Сунниты и выборы руководителя
Сунниты не принимают доктрину божественного назначения предводителя мусульманской общины. Они считают, что мусульмане могут созвать совет и самостоятельно избрать себе руководителя, при этом они ссылаются на некоторые из аятов Священного Корана:
1. «Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих».[459]
Однако внимательное изучение данного аята не оставит без внимания того, что обращение в нем относится к человеку (в данном случае к Посланнику Аллаха), руководство и предводительство которого уже свершившееся дело. Этот аят призывает его советоваться со своими подчиненными о мирских делах и принимать наилучшее решение. Но доказывать этим аятом дозволенность избрания на совете имама общины верующих неправильно.
2. «Которые отвечают своему Господу, совершают молитву, вершат свои дела по взаимному совету и расходуют из того, чем Мы их наделили».[460]
Данный аят также предписывает верующим советоваться друг с другом в мирских делах, однако избрание предводителя общины не относится к мирским делам. Это прерогатива Всевышнего Аллаха, о чем сказано в многочисленных аятах Корана и хадисах Посланника Аллаха. С этими аятами и хадисами читатель может ознакомиться в последующих главах данной книги. Советоваться друг с другом и принимать самостоятельные решения верующие имеют право только в тех делах, относительно которых нет четкого указания Аллаха или Его Пророка. Также необходимо заметить, что если бы Ислам предписывал своим последователям самостоятельно избирать наместника Посланника Аллаха и руководителя мусульманской общины, то об этом предписании имелось бы большое количество аятов Корана. Помимо этого сборники хадисов были бы переполнены указаниями и рекомендациями Посланника Аллаха относительно того, какие требования предъявляются к руководителю, кто имеет право избирать его, на каких условиях должны проходить выборы. В исламском фикхе от Пророка Ислама до мелочей расписаны все нужды общины до судного дня, однако в нем нет никаких его высказываний относительно выбора имама и условий этого выбора. И это еще раз доказывает, что назначение наместника Пророка и имама верующих это прерогатива Господа.
Безгрешность и другие качества имама
Для того чтобы самым лучшим образом исполнить наложенную Аллахом обязанность, имам, так же как пророк и посланник, должен обладать рядом качеств, которые помогут ему достигнуть его высоких целей. Чем выше положение человека, чем ответственнее его миссия, тем больше к нему предъявляется требований. Посланничество, пророчество и имамат являются наивысшими степенями, которыми Всевышний Аллах одаривает своих избранных рабов, и самыми ответственными миссиями, исполнитель которых обязан иметь наилучшие моральные и духовные качества. Качества, которые будут отличать его от всех остальных людей. Согласно шиитскому вероучению посланники, пророки и имамы наделены безгрешностью, совершенными знаниями, абсолютной мудростью, высочайшими нравственными качествами и лишены каких бы то ни было отрицательных моральных свойств. В ином случае человечество не будет уверено в истинности проповедуемого ими учения, люди не смогут в полной мере вверить им свои сердца и души. Они не будут воспринимать их как пример подражания и гордости. А это в свою очередь станет преградой их духовному совершенству и наставлению на истинный путь.
Безгрешность
Арабское слово «исмат»[461] переводится на русский язык как безгрешность, непорочность, святость. Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) и двенадцать имамов из его рода, продолжающие его великую миссию, являются абсолютно безгрешными, непорочными и святыми людьми. Они защищены и от великих грехов, и от малых прегрешений. Они никогда в своей жизни умышленно или нечаянно не совершали каких-либо мерзких поступков, вся их жизнь с рождения до самой смерти наполнена праведностью, благочестием и набожностью. Они даже не помышляли о грехе. Они защищены от ошибок, просчетов и промахов, они никогда ничего не предавали забвению, ведь они хранители истинной религии и источник божественного учения. Обладание безгрешностью это одно из главных условий для имамов, обязанность которых заключается в наставлении и ведении за собой верующих людей: «Мы сделали их имамами, которые по Нашему велению указывали на прямой путь».[462] Однако не нужно полагать, что безгрешность и непорочность являются навязанными им качествами, в приобретении которых сами Пророк и имамы не играют никакой роли. Это не так, они не совершают грехов и ошибок только по собственной воле, ведь непорочность это внутренняя сила, берущая свое начало в совершенной вере и глубочайших знаниях тайн мироздания.
Шииты убеждены, что Пророк Ислама и двенадцать имамов были безгрешны и непорочны как в деле распространения и защиты исламской религии, так и в личной жизни. В данном вопросе их убеждения отличаются от веры большей части суннитов, которые допускают, что Пророк Ислама мог совершать ошибки и просчеты в личной жизни – в той ее части, которая не имеет непосредственного отношения к донесению религиозного учения. Шииты же говорят, что вся жизнь Пророка и имамов это религиозное учение, это традиция, которую Мудрый Аллах установил среди человечества. Поэтому грехи и ошибки не имеют доступа в чистые души безгрешных предводителей мусульманской общины.
По поводу безгрешности Посланника Аллаха и имамов из его рода в Священном Коране сказано: «О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью».[463] Во многих трудах шиитских и суннитских ученых имеются хадисы с указаниями на то, что данный аят был ниспослан в связи с Посланником Аллаха и его семейством (ахль аль-бейт), к которому при его жизни относились Али, Фатима, Хасан и Хусейн (да будет мир с ними). Впоследствии по велению Аллаха к ним были присоединены еще девять потомков Пророка Ислама. В данном аяте идет речь об абсолютной воле Аллаха, которую Он применил в отношении семейства Посланника Аллаха. Воля Аллаха заключается в том, чтобы избавить семейство Пророка от скверны и очистить их полным очищением. И так как слово скверна (в арабском значении «риджс») употреблено в данном аяте с артиклем «аль», то это значит, что Аллах избавил их от всех видов внешней и внутренней скверны, к коим относятся в том числе грехи, просчеты и ошибки.
Еще одним аятом, из которого следует безгрешность и непорочность имамов из пророческого рода, является 59-ый аят суры «Женщины», в котором сказано: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Повиновение обладателям власти в данном аяте соотнесено повиновению Аллаху и Его Посланнику. Иными словами, повиновение обладателям власти должно быть таким же, как повиновение Аллаху и Его Посланнику, то есть абсолютным и беспрекословным, а приказ о подобном повиновении исходит от Аллаха лишь в том случае, если обладатели власти непогрешимы и защищены от всяческих ошибок. В ином случае аят теряет смысл. Суннитский ученый Хаким Хаскани приводит в одном из своих трудов хадис следующего содержания: «Пророк сказал: «Моими наместниками являются те, повиновение которым обязательно так же, как повиновение Аллаху и мне. Всевышний Аллах сказал об этом: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Затем Пророк обратился к Али: «Ты являешься первым из них».[464]
Совершенные знания
Шииты убеждены, что безгрешные имамы обладают глубочайшими знаниями в религиозном учении и тайнах мироздания. Их познания превосходят познания всех остальных людей. И в этом нет ничего удивительного, ибо имам, как уже многократно было сказано об этом, является наместником Пророка Ислама, вследствие чего он хранитель религии и священного писания, он гарант их целостности. Всевышний Аллах сделал его предводителем человечества и открыл пред ним врата бесконечных знаний, чтобы люди обращались к нему за истиной и всегда могли разрешить свои трудности и развеять сомнения. Безгрешные имамы обладают совершенными познаниями, которые принесли с собой божьи пророки и посланники.
Имамы обладают также знаниями сокровенного. Некоторые из мусульман ошибочно полагают, что знания о сокровенном недоступны никому, кроме Аллаха, и в качестве подтверждения своих слов ссылаются на ряд аятов, например: «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он».[465]Однако правильное толкование этого и подобного ему аятов Корана заключается в том, что никто кроме Аллаха не может самостоятельно достичь знаний сокровенного, ибо никто кроме Него не обладает полными сведениями о сотворенном Им мире. Но Аллах может открыть знания сокровенного для своих избранных рабов, и тогда для них приоткроется завеса над многими тайнами мироздания. Он может открыть эти знания для своих безгрешных посланников и пророков, как сказано об этом в следующих аятах: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен».[466] А так как безгрешные имамы являются продолжателями дела Посланника Аллаха и наследниками знаний всех предыдущих пророков, то и им Всевышний Аллах дарует познания, недоступные остальному человечеству. Имам Бакир (да будет мир с ним) говорил по этому поводу: «Воистину, Всевышнему Аллаху принадлежит знание особое и знание общее. Особое знание не доступно никому – ни приближенным ангелам, ни пророкам. Однако Его общее знание открывается приближенным ангелам и пророкам, и это знание оставлено нам Посланником Аллаха».[467]
Наилучший из людей
Согласно шиитскому вероучению имам должен быть наилучшим из людей во всех отношениях, ибо только такой человек может вести за собой общину по пути истины к достижению совершенства, и лишь он может быть примером для остальных мусульман. Он должен обладать качествами, такими как безгрешность, абсолютные знания, совершенные моральные свойства, он должен иметь связь с миром сокровенного. Люди не обладают возможностями распознать друг в друге подобные качества, поэтому они не могут самостоятельно выбрать себе достойного имама и наместника Посланника Аллаха. По этой причине шииты не устают повторять, что наместника Пророка и предводителя исламской общины выбирает Всевышний Аллах и объявляет об этом через своего Пророка. Именно таким образом предводителями мусульманской общины были назначены Имам Али и следующие одиннадцать безгрешных имамов из пророческого рода. Сунниты, которые не принимают божественное назначение предводителей исламской общины, считают, что община сама должна выбрать себе имама. Вследствие этого они допускают, что предводителем общины может стать не самый лучший из ее представителей.
Имам Махди
Всевышний Аллах оказал мусульманской общине величайшую милость, назначив для нее двенадцать безгрешных предводителей, которые после ухода Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в мир иной взяли на себя руководство над верующими и продолжили претворение в жизнь небесного учения. Они наместники Пророка Ислама и наследники его знаний, они светоч божественного руководства и гарант сохранности истинной религии. Сам Посланник Аллаха множество раз говорил: «Я господин пророков, а Али господин наследников. Моих наследников двенадцать, первый из них Али, а последний Махди».[468]
28-ого Сафара 11-ого года по лунной хиджре после смерти Посланника Аллаха началось руководство Имама Али (да будет мир с ним) – первого безгрешного имама. А 8-ого Раби аль-авваля 260-ого года по лунной хиджре закончился имамат Имама Хасана Аскари (да будет мир с ним) – одиннадцатого имама из пророческого рода. С его смертью руководство общиной перешло к его сыну – двенадцатому безгрешному имаму, которого называют Имамом Махди (да будет мир с ним). Имамат двенадцатого имама продолжается уже более одиннадцати веков. За это время сменилось множество поколений мусульман, и до сих пор преданные последователи безгрешных имамов ждут пришествия последнего божественного предводителя, который наполнит землю добром и справедливостью.
Учение о мессии, который установит на земле справедливое государство, основанное на совершенных небесных законах, и поведет за собой мусульман к торжеству истины и добра, олицетворением которых является исламская религия, одинаково присутствует и в шиизме, и в суннизме. В 55-ом аяте суры «Свет» сказано: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами». Данный аят возвещает о светлом будущем, которое установится на земле после пришествия Имама Махди. В этом будущем человечество достигнет наивысшего расцвета и совершенства, люди познают своего Творца и будут поклоняться Ему. На всей земле воцарится мир, вера и покой.
Посланник Аллаха говорил: «Если до скончания мира останется даже один день, то Всевышний Аллах удлинит его настолько, что его хватит, чтобы пришел человек из моего рода и наполнил мир справедливостью и правосудием так же, как до этого он был наполнен злом и угнетением».[469]
В хадисе от Имама Садика сказано: «Когда наступит пришествие Имама Махди, он установит правление на основе справедливости, во время которого сойдет на нет зло и угнетение. Все пути и дороги будут в полной безопасности. Земля сполна дарует свои блага. Все люди будут восстановлены в правах. Он будет править так же, как правили Дауд и Мухаммад (да благословит Аллах его и его род). Мир покажет свои клады и блага. И тогда невозможно будет найти нуждающегося, чтобы одарить его милостыней, ибо все верующие ни в чем не будут испытывать нужду».[470]
Итак, пришествия Имама Махди одинаково ждут и шииты, и сунниты. Однако в его личности и некоторых особенностях между представителями двух исламских школ имеются расхождения во взглядах. Для суннитов Имам Махди это мифическая фигура из рода Пророка Ислама, который только родится в будущем. Он обычный человек, конечно же благочестивый, смелый и богобоязненный, но в соответствии с распространенным суннитским мнением он не обладает безгрешностью и знанием сокровенного. Для шиитов же Имам Махди это конкретная личность. Он потомок Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), потомок Али и Фатимы, он сын Имама Хасана Аскари. Он двенадцатый безгрешный имам из пророческого рода, обладающий всеми качествами и достоинствами, которыми обладал его великий предок, принесший человечеству Священный Коран.
Имам Махди появился на свет в Ираке 15-ого Шабана в 255-ом году по лунной хиджре. Когда в 260-ом году был предан мученической смерти Имам Хасан Аскари, Имам Махди, которому в ту пору было не больше шести лет, стал следующим предводителем мусульманской общины. Божественное провидение скрыло малолетнего имама от людских взоров, ибо его жизни угрожали многочисленные враги. Так начался период малого сокрытия, продолжавшийся семь десятков лет. В этот период скрытый имам руководил своими последователями через четырех особых наместников, сменявших друг друга. Наместниками были наиболее благочестивые и уважаемые члены общины, в справедливости и глубокой вере которых не было сомнений ни у самого имама, ни у его шиитов. Во время малого сокрытия шииты передавали через них свои просьбы и вопросы имаму, а он через них передавал им ответы и разрешал их трудности.
Особыми наместниками Имама Махди в период малого сокрытия были:
1. Абу Амру Усман ибн Саид Амри (260-267).
2. Абу Джафар Мухаммад ибн Усман ибн Саид Амри (267-305).
3. Абу Касим Хусейн ибн Рух Нубахти (305-326).
4. Абу Хусейн Али ибн Мухаммад Самури (326-329).
Незадолго до своей смерти Али ибн Мухаммад Самури принес послание от скрытого имама, в котором шиитам было сообщено о скорой смерти четвертого наместника и о том, что с его смертью начинается период великого сокрытия, продлящегося до того часа, о котором знает только Всевышний Аллах. Таким образом, малое сокрытие Имама Махди продолжалось с 260-ого по 329-ый год по лунной хиджре. Большое сокрытие началось в 329-ом году и продолжается поныне. Имам Садик говорил: «Воистину, Махди будет пребывать в сокрытии, во время которого рабу Аллаха надлежит быть богобоязненным и надлежит крепко держаться за религию Аллаха».[471]
Долгая жизнь имама
Имам Махди (да будет мир с ним) родился одиннадцать веков назад и сейчас ему более 1100 лет. Убежденность в долгой жизни имама является одним из основных объектов нападок в адрес шиитов со стороны их недоброжелателей. Они утверждают, что такая долгая жизнь попросту невозможна, вследствие чего вера шиитов в конкретную фигуру Имама Махди лишена всяческих оснований. Но так ли это на самом деле?
Для любого мусульманина, читающего Священный Коран, нет сомнений в том, что Всевышний Аллах может даровать человеку долгую жизнь. Пророк Нух только призывал свой народ к истине в течение 950-ти лет: «Мы послали Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов».[472]
Сегодня в мире множество медицинских и исследовательских центров проводят исследования относительности старости. По мнению ряда ученых долгая жизнь не является иллюзией и чем-то невозможным. Долгая жизнь реальна, необходимо лишь устранить препятствия, которые в данный момент не дают людям жить в течение нескольких веков, и старость будет побеждена. Если Всемогущий Господь пожелает, то Ему не составит труда увеличить продолжительность жизни человека, ведь все в мироздании, включая жизнь людей, находится в Его власти. В истории о Пророке Йунусе сказано, что если бы он не воздал хвалу Аллаху и не обратился к Нему, то остался бы живым в чреве огромной рыбы до скончания мира: «Его проглотила рыба, когда он был достоин порицания. Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в ее чреве до того дня, когда они будут воскрешены».[473]
Вот уже более двух тысячелетий продолжает жить Пророк Иса, который, нужно заметить, вернется на землю после пришествия Имама Махди и будет оказывать ему всяческую помощь. Почему долгая жизнь Пророка Исы не вызывает никаких нареканий, но долгая жизнь Имама Махди становится причиной сомнений и обвинений? «И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису сына Марьям, посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый».[474]
Длительная жизнь Имама Махди кажется чудом, нарушающим все законы природы. Но разве Аллаху тяжело приостановить действие этих законов и сотворить такое чудо в отношении безгрешного имама, являющегося хранителем истинной религии, который в будущем совершит восстание во благо человечества? Разве до этого в мире не происходило чудес? Всевышний Аллах сделал огонь прохладой для Пророка Ибрагима, когда упрямые язычники решили сжечь его. Творец развернул море перед Пророком Мусой и его последователями, когда фараон и его приспешники пытались настичь их. В ночь, когда Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) покинул Мекку, Господь сделал его невидимым для врагов, окруживших его дом и замысливших убить его.
Благо от сокрытия имама
Большое сокрытие Имама Махди (да будет мир с ним), которое является одним из положений шиитского вероучения, не означает того, что имам отделен от общины и не ведает о происходящем с человечеством. Не следует полагать, что имам находится в каком-то ином мире. Нет, он живет на земле так же, как все остальные люди. Он ест и пьет, вершит пятикратную молитву и совершает пост так же, как другие мусульмане. Он живет среди нас и знает обо всех трудностях исламской общины и всех остальных людей. Он живет и ждет повеления Аллаха, после чего начнет свое всемирное движение. Многие из нас видят его, но не знают, что это скрытый имам, продолжающий жить на земле уже долгое время. Некоторые из праведников удостаиваются чести встретиться с ним, и тогда он дает им указания и помогает в разрешении трудностей. В течение прошедших веков Имам Махди встречался с рядом ученых и благочестивых мусульман, о чем имеются многочисленные свидетельства в шиитской литературе.
Главной миссией скрытого имама является полное и повсеместное претворение в жизнь положений исламской религии, после чего истина восторжествует на всей земле, а люди заживут счастливо в полном смысле этого слова. Его цель – создание справедливого всемирного строя, основанного на небесных законах. Все пророки, посланники и имамы приложили максимум усилий для достижения этой цели, но по причине неготовности людей, их низкого политического, интеллектуального, культурного и морального уровня данная миссия не была исполнена в полной мере. Чтобы добиться этой великой цели человечество, хотя бы часть его, должно достичь определенной духовной зрелости и совершенного мировоззрения. Люди должны понять, что без законов религии и божественного предводителя они не сумеют воплотить на земле свои мечты о совершенном равноправии и справедливости. Они не смогут положить конец непрекращающимся раздорам, непрерывным войнам, постоянным притеснениям друг друга. В сердцах людей должна проснуться жажда искоренения всех видов угнетения и притеснений. Их души должны устремиться к правде. Человечество прошедших времен, да и сейчас, не достигло духовной и общественной зрелости, политической мудрости и верного понимания мироздания, по этой причине пророки и посланники встретили яростное сопротивление своих народов, руками которых многие из них были преданы смерти. То же самое произошло и с безгрешными имамами из рода последнего божьего посланника. Ни один из них не умер своей смертью. Все они пали от мечей или были отравлены теми, кто называл себя мусульманами, не ведающими того, что Аллах поставил имамов предводителями общины и велел во всем подчиняться им. Одной из причин того, что Всевышний Аллах скрыл двенадцатого имама и даровал ему долгую жизнь, является опасение за его жизнь. Можно с уверенностью сказать, что если бы имам жил не скрывая того, кто он есть на самом деле, то он давно был лишен жизни алчными, завистливыми и темными властолюбцами. Его убили бы так же, как убили всех его предшественников. Однажды Имам Бакир (да будет мир с ним) сказал одному из своих последователей, что у двенадцатого имама будет большое сокрытие и долгая жизнь. Тот спросил: «Почему?» Имам ответил: «Из опасения быть лишенным жизни».[475]
Во многих шиитских хадисах говорится, что, скрыв двенадцатого имама, Всевышний Аллах испытывает человечество. Божье испытание отличается от испытаний, к которым прибегают люди. Испытания людей призваны выявить те или иные особенности, или же отсутствие этих особенностей. Тогда как испытания Аллаха имеют воспитательный характер. Верное осознание божьих испытаний и выход победителем из них облагораживает душу, возносит ее на новые уровни совершенства, дарует счастье и истинное представление о мире и происходящих в нем событиях. Такие же плоды приносит испытание, заключенное в сокрытии Имама Махди. Ожидающие его мусульмане приобретают духовное совершенство, политическую мудрость, общественную зрелость и верный взгляд на мир. А когда до этого дойдет определенная часть человечества, которая будет готова последовать за имамом и отдать для торжества истины все самое дорогое, что есть у них, тогда Аллах отдаст повелению имаму начать свое освободительное движение.
Присутствие на земле безгрешного и непорочного имама, пусть даже находящегося в большом сокрытии, таит в себе несравненные блага. Согласно шиитскому вероучению на земле всегда находится непорочный и безгрешный человек, земля ни на секунду не остается без довода Аллаха для людей. Со времен Адама и до наших дней среди людей жили непорочные. Они пророки, посланники и имамы. Посредством них в мироздание проистекает божественная милость, через их сердца мир получает божественный свет. Непорочные являются дверями к Аллаху и Его милости. Имам Бакир говорил: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как скончался Адам, Аллах не оставил землю без имама, посредством которого люди находили бы верный путь к Господу. Имам – довод Аллаха для людей, и земля никогда не останется без довода».[476]
Не будь на земле безгрешного довода Аллаха, мир бы рухнул, как сказано об этом в хадисе от Имама Риды: «Мир погибнет, если останется без имама».[477]
Поэтому от присутствия на земле Имама Махди выгоду получает так или иначе все человечество. Сердца его верных последователей, ожидающих его пришествия, устремляются к Аллаху верным устремлением, и в них начинает отражаться истинный божественный свет. В многочисленных хадисах сказано, что люди извлекают из скрытого имама такую же пользу, какую мир извлекает из солнца, закрытого облаками. Присутствие на земле Имама Махди дарует шиитам невероятные духовные силы, ибо они чувствуют, что не одиноки. Скрытый имам наполняет их сердца терпением и стойкостью, верным руководством и надеждой на лучшее будущее. Такие духовные силы чувствовали первые мусульмане, совершившие в истории Ислама самое первое переселение в Эфиопию. Они были далеки от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), были лишены возможности видеть его и слышать его голос. Но они знали, что Пророк жив и выполняет свою великую миссию. Осознание этого даровало им надежду. Духовная связь с живым предводителем очень важна и эффективна. В качестве подтверждения к сказанному достаточно вспомнить событие, произошедшее при битве Ухуд, когда над головами мусульманских воинов вдруг пронесся крик: «Мухаммад мертв!» Многие из мусульман в тот момент почувствовали отчаяние и безысходность, их надежды рухнули, а некоторые из них были готовы переметнуться к врагу. В одно мгновенье от известия о смерти Пророка их сердца впали в уныние и апатию. Но когда стало известно, что Пророк жив и весть о его смерти была слухом, они воспряли духом и изгнали из сердец чувство одиночества.
Ожидающие пришествия Имама Махди шииты неизменно чувствуют в своих сердцах крепкую духовную связь с безгрешным имамом и светом, исходящим от него. Ожидание готовит их к его пришествию. Ожидание дарует им стойкость в борьбе со злом и угнетением. Ожидание содействует совершенствованию их нравственных и моральных качеств, ибо истинное ожидание это стремление к лучшему, надежда на благие перемены. Ведь не зря в хадисах от Посланника Аллаха и имамов сказано, что ожидание скрытого имама это наилучшее богослужение. Однажды Имаму Садику задали вопрос о мусульманине, принявшем руководство безгрешных имамов из пророческого рода и ожидающем пришествие двенадцатого имама. Он ответил: «Он подобен воину, находящемуся рядом с Имамом Махди». Затем он выдержал паузу и сказал: «Более того, он подобен тому, кто находится рядом с Посланником Аллаха».