Заповедным может являться лишь то, что принадлежит Аллаху и Его посланнику1».
1 Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означают, что мусульманские правители имеют право объявлять те или иные участки земли заповедными для использования их в определённых целях, например, если дело касается пастбищ для выпаса скота, предназначенного для выплаты закята.
Глава 851: Питьё (воды) людьми и поение животных из рек.
1042 (2371). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(За содержание) лошадей один (человек может получить) награду, для другого они (могут стать) защитой1, а для третьего — бременем2. Что касается того, кто получит (за них) награду, то им является человек, который содержит (лошадей) на пути Аллаха3, привязывая их (длинными верёвками) на пастбище (или: на возвышенности), а (количество) добрых дел (, что запишутся такому человеку, будет соответствовать) длине тех верёвок (, за которые он станет привязывать лошадей) на пастбище (или: на возвышенности). Если (верёвки) порвутся и (лошади) перейдут через один или два холма, то (все) их следы и (весь) их навоз (, который они после себя оставят, запишутся их хозяину как) добрые дела, если же они пройдут мимо реки и напьются из неё, это также будет записано ему как добрые дела (, даже если) он и не намеревался поить (их), и за это он получит награду. (Другим) человеком является тот, кто содержит (лошадей), обходясь (тем, что он имеет), воздерживаясь (от обращений с просьбами к другим) и не забывая о правах Аллаха (в связи с этим)4. Для такого они послужат защитой. (Третьим является такой) человек, который держит лошадей (только) из гордости, (или) напоказ другим, (или) для использования их против мусульман: для такого они станут бременем». (А затем) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задали вопрос об ослах5(, на что) он (дал такой ответ): «Мне не было ниспослано о них ничего (особого), если не считать того всеобъемлющего и исключительного айата (, в котором сказано): “…и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его”6».
1 Имеется в виду защита от бедности, иначе говоря, то, благодаря чему человек зарабатывает себе на жизнь.
2 То есть бременем греха.
3 Здесь подразумевается, что такой человек содержит лошадей, готовя их к участию в джихаде.
4 Это значит, что такой человек не забывает выплачивать закят со своих доходов, полученных им благодаря продаже или использованию лошадей, которых он содержит, и не заставляет их делать непосильную работу.
5 То есть пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, не может ли он сказать что-нибудь подобное относительно использования ослов в вышеупомянутых целях.
6 “Землетрясение”, 7 — 8.
Глава 852: Продажа дров и травы.
1043 (2375). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
В день (битвы при) Бадре (, в которой я участвовал) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в качестве) военной добычи мне досталась старая верблюдица, а (кроме того,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал мне ещё одну старую верблюдицу. Как-то раз я заставил (этих верблюдиц) опуститься на колени у дверей одного из ансаров, желая нагрузить на них душистый тростник, чтобы продать его и устроить (на вырученные деньги) угощение по случаю женитьбы на Фатиме, а со мной был один ювелир из (племени) бану кайнука. (В это время) в доме находился Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, пивший (вино) вместе с какой-то певицей. (Она пела песню, в которой были такие слова): “О Хамза, (заколи) старых верблюдиц!”1 – и Хамза направился к (этим верблюдицам) со (своим) мечом, отрезал им горбы, разрезал им бока и достал (часть) их печени».
Я2 спросил Ибн Шихаба3:
«И он (отрезал часть) горба?»
Он ответил: