Проблемы развития буддизма в Украине
Одной из главных проблем распространения буддизма не только в Украине, но и вообще в западной среде, является, с одной стороны, его требовательность к личной практике Учения, что требует достаточно высокой культуры мышления и желания к самосовершенствованию и, с другой стороны, непривычность буддийской символики и ритуалов (особенно в их тантрической версии) для западного человека.
Отсутствие, в отличие от стран Западной Европы и Америки, достаточно большой диаспоры выходцев из стран, где буддизм является традиционной религией (Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Таиланд, Индия) или, в отличие от России, где есть достаточно многочисленные и компактно проживающие национальные меньшинства, традиционно исповедующих буддизм (буряты, калмыки, тувинцы) - ставит перед буддистами Украины задачи, которые в других западных странах не стояли столь остро.
Необходимы длительные сознательные усилия, как традиционных буддийских Учителей, так и их украинских последователей для адаптации символики, терминологии и ритуалов к культуре, ментальности и современному образу жизни в Украине. Поскольку же одним из основных постулатов буддизма является непривязанность к внешним формам распространения Учения, то эта задача является вполне выполнимой и определенная работа в этом направлении уже достаточно давно ведется основными украинскими буддийскими организациями.
Значительным тормозом в развитии и распространении буддизма в Украине является практически полное отсутствие отечественной научной школы буддологии и, как следствие этого, отсутствие украинской буддийской терминологии, что значительно затрудняет перевод буддийских канонических и философских текстов на украинский язык.
Это тем более прискорбно, что соседняя Россия переживает "ренессанс" отечественной научной буддологии: ежегодно переводятся и издаются труды буддийских Учителей, ведется серьезная научно-исследовательская работа, систематически осуществляются зарубежные контакты с традиционными буддийскими центрами, саму Россию ежегодно посещают и дают наставления всемирно известные буддийские Учителя.
Отсутствие отечественной научной буддологии тем более прискорбно, поскольку буддийская философия оказала и оказывает по сей день заметное влияние на различные западные философские течения, поэтому обучение философии в высших учебных заведения не может считаться, на мой взгляд, полноценным без знания основ буддийской философии.
Также определенной проблемой является и то, что в научных кругах еще нередко встречается недостаточное понимание буддизма как системы, в первую очередь, психотехнической, где все ритуально-обрядовые, морально-этические и философские аспекты подчинены исключительно одной цели - изменению и очищению человеческого сознания, приведение его к наивысшей точке совершенства и гармонии, условно именуемых Просветлением.
Узко же специальный философский, культурологический или исторический подход не дает полноценной картины ни самого Учения Будды, ни понимания сути деятельности отдельных буддийских Учителей, как древности, так и современности, ни механизмов взаимообмена различных течений и школ буддизма, ни динамики развития и распространения буддизма в современном мире.
Также не может считаться полноценным изучение, без достаточного уровня компетентности в вопросах буддизма, истории и культуры стран Юго-Восточной Азии, где буддизм оказал существеннейшее влияние на все стороны жизни.
Еще одной проблемой, серьезно сковывающей распространение буддизма в Украине, является фактическое неравенство в Украине различных конфессий. Несмотря на то, что как украинская Конституция, так и Закон Украины "О свободе совести и религиозные организации" декларируют равенство различных конфессий, в действительности это равенство рассматривается государственными структурами по принципу "все равны, но некоторые - ровнее". И речь здесь идет не только о буддизме - подобные проблемы возникают, особенно в областях Восточной Украины и Республики Крым, и у различных протестантских Церквей, и даже у православных Киевского Патриархата и греко-католиков. Так, например, Государственный комитет Украины по делам религий отказал греко-католической церкви основать в Донецкой области епархиальное управление лишь на основании того, что донецкая госадминистрация сочла это "нецелесообразным", и это притом, что в Донецкой области имеется несколько десятков греко-католических общин. Понадобилось публичное заявление кардинала Гузара, чтобы это решение было пересмотрено. На основании такой же формулировки о "нецелесообразности" Государственным комитетом по делам религий отказано в официальной регистрации единственному в Украине буддийскому духовному учебному заведению - Буддийской академии Украины. Причем, несмотря на решение Верховного Суда Украины о незаконности этого отказа, Госкомитет по делам религий и по сегодняшний день под различными предлогами отказывается регистрировать это учебное заведение.
Подобная же история длится уже на протяжении восьми лет с регистрацией буддийского монастыря "Шейчен-линг" в Донецкой области. Несмотря на то, что он был освящен и де-факто действует с 1993 года, и Донецкий совет по делам религий, и Государственным Комитетом по делам религий отказываются регистрировать его на основании того, что, цитирую выдержку из официального ответа Донецкой облгосадминистрации: "За последней информацией Государственного комитета Украины по делам религий вероученческая доктрина буддийской общины "Храм Шейчен-линг" включает некоторые еще недостаточно известные в Украине методы трансформации сознания и внутренних энергий". И это притом, что данная община принадлежит к школе Нингма-па - широко известной и старейшей из школ тибетского буддизма, одним из верховных иерархов которой является Его Святейшество Далай-лама XIV.
