Свойство как препятствие к браку
Вступление.
Откуда берет свое начало брак? Пожалуй с того самого момента, описанного Моисеем в книге Бытия:
«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22).Так Господь находит нужным сочетать двоих в единство общения и бытия. И далее запечатлевает этот союз: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…»(Быт.1:28). Отсюда берет начало первый благословенный брак в истории человечества.
В жизни христианской церкви во все века и времена всегда большое внимание уделялось вопросу брака и семьи. Это подтверждается тем, что чин венчания включен в число семи церковных таинств. Свое начало вопросы брака берут с ветхозаветных времен, однако в связи с появлением нового вида родства – духовного, после установления Господом Нашим Иисусом Христом таинства крещения, появились новые запреты и ограничения, которые были добавлены. В течении времени число степеней, налагающие ограничения на брак, изменялось. В разных поместных церквях придерживаются разных принципов отношения родства при заключении брака. Все их можно свести к следующим пунктам.
Кровное родство как препятствие к браку.
Половая связь между близкими кровными родственниками всегда и у всех культурных народов считалась чем-то противоестественным, и по причине того, что потомство от близких родственников рождается обыкновенно болезненным, и по причине того, что кровное родство — это ещё и связь нравственная. Какое же родство считалось и считается достаточно близким, чтобы служить препятствием к браку? Римляне изобрели способ измерения родства называемый степенями. Число рождений, через которое устанавливается родственная связь между лицами, и есть степень родства между ними. Римское право всегда запрещало браки между родственниками в 3-ей степени родства (напр., дядей и племянницей) и временами разрешало, временами запрещало браки в 4-ой степени родства. В Византии события развивались следующим образом. Окончательно браки в 4-ой степени родства были запрещены в 692 г. на Трульском вселенском соборе, правила которого были подтверждены, а значит возведены в государственный закон тогдашним императором Юстинианом II. Но так слово слово, обозначавшее в те времена у византийских греков двоюродную сестру, обозначало и троюродную сестру, в дальнейшем и церковь, и гражданское законодательство запретили браки и в 6-ой степени родства, т. е. между детьми двоюродных. Т. к. в Римском праве, а именно, в наследственном праве, родством признавалось родство до 7-ой степени включительно, в дальнейшем православная церковь стала запрещать браки в 7-ой степени родства, однако не расторгала уже заключённые браки, а лишь подвергала супругов и венчавшего их священника церковной эпитимии. В 1166 г. на константинопольском соборе браки в 7-ой степени родства были решительно запрещены, а заключённые уже браки объявлены недействительными11.
Свойство как препятствие к браку
Тут же следует рассмотреть вопрос о свойстве — производном родстве, в которое вступали семьи вследствие браков между их членами. Понятие о свойстве как о родственной связи проистекало из понятия о том, что мужчина и женщина в результате брака сливаются в одну нравственную личность и, следовательно, кровные родственники мужа становятся родственниками (в данном случае свойственниками) жене и наоборот. Православная церковь ставила в отношения свойства не только супруга и кровных родственников другого супруга, но и родственников обоих супругов друг к другу. Какая же степень свойства являлась препятствием к браку? В римском праве свойство признавалось препятствием к браку только между одним супругом и прямолинейными родственниками другого, а именно запрещался брак с матерью жены, с падчерицей, с мачехой, с женою сына. к браку, действительно, нет никакого различия между свойством и кровным родством. Например, брак с женою дяди запрещён на том же основании, что и брак с родною тёткой: и первая, и вторая называются тётками. На основании этого церковь поставила каждого супруга в отношения свойства не только с прямыми, но и с боковыми родственниками другого супруга. Православная церковь не делала разницы между родством кровным и свойством как препятствиями к заключению брака: брак между свойственниками запрещался в тех же степенях, что и между кровными родственниками (т. е. с VII-го века в 4-ой степени, с конца X-го века - в 6-ой). Степень свойства подсчитывалась точно так же, как и степень кровного родства, т. е. степень свойства одного супруга к кровному родственнику второго супруга равнялась степени родства второго супруга к этому родственнику. Христианская церковь запрещала браки между свойственниками, чтобы избежать смешения родственных наименований12.
Эти законы о степенях родства перешли и в Россию: в XI в. метрополит Иоанн, грек по происхождению, запретил браки в 6-ой степени родства и свойства. Однако эти запреты нарушались: князья нередко женились на родственницах в 6-ой степени и свойственницах в 5-ой степени, иногда браки родственников даже в 4-ой степени не расторгались. т. е. практика была такова, что подобные браки не разрешались, но уже заключённые браки не расторгались. Данные византийские законы, устанавливающие столь многочисленные препятствия к браку по родству и свойству, вообще оказались неудобными для правящей верхушки: и для князей, как показано выше, и для царственных особ, которым они затрудняли браки с иностранными принцами и принцессами, с которыми царственные особы находились уже, как правило, в той или иной степени родства или свойства. Примером может служить брак императора Петра III c Екатериной II, которые приходились друг друг троюродным братом и сестрой. Хотя один из членов синода московский архиепископ Иосиф и протестовал против этого брака, протест его, конечно, же был отклонён. Данные нормы были препятствием и политике увеличения народонаселения, которой тогда следовало правительство, и которое видело в браке главное средство роста населения и, следовательно, было заинтересовано в уменьшении числа препятствий к браку. Наконец, византийские законы были неудобны мелкопоместным дворянам при устройстве браков между их крепостными, которые в какие-нибудь 20 — 30 лет могли породниться и покумиться между собой до степеней, запрещённых Кормчей. Во 2-ой половине XVIII века сначала Елизавета Петровна, а затем и Екатерина II давали указание Святому Синоду разработать точное и ясное положение о степенях родства и свойства, запрещённых и разрешённых для брака. Следует заметить, что с XV в. русская церковь стала автокефальной, т. е. перестала зависеть от константинопольских патриархов, что, безусловно, позволило ей отойти от норм византийского семейного права и написать положение, более удовлетворяющее российский правящий класс. В 1810 г. вышел Указ, который запретил браки в кругу родства и свойства до 4-ой степени включительно. Родственники в 5-ой, 6-ой и 7-ой и свойственники в 5-ой и 6-ой степени родства, желающие вступить в брак, должны были попросить на это дозволения архиерея13. Церковные правила касательно степеней родства и свойства, запрещённых к браку, имели в Российской Империи силу гражданского закона: «Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбранённых» (Свод Законов Российской Империи“, 1900, т.10, ч.1, кн.1, р.1, гл.1, отд.1, ст.23)
В российском брачном законодательстве новейшей эпохи, как было сказано выше, вообще отсутствует понятие свойства, всего лишь запрещены браки между кровными родственниками, и то в очень близких степенях: по прямой нисходящей и восходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сёстрами.
3.Духовное родство как препятствие к браку.
в) Духовное родство — это производное родство, которое возникает между крестной матерью или между отцом и крестимым младенцем. Уже в Риме постклассической эпохи на обряд крещения стали смотреть как на гражданское усыновление, т. е. возникающее при этом духовное родство должно было стать безусловным препятствием к браку, как и усыновление. Первый закон об этом был принят ещё римским императором Юстинианом в VI веке. Затем в Византии Трульский собор поставил крёстного отца и мать в отношение духовного родства к родителям окрещённых детей (VII в.), а в VIII в. Эклога поставила в отношение духовного родства детей крёстных отца или матери и крестников. В XII в. церковная практика и каноническая доктрина совершенно сравняли духовное родство в смысле препятствия к браку с кровным. С XII в. в Византийской церкви утвердилось правило, что духовное родство следует считать до 7-ой степени, но только по нисходящей линии от крёстного отца или крёстной матери и от крестника/-цы, т. е. крестный отец или мать относятся к крестнику/-це как духовные родители - в первой степени духовного родства, к его родителям - как брат или сестра - во второй степени духовного родства; собственные дети крестных отца или матери относятся к крестнику/-це во второй степери духовного родства — как его братья и сёстры. В России в Указе Святого Синода 1810 г. духовное родство признавалось безусловным препятствием к браку, но в гораздо меньшем по сравнению с Византией объёме: только между крестными отцом или матерью и крестницей/-ком и между крестными отцом или матерью и родителями крещённого/-ой. В Своде Законов Российской Империи ничего не сказано о духовном родстве14, однако, можно полагать, что действовал упомянутый Указ Святого Синода, т. к. брачное законодательство, как было сказано во введении, находилось под 2-ой юрисдикцией: церкви и государства.
Заключение.
В виду вышеизложенного исследования можно заключить насколько важной является тема кровного духовного родства в одном из семи православных таинств. Данная тема не является новой, так как это было известно еще в древних цивилизациях, например в древнем Египте. Но не смотря на это, люди далеко не всегда исполняли этот запрет. Царские семьи часто превозносили свой род, считая его богоизбранным, или как у египтян просто божественным, и из-за этого нарочно не смешивались с каким-либо другим родом, но брали своих дальних и даже близких родственников, приводя к смешению родственной крови. Следствием этого очень часто потомство рождалось крайне болезненным. Римская цивилизация являет нам людей уже более осведомленных в данном вопросе. Еще даже до пришествия Христа, в римском праве был издан запрет на брак до 3-ей степени включительно и иногда даже до 4-ой. С принятием империей христианства, как государственной религии в 313 г. , у отцов церкви после утихших христологических споров, а также споров о лицах Св. Троицы, наконец-то появилась возможность разобрать и зафиксировать в соборных постановлениях древнейшие предания о проблематике кровного родства, а также с введением института восприемничества, положить правила, которые полагали ограничения к браку при духовном родстве. Некоторые из этих ограничений могли послабляться властью епископа в виду различных человеческих немощей. Также на сегодняшний день мы видим различный взгляд на количество допустимых степеней при заключении брака в разных поместных церквях, как например, в Русской Православной Церкви и в грекоязычных православных церквях.
В данном вопросе огромная ответственность возлагается как на брачующихся с их родственниками, так и на восприемников, которым родители вверяют свое чадо. Всем выше перечисленным необходимо твердо осознавать всю ответственность и вытекающие последствия при нарушении этих правил. Священнослужителю же со своей стороны, необходимо ознакомить желающих прибегнуть к тому или иному таинству с данными правилами. Священнику, прежде чем совершить венчание, следует выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного Брака между данными лицами. В первую очередь следует отметить, что не всякий гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГС'е, может быть освящен в таинстве Брака.
Церковью не допускается вступление в брак более, чем три раза, также запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.
Все эти обстоятельства выясняются при оформлении документов на венчание за церковным ящиком, и, в перечисленных выше случаях, в церковном бракосочетании отказывается.