Спешите к наилучшему деянию
Первым разногласием в азане является фраза «Хаййа аля хайриль-амаль (спешите к наилучшему деянию)», которую шииты считают обязательной фразой, произносимой два раза в азане и икаме после фразы «Хаййа аляль-фалях» (спешите к успеху). В соответствии с мнением шиитов, без этой фразы азан с икамой недействительны. Однако современные сунниты не считают ее обязательной фразой ни азана, ни икамы, поэтому не произносят ее перед выполнением обязательных молитв. Многие читатели удивятся, узнав, что во времена Посланника Аллаха фраза «спешите к наилучшему деянию» произносилась в азане. Это один из несомненных исторических фактов, о чем к сожалению не знает большинство рядовых суннитов. Множество свидетельств этому имеется в исторических книгах и сборниках хадисов (шиитских и суннитских).
Суннитский мухаддис Муттаки Хинди приводит хадис, в котором говорится, что в утреннем азане Биляль неизменно произносил фразу «спешите к наилучшему деянию».[519] Такой же хадис приводит Хайсами в 1-ом томе «Маджма аз-заваид».
В книге «Джавахир аль-ахбар уаль-асар» передается от Али ибн Аби Талиба: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Наилучшим деянием является молитва». Затем он повелел Билялю говорить в азане «спешите к наилучшему деянию».[520]
В книге «Мизан аль-и’тидаль» приводятся слова Абу Махзуры – одного из муэдзинов Медины, который говорил: «Посланник Аллаха повелел нам произносить в азане фразу «спешите к наилучшему деянию».[521]
В суннитских документальных источниках имеются также свидетельства, из которых следует, что некоторые сподвижники до конца своей жизни продолжали говорить в азане и икаме данную фразу. Шаукани передает от Мухибба Табари, что Зейд ибн Аркам постоянно говорил в азане «спешите к наилучшему деянию».[522]
Байхаки передает от Мухаммада ибн Сирина, что Абдулла ибн Умар всегда произносил в своем азане фразу «спешите к наилучшему деянию».[523]
Мнение суннитских ученых относительно этих хадисов разделилось. Часть суннитских ученых утверждает, что, несмотря на то, что фраза «спешите к наилучшему деянию» действительно произносилась в эпоху Посланника Аллаха, через некоторое время эта фраза из азана была изъята. Одни из них приводят хадисы, из которых следует, что эту фразу отменил сам Посланник Аллаха. Другие при этом молчат, не называя имени того, кто изъял из азана эту фразу. Вторая часть суннитских ученых придерживается мнения, что все хадисы, в которых идет речь о фразе «спешите к наилучшему деянию» не выдерживают никакой критики, поэтому эти хадисы недостоверны. Конечно, было бы наивно полагать, что суннитские ученые признают достоверность этих хадисов, ведь в таком случае им пришлось бы признать правоту своих оппонентов. Но в любом случае хадисы, имеющиеся в суннитских источниках, а также расхождения во мнениях суннитских ученых, существующие относительно изъятия данной фразы из азана, косвенно подтверждают точку зрения шиитов. Шииты при этом всегда ссылаются на безгрешных имамов из пророческого рода и отрицают факт изъятия Пророком этой фразы из азана. «Хаййа аля хайриль-амаль» является неотъемлемой частью азана и пробудет ею до судного дня. Но что же на самом деле послужило причиной изъятия этой фразы из азана? Почему сунниты не произносят ее в своем азане и икаме? Из внимательного изучения исламской литературы на данную тему следует, что изъятие этой фразы из азана является очередным иджтихадом Умара ибн Хаттаба, и все современные сунниты, полагая, что следуют традиции Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), на самом деле следуют ошибке второго халифа. Это не есть утверждение одних только шиитов, такого же мнения придерживаются и некоторые суннитские исследователи.
Саад Тафтазани пишет: «Фраза «спешите к наилучшему деянию» была частью азана во времена Посланника Аллаха. Но Умар во время своего правления удерживал людей от произношения в азане этой фразы, чтобы возвеличиванием молитвы они не принижали значение джихада».[524]
Имам Бакир (да будет мир с ним) говорил мусульманам: «Во времена Пророка мусульмане всегда произносили в азане фразу «спешите к наилучшему деянию». Также они поступали в эпоху Абу Бакра и в начальный период правления Умара. Но потом Умар распорядился изъять эту фразу из азана и икамы. Люди спрашивали Умара о причинах подобного действия, на что он отвечал: «Когда народ слышит, что молитва является наилучшим деянием, он будет вяло относиться к джихаду».[525]
Молитва лучше сна
Произношение в утреннем азане фразы «Ас-саляту хайрун минан-наум (молитва лучше сна)» является еще одним разногласием между шиитами и суннитами. Из фетв суннитских ученых следует, что при призыве на утреннюю молитву муэдзину необходимо сказать фразу «молитва лучше сна». Некоторые из этих фетв указывают на обязательность произношения этой фразы, другие фетвы говорят о желательности. Шиитские ученые, руководствуясь в этом и во всех других вопросах предписаниями безгрешных имамов из пророческого рода, запрещают произносить в азане эту фразу и считают ее нововведением, появившимся среди части мусульман после ухода Посланника Аллаха в мир иной. Во многих наставлениях от безгрешных имамов сказано о недопустимости прибавления этой фразы к утреннему и любому другому азану, так как это есть нововведение, а всякому нововведению, как говорится об этом в известном пророческом хадисе, место в огне. В книге «Васаиль аш-шиа» приводится хадис, в котором Имаму Садику (да будет мир с ним) задали вопрос о произношении в азане фразы «молитва лучше сна», на что имам ответил: «Мы не знаем такой фразы».[526]
Почему же шииты не говорят в утреннем азане «молитва лучше сна»? Этому есть несколько причин. Во-первых, как уже было сказано выше, из высказываний имамов, являющихся продолжателями традиций Пророка и хранителями исламской религии, следует запрет на произношение данной фразы.
Во-вторых, в суннитских хадисах упоминаются различные причины появления этой фразы в утреннем азане, что позволяет усомниться в достоверности этих хадисов. В одних хадисах сказано, что данную фразу услышал во сне Абдулла ибн Зейд, после чего Пророк, посчитав его сон вещим, включил ее в утренний азан. В других хадисах говорится, что эту фразу добавил в утренний азан Биляль чтобы разбудить спящего Пророка, а затем Пророк одобрил ее. Третьи хадисы говорят, что Биляль говорил в утреннем азане фразу «спешите к наилучшему деянию», однако Пророк велел ему заменить ее на фразу «молитва лучше сна». Из четвертой группы хадисов следует, что Пророк обучил этой фразе Абу Махзуру и велел ему произносить ее перед утренней молитвой. Следующая группа хадисов указывает на то, что говорить в утреннем азане фразу «молитва лучше сна» повелел Умар ибн Хаттаб во время своего правления.
В-третьих, цепочка передатчиков хадисов, которые указывают на необходимость произношения фразы «молитва лучше сна», слаба и в ней присутствует множество не внушающих доверия людей.
В-четвертых, при внимательном изучении жизненного пути Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) ни от кого не скроется тот факт, что он никогда не произносил эту фразу в азане или икаме. Более того, она не произносилась даже в эпоху правления Абу Бакра. Но в суннитских источниках имеется немало свидетельств, подтверждающих мнение шиитов, что данная фраза была добавлена в утренний азан по приказу Умара ибн Хаттаба. Желающие могут обратиться к «Муватте» Малика ибн Анаса, стр.57. Некоторые суннитские ученые считают, что фразу «молитва лучше сна» можно произносить в утреннем азане, а можно и не произносить. Например, Шаукани пишет в одном из своих трудов, что данную фразу в азан добавил Умар и это есть нововведение. Он пишет: «Али ибн Аби Талиб, услышав эту фразу, сказал: «Не добавляйте в азан то, что не является его частью». Этого же мнения придерживались Абдулла ибн Умар и Тавус. Если бы данная фраза относилась к азану, то они никогда не препятствовали бы ее произнесению». Далее он продолжает: «Мы принимаем это, однако мы не всегда произносим в утреннем азане фразу «молитва лучше сна», мы делаем это иногда. Поэтому мы следуем и тем хадисам, и этим».[527]