Приобретение полезных знаний, опирающихся на писание Аллаха и Сунну Его посланника
Разъясняя такое знание, Ибн Раджаб сказал: «Полезное знание – это усвоение текстов Корана и Сунны и осознание их смысла в рамках того, что сообщается о значениях Корана и хадисов со слов сподвижников, их учеников и их последователей, а также их высказываний о дозволенном и запрещенном, об аскетизме, нравственных достоинствах, добрых деяниях и многом другом. Кроме того, сюда относятся, во-первых, тщательное отделение достоверных сообщений от слабых; во-вторых, усердное стремление уяснить их смысл и значение. Этого вполне достаточно для каждого благоразумного человека, и тот, кто заботливо относится к полезному знанию и прикладывает усилия для того, чтобы приобрести его, непременно занимается этим».[3]
Кто приобретает такое знание, тот открывает для себя важнейший из факторов, увеличивающих веру, что предельно ясно каждому, кто размышляет над текстами Корана и Сунны.
Всевышний Аллах сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого» (Али Имран, 18);
«Однако тех из них, которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают намаз, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением» (ан-Ниса, 162);
«Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками.&Они говорят: «Хвала нашему Господу! Воистину, обещание нашего Господа непременно исполнится» (аль-Исра, 107-108);
«Пусть знают те, кому даровано знание, что это – истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет верующих на прямой путь» (аль-Хадж, 54);
«Те, которым даровано знание, видят, что ниспосланное тебе от твоего Господа есть истина, которая ведет к пути Могущественного, Достохвального» (Саба, 6);
«Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий» (Фатыр, 28);
«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аль-Муджадила, 11).
В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Муавии, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кому Аллах желает добра, того Он делает сведущим в религии».[4]
В «аль-Муснаде» и других сборниках приводится хадис Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Кто встает на путь приобретения знаний, того Аллах выводит на один из путей, ведущих в Рай. Воистину, ангелы складывают свои крылья перед тем, кто ищет знания, выражая свое довольство тем, что он совершает. И, воистину, прощения для ученого просят все те, кто на небесах, и те, кто на земле, и даже кит в морской пучине. И, воистину, ученый превосходит того, кто поклоняется без знаний, подобно тому, как луна в полнолуние превосходит все остальные светила. И, воистину, ученые – это наследники пророков, ведь пророки не оставляют в наследство ни динара, ни дирхема, а оставляют в наследство знания, и тот, кто приобретет их, приобретет щедрый удел».[5]
Ат-Тирмизи и другие хадисоведы передали хадис со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Превосходство ученого над тем, кто поклоняется без знаний, подобно превосходству меня над самым последним из вас. Воистину, Сам Великий и Могучий Аллах, Его ангелы и обитатели небес и земли, даже муравьиха в своем муравейнике и даже кит, молятся за благословение того, кто обучает людей добру».[6]
Эти священные тексты указывают на то важное место, которое занимают знания, на их значимость и на те прекрасные плоды, которые они приносят в этом мире и в Последней жизни. Знания выливаются в покорность и смирение перед законом Аллаха, побуждают человека выполнять Его веления. Благодаря ним ученый познает своего Господа и своего Пророка, постигает повеления Аллаха и Его ограничения, различает между тем, что Аллах любит, чем Он доволен, и тем, что Ему ненавистно, что Он отвергает. Он руководствуется предписаниями Аллаха во всем, что он совершает и от чего отказывается. Безусловно, все это относится к тем, кому Аллах помогает поступать в соответствии с приобретенными знаниями. Если же он не делает этого, то его знания становятся для него губительным бременем.
Аль-Аджири в предисловии к своей книге «Ахлак аль-Улама» писал: «Великий и Могучий Аллах – пресвяты имена Его! – избрал из числа Своих творений тех, кого Он возлюбил и наставил на путь веры. Затем из числа верующих Он избрал тех, кого Он возлюбил и кому оказал милость, обучив их Писанию и мудрости, сделав их сведущими в религии, обучив их толкованию, возвысив их над остальными верующими на все времена. Он возвысил их благодаря знаниям и украсил их выдержкой и кротостью. Они помогают отличить дозволенное от запрещенного, истину – от лжи, вредное – от полезного, а прекрасное – от скверного. Велико их превосходство, и велика их значимость. Наследники пророков и услада для глаз Божьих угодников... Киты во глубине морей просят для них прощение, и ангелы складывают перед ними крылья свои, а в День воскресения они будут заступаться за людей сразу после пророков. Их собрания учат мудрости, а их пример удерживает от грехов даже тех, кто беспечен. Они – самые достойные среди рабов, и они превосходят даже аскетов. Жизнь их – это приобретение, а смерть их – это несчастье. Они увещевают тех, кто беспечен, и обучают тех, кто не имеет знаний. Их не подстерегают бедствия, и не стоит им опасаться несчастий. Благодаря их хорошему воспитанию соперничают друг с другом те, кто творит богоугодные дела, а благодаря их проповедям возвращаются на прямой путь те, кто делает упущения, и все люди нуждаются в их познаниях... Они – светочи для стран и народов, хранители общины и источники мудрости. Они приводят в ярость сатану, и благодаря ним оживают сердца приверженцев истины, и гибнут сердца тех, кто уклонился от прямого пути. На земле они подобны звездам, по которым во мраке ночи определяют путь на суше и на море: когда звезды исчезают, люди приходят в замешательство, а когда они рассеивают своим светом тьму, они начинают видеть».[7]
Затем автор процитировал тексты их Корана и Сунны, а также высказывания ученых, подтверждающие все то, что он сказал.
