Тема 9. Риторика беседы и делового общения

Беседа и её разновидности. Поведение в первой беседе с незнакомым человеком и в "светской" беседе.

Непродуктивные модели беседы и как их избежать.

Основы ведения деловой беседы. Риторический инструментарий деловой речи. Виды бесед: беседа гедонистическая, дружеская, деловая, светская и др. Переговоры (как вид общения).

Речевой этикет. Формулы речевого этикета. Имидж делового человека. Собеседование. Психологический климат (в общении). Компетенция коммуникативная. Ненормативная (обсценная) лексика и ее виды.

Планы семинарских занятий

Семинар № 1. Риторика как искусство красноречия.

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и структура риторики как науки.

2. Связь риторики с другими науками и искусством.

3. Основные законы и принципы современной риторики.

4. Функции риторики.

Технология проведения семинара: дискуссия, практикум, тестовый контроль.

Семинар №2. Исторические этапы развтия риторики

Вопросы для обсуждения

1. Античная риторика: ее рождение и исторические типы.

2. Риторика в эпоху Средневековья.

3. Ораторское искусство в эпоху Нового времени.

4. Риторика в ХХ веке.

Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.

Семинар №3. Развитие отечественной риторики Технология проведения семинара: занятие проводится в форметеоретической конференции.

Порядок работы и регламент конференции:

· вступительное слово преподавателя: цель и задачи конференции (до 15 мин);

· заслушивание и обсуждение тематических сообщений, подготовленных студентами (до 10 мин);

· выразительное чтение стихов (прозы) российских и украинских авторов каждым участником (до 3 мин);

· заключительное слово преподавателя: оценка содержания теоретических сообщений и уровня художественной декламации студентов; выставление рейтинговых баллов; подведение итогов обсуждения и изучения учебной темы (до 30 мин);

· осмотр экспозиции научной и учебно-методической литературы, презентация студенческих конспектов, текстов выступлений, докладов, посвященных теории и истории риторики, а также художественных работ учащихся по национальной тематике.

Семинар №4. Роды и виды красноречия

Вопросы для обсуждения

1 Характерные черты красноречия.

2 Ранние классификации красноречия.

3 Современная типология красноречия

4 Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.

5 Семинар №5. Риторический канон. Инвенция.

Вопросы для обсуждения

1 Риторический канон, его сущность и содержание.

2 Инвенция, ее суть и задачи.

3 Стратегия публичного выступления, ее сущность и слагаемое.

4 Этапы работы с литературой для выступления.

5 Основные типы подготовки к публичному выступлению и их требования.

Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.

Семинар №6. Диспозиция и элокуция

Вопросы для обсуждения

1 Диспозиция как раздел риторики, ее цели и задачи.

2 Структура и правила подготовки публичного выступления.

3 Правила и типичные ошибки в аргументации.

4 Формы речевого влияния.

5 Риторические фигуры и тропы.

Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.

Семинар №7. Мемория и акция

Вопросы для обсуждения

1 Особенности и виды памяти человека.

2 Приемы и способы запоминания.

3 Требования к публичному выступлению.

4 Условия эффективной речевой коммуникации.

5 Технология проведения семинара: устный опрос, практикум, тестовый контроль.

Семинар № 8. Диалогическое красноречие.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность спора, его цели и виды.

2. Правила ведения спора.

3. Приемы и уловки в споре.

4. Советы Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

Технология проведения семинара: деловая игра, практикум, тестовый контроль

Семинар № 9. Риторика беседы и делового общения

Заключительное учебное занятие по дисциплине проводится в форме деловой игры.

Цель игры– определить «Лучшего оратора» – победителя, который набрал наибольшее количество баллов и тем самым продемонстрировал хорошее знание темы, четкость ее изложения, доступность объяснения, выразительные навыки ораторского мастерства и академического красноречия.

Темы выступления ораторов:

· Деловая риторика, ее предмет и задачи

· Деловое общение, его цели и типы.

· Основные характеристики делового общения.

· Давайте побеседуем! (Понятие беседы).

· Мы всё беседуем, беседуем… (Виды деловых бесед).

· А вас, Штирлиц, я попрошу остаться. (Кадровые беседы).

· Творческие беседы и их особенности.

· Подготовка к беседе.

· Общее и особенное в переговорах и беседах.

· Типология переговоров.

· Основные особенности переговоров.

· Подготовка к переговорам.

· Этапы переговоров.

· Типы совместных решений.

· Тактические приемы на переговорах.

· Ошибки при ведении переговоров.

· Речевой этикет и его назначение.

· Речевой этикет и культура общения.

· Речевой этикет в деловом общении.

· Ненормативная (обсценная) лексика и ее виды.

· Жаргон и сленг.

· Жаргон, его функции и виды.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебных тем, подготовку к семинарским занятиям, реферирование и конспектирование литературных источников, выполнение письменных заданий преподавателя, подготовку докладов и сообщений, электронных презентаций, участие в НИР.

Задания студентам для самостоятельного изучения учебных тем

При изучении дисциплины «Риторика» студенты должны самостоятельно ознакомиться с учебным материалом темы № 3 о развитии отечественной риторики, а также изучить и законспектировать работы: А.Ф.Кони «Советы лекторам», П.С.Пороховщиков «Искусство речи на суде», А.П. Чехов «Хорошая новость», Поль Сопер об основных элементах голоса оратора и их влияние на слушателей в книге «Основы искусства речи», Д. Карнеги о двенадцати правилах, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям

Подготовка студентов к семинарским занятиям должна предусматривать:

- Уяснение темы и перечня обсуждаемых вопросов на семинаре.

- Изучение конспекта лекций и его доработку.

- Углубленное изучение рекомендованной литературы и подготовку к обсуждению всех вопросов семинара.

- Овладение содержанием ключевых понятий учебной темы, заполнение терминологического словаря.

- Выполнение заданий практикума и тестов.

- Подготовку к выступлению с тематическим сообщением или докладом.

Выполнение указанных рекомендаций обеспечит качественную подготовку студентов к семинарским занятиям, поможет им сделать уверенный шаг в увлекательный мир Властелинов Слова.

Контрольная работа (для студентов заочной формы обучения)

Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практического задания.

Теоретическая часть (20 вариантов) представляет собой письменное изложение ответа на один тематический вопрос.

Практическое задание (общее для всех) – предполагает самостоятельное изучение и составление кратких конспектов (тезисов, заметок и т.п.) работ знаменитых юристов, посвященных ораторскому искусству.

Номер теоретического задания, по которому студент выполняет контрольную работу, должен соответствовать номеру, под которым его фамилия записана в учебном журнале.

Контрольная работа выполняется на листах формата А 4 или в ученической тетради, объемом 5-6 печатных страниц. Студент обязан представить и защитить выполненную и оформленную контрольную работу на семинарских занятиях в зачетную сессию.

Варианты тематических вопросов

1 Возникновение и развитие риторики в эпоху Античности и Средневековья

2 Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.

3 Современная риторика, её принципы и законы.

4 Развитие русской риторики в Х1-ХV11веках.

5 Развитие риторики в России в ХV111 веке.

6 Развитие русского юридического красноречия в Х1Х-ХХ веках.

7 Риторический канон. Инвенция.

8 Риторический канон. Диспозиция.

9 Элокуция, ее сущность и задачи.

10 Мемория и акция как разделы риторического канона.

11 Диалогическое красноречие. Эристика.

12 Спор, его сущность и виды.

13 Стратегия и тактика спора.

14 Правила конструктивного спора.

15 Корректные и некорректные приемы спора.

16 Позволительные и непозволительные уловки в споре.

17 Понятие деловой риторики.

18 Деловое общение, его цели и типы.

19 Понятие беседы. Виды деловых бесед.

20 Речевой этикет и культура речи юриста.

Практическое задание

Самостоятельно изучить и составить краткие конспекты (тезисы, заметки и т.п.) двух работ знаменитых юристов:

- А.Ф.Кони «Советы лекторам».

- П.С.Пороховщиков «Искусство речи на суде».

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Параметры  
 
  Текущий   Доклады и тематические сообщения Заслушивание выступлений  
Тестовые задания Выполнение и письменное оформление  
Задачи и упражнения Проверка выполнения и оформления  
Практикум Проверка выполнения заданий  
Письменная контрольная работа Подготовка реферата и выполнение проверочных заданий  
Промежуточный Зачет Выставление итоговых баллов за работу в семестре. Заслушивание ответов на контрольные вопросы  

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Возникновение и развитие риторики в эпоху Античности

2. Риторика в эпоху Средневековья..

3. Риторика в эпоху Возрождения и Нового времени.

4. Современная риторика («неориторика») и её основные законы.

5. Риторика в Древней Руси (Х1-ХV11века).

6. Развитие риторики в России в ХV111 веке.

7. Развитие русского юридического красноречия в Х1Хвеке.

8. Ораторское искусство в России советского периода.

9. Классический риторический канон и его составные части.

10. Основные принципы классической риторики.

11. Задачи и содержание подготовки к публичному выступлению.

12. Композиция и стили публичного выступления.

13. Приёмы и способы создания выразительной речи.

14. Поль Сопер об основных элементах голоса оратора и их влияние на слушателей в книге «Основы искусства речи».

15. Основные способы запоминания ораторской речи.

16. Роды и виды красноречия. Жанры судебного красноречия.

17. П.С.Пороховщиков о цели всякой судебной речи и приёмах поддержания внимании слушателей в книге «Искусство речи на суде».

18. Невербальные средства оратора.

19. Основные рекомендации оратору как произносить речь в статье А.Ф.Кони «Советы лекторам».

20. Диалогическое красноречие и его виды.

21. Спор: его сущность и типы.

22. Стратегия и тактика спора.

23. Правила конструктивного спора.

24. Корректные и некорректные приемы спора.

25. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

26. Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения в книге Д. Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

27. Понятие деловой риторики.

28. Деловое общение, его цели и типы.

29. Речевой этикет в деловом общении юриста.

30. А.П. Чехов о роли и значении изучения риторики в статье «Хорошая новость».

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Система оценивания

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, по результатам выполнения самостоятельной работы. Основными формами текущего контроля знаний являются:

· подготовка докладов и презентаций;

· тематические выступления по вопросам на семинарских занятиях;

· участие в дискуссиях по проблемным темам дисциплины;

· выполнение тестов;

· написание контрольных работ и рефератов.

Для заочного отделения

· участие в работе семинара;

· индивидуальные задания и собеседования;

· выполнение контрольной работы.

Оценка знаний по государственной и 100-балльной шкале в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины:

Наши рекомендации