Вся хвала принадлежит Аллаху, Владыке всех миров

Милостивому, Милосердному, Властителю Судного Дня.

Тебе Одному мы поклоняется, и к Тебе Одному мы взываем о помощи.

Наставь нас на путь правый,

путь тех, которых Ты одарил Своими благами, тех, кто не навлёк на себя Твоей немилости, и тех, кто не впал в заблуждение». (аль-Фатиха).

Амру воскликнул:

— Как прекрасны и как замечательны эти слова!

Муаз сказал:

— И даже лучше этого, о отец. Не желаешь ли присягнуть на верность этому? Весь твой народ уже присягнул.

Немного подумав про себя, шейх произнёс:

— Я этого не сделаю, пока не посоветуюсь с Манат. Посмотрю, что он скажет.

Юноша воскликнул:

— Отец, ну что может сказать Манат? Это же мёртвое дерево, не имеющее разума и лишённое дара речи.

Но шейх стоял на своём: «Я же сказал тебе, что без этого ничего предпринимать не буду!»

* * *

После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него старуху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоровую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наилучшую хвалу идолу, он сказал:

— О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя... Он пришёл для того, чтобы мы прекратили поклоняться тебе... Однако несмотря на то, что мне довелось услышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет!

Но Манат ничего ему не ответил.

— Может быть ты рассердился? — спросил Амру. — Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал... Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

* * *

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идола. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

* * *

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем[11] проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул:

— Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью?

Однако никто ничего не смог ему ответить.

Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не обнаружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, почистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее место со словами:

— Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь!

На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сделали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным нечистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место.

Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат:

— О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого.

Затем Амру отправился спать.

Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там.

Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украденным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оставил его там. При этом он сказал: «Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой собаке».

А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

* * *

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каждое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он принял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизволения Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение...

Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Аллах простил бы ему неучастие в боевых действиях.

Сыновья сказали Амру:

— О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Почему же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен?

Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал:

— О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал его детям:

— Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя...

Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

* * *

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся...

Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произнес:

— О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным.

Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бойцами из племени бану Салама он отправился в путь.

В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге вперёд со словами:

— Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! — Сзади него находился его сын Амру Халлад.

Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

* * *

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам:

—Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого.

Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил:

— Каждый мусульманин, получивший ранение на священной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похороните Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, потому что при жизни они были большими друзьями.

* * *

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.

АБДУЛЛА ИБН ДЖАХШ

Первый, кто был назван вождём правоверных.

Сподвижник, о котором сейчас мы поведём речь, был связан тесными узами с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его первых сторонников в Исламе.

Он являлся сыном тёти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Абдель Мутталиба, была тётей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Он был также шурином посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных.

Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла Ибн Джахш аль-Асади.

* * *

Абдулла Ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусульман.

Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла Ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.

Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и родиной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы Ибн Джахша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфиопию.

Однако на этот раз переселение было гораздо более масштабным, так как с ним уходили уже все его родные и близкие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.

Как только они покинули Мекку, их оставленные дома показались унылыми и заброшенными, как будто они всегда были необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.

Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мекканские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба Ибн Рабиа.

Окинув взором жилища бану Джахш, где гулял пыльный ветер и хлопали двери, Утба произнёс:

— Похоже на то, что опустевшие дома бану Джахш оплакивают их.

Абу Джахль возразил ему:

— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?

После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы Ибн Джахша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.

Когда Абдулле Ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:

— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю?

— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.

— Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

После этого душа Абдуллы успокоилась.

Не успел Абдулла Ибн Джахш обосноваться в Медине после перенесённых горестей во время первого и второго переселений и не успел он насладиться заслуженным отдыхом у заботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ислам.

Послушаем же историю этого сурового и горького испытания.

* * *

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла Ибн Джахш и Саад Ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим избранникам: «Я назначаю вашим командиром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жажду». Затем он вручил знамя Абдулле Ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине[12].

* * *

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, определил Абдулле Ибн Джахшу направление движения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.

Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочитал в письме следующее:

«Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них...»

Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: «Слушаюсь и повинуюсь Пророку Аллаха!», а затем обратился к своим спутникам:

— Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.

Люди сказали:

— Мы слушаемся и повинуемся посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха.

Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амру Ибн аль-Хадрами, аль-Хукм Ибн Кайсан, Усман Ибн Абдулла и его брат аль-Мугайра. При них были обычные для курайшитов товары: кожи, изюм и ò.ä., которыми они торговали.

Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между собой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в течение которых война была под запретом. Они говорили друг другу:

«Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы... Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достигнуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас».

Они совещались подобным образом, пока не пришли к единому мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи... В течение нескольких мгновений они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.

* * *

Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом отряд Абдуллы Ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым суровым образом осудил их. Он сказал:

«Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые действия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курайшитах, а также следить за их передвижениями».

Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.

И вот тогда у Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей опустились руки, так как они осознали, что нарушили приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили многие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говорили: «Они нарушили приказ посланника Аллаха».

Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его среди арабских племён. Они говорили при этом: «Мухаммад нарушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захватив имущество и взяв в плен людей...»

Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты своих действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обрушившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Всевышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравляли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана.

Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:

«Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: “Война во время его есть великое беззаконие, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблагодарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неё есть ещё больший грех пред Аллахом, и преследование хуже убийства...”».(Êîðîâà, 217).

* * *

Успокоилась душа благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворением восприняв действия Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, поскольку этот поход явился важным событием в жизни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое пленных, попавших в руки мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.

Затем была битва при Бадре, где Абдулла Ибн Джахш проявил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истинному правоверному.

После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой Ибн Джахшем и его товарищем Саадом Ибн Абу Ваккасом произошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его товарищем.

Саад Ибн Абу Ваккас рассказывал:

«Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла Ибн Джахш и спросил: “Разве ты не взываешь к Аллаху?”

— Да, конечно, — ответил я.

Уединившись, я начал взывать к Аллаху:

“О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него трофеи”».

После меня к Аллаху воззвал Абдулла Ибн Джахш:

— О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага, с которым я буду сражаться во имя Твоё, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: “Во имя чего отрезаны твой нос и ухо?” — а я отвечу: “Во имя Твоё и Твоего посланника”. “Ты прав”, — скажешь Ты».

Саад Ибн Абу Ваккас продолжал:

«Призыв Абдуллы Ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву».

* * *

Аллах ответил на призыв Абдуллы Ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была дарована и его дяде — главному мученику Хамзе Ибн Абдель Мутталибу.

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чудесный аромат праведной смерти в бою.

[1] Тихама — прибрежная равнина, выходящая к Красному морю.

[2] См. его жизнеописание в седьмой книге этой серии.

[3] Фарук — титул Умара Ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах (означает: «разделяющий добро и зло»).

[4] Битва при Ярмуке — одно из крупнейших решающих сражений в истории, имевшее место в 15 году по Хиджре, в котором мусульмане одержали блестящую победу над византийцами.

[5] Аль-Хира — один из районов Ирака, расположенный между Наджафом и аль-Куфой.

[6] Кулаиб — высохший колодец, в котором язычники похоронили своих убитых в битве при Бадре.

[7] Историю его жизненного пути см. в седьмой части этой серии.

[8] Усман Ибн Талха был смотрителем Дома Аллаха во времена джахилиййи. Он принял исламскую веру вместе с Халидом Ибн аль-Валидом и был свидетелем освобождения Мекки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вручил ему ключ от Каабы. В день встречи с Умм Саламой он был ещё язычником.

[9] Участок местности с богатой растительностью и засаженный деревьями в пригороде Медины. В последующем стало кладбищем, где были похоронены многие сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

[10] См. историю его жизни в третьей части этой серии.

[11] См. его жизнеописание в седьмой части этой серии.

[12] Рассказывают также, что первое знамя в Исламе было вручено Хамзе Ибн Абдель Мутталибу. Есть также и другие версии.

Наши рекомендации