Особо вопиющий случай произвола со стороны государственных структур по отношению к буддийской общине произошел в городе Харькове: у буддийской общины Ордена Ниппондзан-Мёходзи был отнят действующий более двух лет монастырь, находящийся в этом городе. При этом делалось это не по решению суда, а по решению местной госадминистрации.
Несмотря на то, что статья 161 Уголовный Кодекс Украины предусматривает уголовную ответственность за "оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями", в прессе встречаются публикации, где буддизм обзывается "сатанизмом", а буддисты - "экстремистами" и "террористами".
Можно с уверенностью говорить о том, что в Украине существуют два вида закона по отношению к так называемым "нетрадиционным" конфессиям: один вид - это официальные законодательные акты, призванные показать лицо властных структур в привлекательном для украинской и международной общественности демократическом свете, и второй вид - неписаные законы реальной практики исполнения законодательных актов. Суть этой практики по отношению к "нетрадиционным" конфессиям достаточно ясно сформулировал в своем интервью газете "Крымская правда" председатель Совета по делам религий при Совете Министров Республики Крым - В. А. Малиборский, который на вопрос корреспондента о равенстве в правах всех конфессий, зафиксированном в украинском законодательстве, ответил: "Думаю, законодатели поспешили именно с таким подходом. Результат налицо, что называется. Надо было изучить опыт Европы. Есть немало поучительных примеров. Например, в Греции православие является, по сути, государственной религией. Чтобы построить культовое здание другой конфессии, не православной, надо помимо государственных архитектурных согласований получить "добро" правящего православного архиерея. Прозелитизм - переманивание верующих из одной конфессии в другую - считается в Греции преступлением и карается законом". Не удивительно, что при фактическом наличии в Крыму около десятка буддийских общин, ни одна из них не зарегистрирована официально.
Проблема сложных взаимоотношений между буддийскими общинами в Украине и украинскими властями связана, на мой взгляд, прежде всего с тем, что с падением коммунистической идеологии украинские властные структуры остались без идеологической опоры, отсюда и стремление создать новую обязательную для всех идеологию, одной из составляющих которой является "направляющая роль" традиционного православия. Идеи же демократии для властных структур Украины абсолютно чужды, поскольку подавляющий процент чиновников - это старые кадры, воспитанные на коммунистической идеологии. Особенно ярко это видно в среде чиновников, имеющих отношение Государственному комитету Украины по делам религий и областным Советам по делам религий: практически все руководители этих структур были причастны к подавлению религиозных свобод в Украине в советский период. Достаточно наглядным является следующий факт: главным религиоведческим экспертом Госкомитета по делам религий является Козловский И. А. - известный в религиозных кругах Донецкой области как человек, активно фабриковавший в советское время по заказу КГБ религиоведческие экспертизы, на основании которых производились массовые аресты и осуждения верующих различных конфессий. Сегодня этот человек готовит новые кадры религиоведов на базе Донецкого государственного институте искусственного интеллекта. Вряд ли мировоззрение этих новоиспеченных религиоведов будут отличаться особой веротерпимостью и демократизмом.
Также имеется неправильное, зачастую, отношение к буддизму, особенно в украинских национал-патриотических кругах, как к фактору, враждебному для возрождения национальной украинской культуры, что является частью более широкой проблемы - отношение к духовно-религиозным течениям с узко-идеологической точки зрения. Религиозные учения рассматриваются с точки зрения их применимости в идеологической и политической борьбе, в то время как задача любого духовного течения - стоять надо всякой политической и идеологической пристрастностью, не давая тем самым идеологам и политикам выйти за рамки общечеловеческих духовных принципов. Исторический опыт уже показал, что всякий раз, когда религиозные принципы подчинялись сиюминутным политико-идеологическим интересам - это неминуемо приводило к духовной деградации той нации, где это происходило.
Имеют место и достаточно частые проявления веронетерпимости со стороны представителей наиболее распространенной в Украине православной церкви Московского Патриархата, который пользуется значительной поддержкой со стороны органов местной власти и руководства областных госадминистрации в Восточной Украине. К нам неоднократно поступала информация, что православные священники Московского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви в беседах со своими верующими называют буддизм не иначе, как "сатанизмом".
Еще одной существенной проблемой является спекуляция на буддизме в чисто коммерческих целях, создание групп и сект, прикрывающихся буддийской терминологией в целях эксплуатации своих последователей. Деятельность подобных организаций, типа нашумевшего "Аум Синрикё" или его менее известного отечественного аналога - "Белого лотоса" с центром в городе Черкассы, заметно дискредитирует Учение Будды в массовом сознании и служит прекрасным оправданием для чиновников, препятствующих деятельности реальных буддийских организаций.
В последнее время эта проблема уже не стоит так остро, во многом благодаря работе российских буддологов и переводчиков буддийской литературы, поскольку благодаря десяткам изданных в России трудов буддийских Учителей различных традиций уже достаточно проблематично спекулировать на недостатке информации о буддизме.