Одним словом, знания играют важную роль и имеют большое значение. Это связано с тем, что они являются способом достижения величайшей цели – поклонения одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, и исповедания единобожия должным образом.
Таким образом, знания приобретаются не ради них самих, а ради достижения другой цели. Этой другой целью являются праведные деяния. Любое религиозное знание необходимо приобретать только потому, что оно помогает поклоняться Всевышнему Аллаху, а не ради чего-нибудь еще. Это подтверждается несколькими обстоятельствами.
Во-первых, шариат установлен для поклонения Аллаху, и именно в этом заключается суть всех пророческих посланий. Всевышний сказал по этому поводу:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу...» (аль-Бакъара, 21);
«Алиф. Лам. Ра. Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим.Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха» (Худ, 1-2);
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (аль-Анбийа, 25);
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху» (аз-Зумар, 2-3).
Аятов на эту тему так много, что всех их трудно сосчитать. Они указывают на то, что смысл приобретения знаний заключается в служении Великому и Могучему Аллаху, посвящении Ему всех обрядов поклонения и совершения ради Него всех богоугодных дел.
Во-вторых, священные тексты указывают на то, что душой знаний являются праведные деяния. В противном случае, знания оказываются голыми, бесполезными.
Всевышний Аллах сказал:
«Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Фатыр, 28);
«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (аз-Зумар, 9).
Эти и другие тексты указывают на то, что, с точки зрения религии, знания – это всего лишь способ достижения цели, а не сама цель. Они помогают совершать праведные деяния, и все, что говорится о пользе и превосходстве знаний, распространяется только на те знания, которые сопряжены с соответствующими деяниями.
Хорошо известно, что лучшим из всех знаний являются знания о Великом и Могучем Аллахе. Тем не менее, они не приносят человеку никакой славы, пока он не выполнит их требования и не уверует в Аллаха.[8]
В-третьих, шариатские тексты содержат суровое предупреждение и угрозу в адрес тех, кто не поступает в соответствии со своими знаниями, и возвещают о том, что ученый будет спрошен о том, руководствовался ли он своими познаниями на практике, и если он не делал этого, то его знания принесут ему несчастье, печаль и разочарование.
Всевышний сказал: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (аль-Бакъара, 44);
«О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (ас-Сафф, 2-3).
А в истории о пророке Шуейбе Всевышний поведал о том, что он сказал своим соплеменникам: «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь» (Худ, 88).
Этот вопрос рассматривается и в других священных текстах, и до нас дошло много высказываний ранних мусульман по этому поводу. Эти предания имеют большую ценность и приносят огромную пользу, и богословы не раз цитировали их в своих сочинениях.[9]
Шейх-уль-ислам[10] писал: «...и поэтому говорят, что знание бывает двух видов: в сердце и на языке. Знание в сердце – это полезное знание, а знание на языке – это довод Аллаха против Его рабов[11]... Следовательно, знающим является тот, кто разбирается в религии своим сердцем. Это – не просто проповедник, который произносит свои проповеди языком. Иногда из знаний и умения разбираться в них сердце извлекает огромную пользу, которой человек никогда не делится с другими. А иногда человек говорит людям о многом из того, что знают и переживают сердца, хотя у него самого сердце лишено этого».[12]
Из всего сказанного становится ясно, какое высокое место занимают знания в религии, какую огромную пользу они приносят, и какое сильное воздействие они оказывают на силу и непоколебимость веры. Поистине, они представляют собой важнейший из факторов укрепления, увеличения и усиления веры, однако все это, конечно же, относится к тем, кто использует свои знания на практике.
Более того, деяния приумножаются и уменьшаются, принимаются и отвергаются в зависимости от того, соответствуют они знаниям человека или нет. Об этом сказал Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах: «Деяния принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют они познаниям или же противоречат им. Деяние, которое соответствует знаниям, принимается, а то, которое противоречит им, отвергается. Следовательно, именно знания являются тем критерием, пробным камнем».[13]
Он также писал: «Любое знание, любой поступок, которые не укрепляют веру, являются ненормальными...»[14]
Праведные деяния укрепляют веру в нескольких отношениях: человек отправляется в путь ради приобретения знаний, сидит в кругу тех, кто поминает Аллаха, обсуждает с ними вопросы шариата, приумножает свои знания об Аллахе и Его законе, выполняет на практике то, чему обучился, получает награду за каждого, кого он обучил праведным знаниям. Все эти многочисленные факторы усиливают веру, и причиной этому являются знания и их приобретение.
Что же касается разделов религиозного знания, которые усиливают веру, то их довольно много, и я попытаюсь объединить их следующим образом: