология проведения семинара: деловая игра, практикум, тестовый контроль
Семинар № 9. Риторика беседы и делового общения
Заключительное учебное занятие по дисциплине проводится в форме деловой игры.
Цель игры– определить «Лучшего оратора» – победителя, который набрал наибольшее количество баллов и тем самым продемонстрировал хорошее знание темы, четкость ее изложения, доступность объяснения, выразительные навыки ораторского мастерства и академического красноречия.
Темы выступления ораторов:
· Деловая риторика, ее предмет и задачи
· Деловое общение, его цели и типы.
· Основные характеристики делового общения.
· Давайте побеседуем! (Понятие беседы).
· Мы всё беседуем, беседуем… (Виды деловых бесед).
· А вас, Штирлиц, я попрошу остаться. (Кадровые беседы).
· Творческие беседы и их особенности.
· Подготовка к беседе.
· Общее и особенное в переговорах и беседах.
· Типология переговоров.
· Основные особенности переговоров.
· Подготовка к переговорам.
· Этапы переговоров.
· Типы совместных решений.
· Тактические приемы на переговорах.
· Ошибки при ведении переговоров.
· Речевой этикет и его назначение.
· Речевой этикет и культура общения.
· Речевой этикет в деловом общении.
· Ненормативная (обсценная) лексика и ее виды.
· Жаргон и сленг.
· Жаргон, его функции и виды.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебных тем, подготовку к семинарским занятиям, реферирование и конспектирование литературных источников, выполнение письменных заданий преподавателя, подготовку докладов и сообщений, электронных презентаций, участие в НИР.
Задания студентам для самостоятельного изучения учебных тем
При изучении дисциплины «Риторика» студенты должны самостоятельно ознакомиться с учебным материалом темы № 3 о развитии отечественной риторики, а также изучить и законспектировать работы: А.Ф.Кони «Советы лекторам», П.С.Пороховщиков «Искусство речи на суде», А.П. Чехов «Хорошая новость», Поль Сопер об основных элементах голоса оратора и их влияние на слушателей в книге «Основы искусства речи», Д. Карнеги о двенадцати правилах, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям
Подготовка студентов к семинарским занятиям должна предусматривать:
- Уяснение темы и перечня обсуждаемых вопросов на семинаре.
- Изучение конспекта лекций и его доработку.
- Углубленное изучение рекомендованной литературы и подготовку к обсуждению всех вопросов семинара.
- Овладение содержанием ключевых понятий учебной темы, заполнение терминологического словаря.
- Выполнение заданий практикума и тестов.
- Подготовку к выступлению с тематическим сообщением или докладом.
Выполнение указанных рекомендаций обеспечит качественную подготовку студентов к семинарским занятиям, поможет им сделать уверенный шаг в увлекательный мир Властелинов Слова.
Контрольная работа (для студентов заочной формы обучения)
Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практического задания.
Теоретическая часть (20 вариантов) представляет собой письменное изложение ответа на один тематический вопрос.
Практическое задание (общее для всех) – предполагает самостоятельное изучение и составление кратких конспектов (тезисов, заметок и т.п.) работ знаменитых юристов, посвященных ораторскому искусству.
Номер теоретического задания, по которому студент выполняет контрольную работу, должен соответствовать номеру, под которым его фамилия записана в учебном журнале.
Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 или в ученической тетради, объемом 5-6 печатных страниц. Студент обязан представить и защитить выполненную и оформленную контрольную работу на семинарских занятиях в зачетную сессию.
Варианты тематических вопросов
1 Возникновение и развитие риторики в эпоху Античности и Средневековья
2 Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.
3 Современная риторика, её принципы и законы.
4 Развитие русской риторики в Х1-ХV11веках.
5 Развитие риторики в России в ХV111 веке.
6 Развитие русского юридического красноречия в Х1Х-ХХ веках.
7 Риторический канон. Инвенция.
8 Риторический канон. Диспозиция.
9 Элокуция, ее сущность и задачи.
10 Мемория и акция как разделы риторического канона.
11 Диалогическое красноречие. Эристика.
12 Спор, его сущность и виды.
13 Стратегия и тактика спора.
14 Правила конструктивного спора.
15 Корректные и некорректные приемы спора.
16 Позволительные и непозволительные уловки в споре.
17 Понятие деловой риторики.
18 Деловое общение, его цели и типы.
19 Понятие беседы. Виды деловых бесед.
20 Речевой этикет и культура речи юриста.
Практическое задание
Самостоятельно изучить и составить краткие конспекты (тезисы, заметки и т.п.) двух работ знаменитых юристов:
- А.Ф.Кони «Советы лекторам».
- П.С.Пороховщиков «Искусство речи на суде».
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля | Форма контроля | Параметры | |
Текущий | Доклады и тематические сообщения | Заслушивание выступлений | |
Тестовые задания | Выполнение и письменное оформление | ||
Задачи и упражнения | Проверка выполнения и оформления | ||
Практикум | Проверка выполнения заданий | ||
Письменная контрольная работа | Подготовка реферата и выполнение проверочных заданий | ||
Промежуточный | Зачет | Выставление итоговых баллов за работу в семестре. Заслушивание ответов на контрольные вопросы |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Возникновение и развитие риторики в эпоху Античности
2. Риторика в эпоху Средневековья..
3. Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.
4. Современная риторика («неориторика») и её основные законы.
5. Риторика в Древней Руси (Х1-ХV11века).
6. Развитие риторики в России в ХV111 веке.
7. Развитие русского юридического красноречия в Х1Хвеке.
8. Ораторское искусство в России советского периода.
9. Классический риторический канон и его составные части.
10. Основные принципы классической риторики.
11. Задачи и содержание подготовки к публичному выступлению.
12. Композиция и стили публичного выступления.
13. Приёмы и способы создания выразительной речи.
14. Поль Сопер об основных элементах голоса оратора и их влияние на слушателей в книге «Основы искусства речи».
15. Основные способы запоминания ораторской речи.
16. Роды и виды красноречия. Жанры судебного красноречия.
17. П.С.Пороховщиков о цели всякой судебной речи и приёмах поддержания внимании слушателей в книге «Искусство речи на суде».
18. Невербальные средства оратора.
19. Основные рекомендации оратору как произносить речь в статье А.Ф.Кони «Советы лекторам».
20. Диалогическое красноречие и его виды.
21. Спор: его сущность и типы.
22. Стратегия и тактика спора.
23. Правила конструктивного спора.
24. Корректные и некорректные приемы спора.
25. Позволительные и непозволительные уловки в споре.
26. Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения в книге Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
27. Понятие деловой риторики.
28. Деловое общение, его цели и типы.
29. Речевой этикет в деловом общении юриста.
30. А.П. Чехов о роли и значении изучения риторики в статье «Хорошая новость».
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Система оценивания
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельной работы. Основными формами текущего контроля знаний являются:
· подготовка докладов и презентаций;
· тематические выступления по вопросам на семинарских занятиях;
· участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины;
· выполнение тестов;
· написание контрольных работ и рефератов.
Для заочного отделения
· участие в работе семинара;
· индивидуальные задания и собеседования;
· выполнение контрольной работы.
Оценка знаний по государственной и 100-балльной шкале в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины: